«Всегда можно вернуться обратно» Айдер Исмаилов

24.11.20000:00

Большинство наших соотечественников убеждены, что влияние партии «Хизб ут-Тахрир» приводит к разногласиям в религии, к разделению народа, а ввиду отрицания национальных особенностей, традиций, отвлекает от первостепенных задач сохранения и развития нации, и вместе с тем дискредитирует крымских татар в глазах общества. Попытаемся выяснить, является ли это сегодня проблемой, или все-таки, она просто надумана. Что думают по этому поводу религиозные деятели?

Предлагаем вашему вниманию беседу с кандидатом исламских наук, заместителем муфтия Крыма Айдером ИСМАИЛОВЫМ.

 

– Однозначно это проблема. Все упомянутые вами пункты имеют место быть: разногласия в религии, разделение народа, отвлечение от первостепенных задач, дискредитация народа в глазах общественности. Все вышеперечисленные и другие деструктивные проявления этого течения наносят вред крымскотатарскому народу. Эту проблему можно сравнить с глубокой и болезненной раной, которую, если не лечить, то она прогрессирует, долго не заживает и время от времени кровоточит.

Следует также заметить, что эта проблема искусственного характера. Против нас используют наших же соотечественников.

 

– Если это все-таки проблема, какие пути ее решения вы могли бы предложить?

– Во-первых, все слои крымскотатарской общественности, должны осознать серьёзность нарастающей проблемы, понять, что происходит, во-вторых, консолидироваться для решения данного вопроса.

Когда начинаешь разъяснять, что это чуждая нам идеология, которая наносит ущерб целостности, ставит под удар будущее нашего народа в украинском государстве, что методы деятельности партии расходятся с Исламскими принципами морали, то часто находятся какие-нибудь горе-политики или чиновники, или бизнесмены, которые скрыто поддерживают их, то ли брат-сват, то ли партнёр и т.д. Поэтому консолидация, выработка единой позиции и стремление придерживаться ей ради общественных интересов, очень важна. Если минимизировать такие проявления двуличия, как, например, в обществе говорить одно, а за спиной, отклоняясь от общей линии поведения, в угоду своим интересам, плести интриги с сектантами, то ситуацию можно будет более-менее контролировать. Это касается не только Хизб ут-Тахрир, но и всех сект и течений, которые действуют на территории Крыма и Украины.

Все это напрямую связано с самосознанием, чувством патриотизма и ответственности за народ. Не зря всякого рода течения (сектанты) пытаются отодвинуть национальные чувства на второй план, а то и вовсе объявить их греховными.  Для некоторых это игра, новинка, способ самоутверждения, но в мире многие уже через это прошли и мало кто уже на это поддаётся. Просто создаётся искусственный информационный имидж.

Взять, к примеру, тех же «хизбов» – у себя на родине в Палестине их влияния практически не ощущается, на общественные процессы они не влияют. Сегодня наши соотечественники должны все более приобщаться к Исламу, изучать его, чтобы затем уметь фильтровать и принимать только истинные знания о нашей религии.

Любые процессы, происходящие в обществе, так или иначе, касаются всех. Поэтому вряд ли удастся остаться от подобных проблем в стороне. По этой причине, все слои, все члены нашего общества должны дать этому негативному явлению должную оценку и, по мере возможности разъяснять пагубность разобщения на религиозной почве.  

Посмотрим в суть вопроса:

– Во-первых, в целом в обществе мы видим низкий уровень Исламского образования, а у сектантов он однообразный, узкий и поверхностный. Во-вторых, искусственный характер движения, основанный на эмоциях, лозунгах, финансовой поддержке, психологическом воздействии. Амбициозная позиция – они считают себя контролёрами уммы.

Что  же касается путей решения могу сказать следующее:

– Необходимо стимулировать Исламскую практику, образ жизни – не оставлять свободного поля для внедрения чуждых идеологий. Развивать национальное самосознание – любовь к народу, его ценностям, традициям, преданность ему, чувство патриотизма. Поправлять, останавливать, предостерегать, наставлять молодых. Пусть видят, что их будут одёргивать. К тому же это обязанность религиозная – эмри биль маруф нехий аниль мункер (поощрять добро и порицать зло) – поэтому если кто–то видит вредные для общества, для его единства проявления, должен предпринять соответствующие меры, это есть механизм общественного самоконтроля. Например, если чей–то ребёнок ведёт себя неподобающе, то следует обратить на это его внимание. Должно закрепиться сознание того, что мы единая семья и на каждом из ее членов лежит ответственность за её сохранность, целостность, имидж и развитие. Для нас ни один соотечественник не является чужим,  следовательно, как отец или брат одёргивает, наставляет, а порой и ругает сына, брата, так и мы должны помогать друг другу в выборе правильного пути.

Общая позиция такова:

Мы не против того или иного человека, мы против идеологии, которая стравливает нас друг против друга. Мы против тех, кто импортирует и внедряет её в чистые и горячие головы.

И, конечно же, вне зависимости от мотивов, мы будем пытаться останавливать деструктивные действия. Это несет вред всему крымскому сообществу, а мы крымские татары и мусульмане Крыма гаранты стабильности на данной территории.       

 

– Что вы бы посоветовали близким человека, попавшего в Хизб ут-Тахрир?

— Проявлять терпение и объяснять пагубность данного движения, стараться по мере сил раскрыть глаза на реальность, на то, что это структура  внедренная и управляемая извне. Нужно учитывать, что это как система сетевого маркетинга, разрастается в виде паутины. Людям промывают мозги, при вступлении они дают клятву (присягу) на верность – происходит эмоциональное  давление, то есть это своего рода одержимость, фанатизм. Спорить здесь бесполезно – терпение и любовь  к  ближним – но попустительства быть не должно.

– Есть ли возможность предотвратить конфликты, возникающие на этой почве?

– Пока существуют приверженцы этой идеологии, и народ в целом не понимает ее пагубности, и пока не будут предприняты меры, начиная с семей, избежать конфликтов вряд ли удастся. Уменьшить, свести их до минимума, возможно. Они строят своё движение на противопоставлении, обвинении. Это и есть признаки деструктивности и анархический дух. Ислам – это созидательность и позитивность. Поэтому заключения о том, что движение                   политическое вполне обоснованны. Несмотря на то, что они  читают Коран, делают намаз, соблюдают пост. Главное ведь не что ты делаешь, а для чего ты это делаешь!?

В процессе возрождения Ислама нам нужен  научный подход, объективное толкование, учитывающий национальные особенности и условия проживания. Нам нужен Ислам,  а не красивые, привлекательные лозунги, заморские политические идеи и инородные традиции.

В истории было много сект, которые говорили правильные слова, но неправильно их применяли, не к месту. Хариджиты одни из них – набожные, но в огне. Это ультрарадикальная секта, которая провозгласила неверными всех, кто с ними не согласен и принялась их физически уничтожать. В том числе и досточтимого Али, 4-го праведного халифа, которого они убили. А аргумент всё тот же «он поступил не по шариату», когда назначил судью…. Лозунг – аят из Корана «Иниль хукму илля лилях», т.е. решение только за Аллахом. Хотя грехопадение они считали вероотступничеством и намаз они делали так, что от земного поклона мазоль появлялась на лбу. Но это их не спасло, они бунтарями и смутьянами родились и такими остались, только трансформировались со временем. Почтенный Али на счёт них сказал: «они аят читают правильно, но применяют его не правильно (не к месту)». По этому главное это качественное понимание….  

 

– Как вы думаете, почему приверженцев Хизб ут-Тахрир не заставляет задуматься то, что эта партия запрещена во многих странах, что она бросает совершенно чуждую для крымских татар тень терроризма на наш многострадальный народ?

– Некая одержимость и фанатизм не позволяют этого сделать. Фанатизм – слепое, безоговорочное следование убеждениям, особенно в религиозно-философской, национальной или политической областях; доведённая до крайности приверженность каким-либо идеям, верованиям или воззрениям, обычно сочетающаяся с нетерпимостью к чужим взглядам и убеждениям. Также когда человек нетерпимо и неуважительно относится к мнению остальных. Не принимает право на существование других мнений, считает свое мнение единственно правильным и старается всеми, возможными, а порой и насильственными  способами навязать его другим.

С точки зрения религии это проявляется следующим образом: под лозунгом “шариат” преподносится какое-то субъективное суждение одного человека или группы людей, а противоположные, как правило, объявляются противоречащими шариату, а, следовательно, харамом, заблуждением, нововведением и т.д. Таким образом, фанатичные приверженцы данной позиции объявляют всем инакомыслящим, кто не согласен с их точкой зрения, борьбу. Одним словом, это монополизация истины и игра на чувствах людей. Манипуляция людскими массами. Это словно чип, встроенный в подсознание, которому дается установка на определенные действия. Если человек, все-таки осознает их – значит для него это выгодно, если нет, значит, он простофиля и его используют. В шариате есть ясно и четко выраженные истины (веления, запреты), а есть и нечетко обозначенные в текстах, они конкретизируются учёнными и это называется иджтихад. Это из области методологии Исламского права. Другими словами иджтихад, это нахождение решения, используя определённую методику, на те вопросы, которые ясно и чётко в текстах Корана и Сунны не обозначены. Таким образом, это не непреложные истины, это мнение. Так вот, споры возникают в основном в вопросах иджтихада. И такие вещи преподносятся как шариат.

Идеологические гонения и запреты, наоборот стимулируют одержимость, уверенность в правоте.

Насчет темы терроризма – этому даже трудно дать какое–то объяснение. Если человек не оборачивается и не смотрит на то, что он натворил? Не думает о последствиях. Им, кажется, нет, они убеждены, что действуют и страдают во имя истины…

 

– Члены Хизб ут-Тахрир недоумевают: в чем же заключается вред их идей для крымскотатарского народа, ведь они призывают к исламу. Не могли бы вы дать разъяснение.

– Вред их идей состоит в том, что они чужды для нас и нашего менталитета. Как вредно чужеродное тело в организме человека: оно вызывает реакцию, нарыв, повышение температуры и, в конце концов, происходит отторжение. То же самое произойдет и с этими идеями в среде нашего народа. В качестве примера можно привести многие страны мира. Это лишь дело времени.

Они призывают не к Исламу как к таковому, а к своим субъективным, партийным воззрениям, которые они считают и преподносят как Ислам. Они – партия, политическое движение Хизб ут-Тахрир и не олицетворяют весь Ислам. Полностью Ислам олицетворял только один человек на земле – это Пророк Мухаммед (с.а.с.) Все остальные представляли какую–то часть Ислама и хорошо, если правильно. История видела много групп, течений, движений, которые неверно преподносили Ислам, а, следовательно, своими словами, призывами и действиями очерняли его прекрасный лик.

Как результат можно привести множество примеров дискриминации и репрессий против мусульман, притеснений народа.

Почему бы сегодня прямо не сказать партии Хизб ут-Тахрир – зачем прикрываться Исламом, народом, джемаатом? Раздают прокламации от имени Хизб ут-Тахрир в Украине, а когда возникают конфликты, начинают обвинять Муфтият в том, что он не стоит на страже интересов мусульман Крыма.

Зря растрачивается энергия людей. Хотя могли бы ее направить во благо народа. Например, построить детский сад, профинансировать издание литературы по языку, истории крымских татар и т.д. Чаще всего, призывают людей делать то, чего уже давно не нужно делать, что не подходит нации, нашим условиям жизни и т.д. Быть может нашим соотечественникам из Хизб ут-Тахрир стоит задуматься: не направлены ли их действия против народа? Народ уже начал понимать всю пагубность подобных течений и сект.

Я сказал, что подобного рода течения ставят под удар настоящее и будущее народа, калечат молодое поколение, потому что своими необдуманными словами и легкомысленными действиями вызывают страх, опасение и настороженность у окружения и государства, а следовательно и ответную, негативную защитную реакцию, направленную уже не только против адептов Хизб ут-Тахрир, но и против всех мусульман, всего народа. Получается, они подставляют всех мусульман. Выставляют в негативном свете радикализма, терроризма, экстремизма мусульман и, что самое обидное, великую религию Ислам.

Как примеры негативных проявлений деятельности партии можно отметить силовые попытки установить в мечетях своих имамов, провокации споров и драк, всяко рода интриги, психологическое давление на имамов. В результате конфликтов родители не пускают детей в мечеть, в медресе. Разлад, споры в семьях. И, как следствие, высокая статистика разводов, драмы.

Также это течение, как представляют его приверженцы ненасильственное и идеологическое, может просто составить платформу для возникновения более радикальных, экстремистских групп. Например, призыв к построению Халифата, может вызвать у некоторых уставших от бездействия членов партии переход от слов к делу. И, отделившись, они могут обозначить свое течение совсем другим именем.

 

– Что бы вы хотели сказать членам Хизб ут-Тахрир, обратившись посредством газеты «Авдет»?

– Я бы призвал членов этой партии пересмотреть свои слова, лозунги, и вытекающие из них действия. А самое, главное, критически взглянуть на свой ниет, то есть свое намерение. Переоценить свои действия с точки зрения Исламской морали, пользы и вреда  для целостности народа и его будущего. Не давать клятвы на верность  тем или иным партиям. А если все-таки дали клятву, а затем поняли свою ошибку, то всегда можно вернуться обратно и начать действовать позитивно, во благо религии, во благо народа. Продолжать оставаться на ошибочном пути это самая большая ошибка.

 

– Какой вопрос вы сами себе хотели бы задать?

– Что сделал и делаю для возрождения Ислама в Крыму, для народа? Делаю ли я все от меня зависящее? Этот вопрос я задаю себе всегда и прошу Аллаха, чтобы этот вопрос, а также  самокритичная оценка моей работы присутствовала в моем сознании до последнего дня.

Беседовали

Шевкет КАЙБУЛЛАЕВ, Севиль АБДУРАХМАНОВА.

 

Опубликовано Рубрики Без рубрики