Как Крым приобрел Украину

10.02.200612:32

19 февраля Крым отметит 52 года со дня передачи Украине
1954 год Кремль встретил в помпезной обстановке празднования 300-летия вхождения Украины в состав Российского государства. Но главные и завершающие события юбилейных торжеств были впереди. А именно:19 февраля 1954 года Президиум Верховного Совета СССР огласил новое постановление: «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР».

Решение главного лице государства никем из других «руководителей» не оспаривалось. Более того, на заседании, под председательством К. Ворошилова, заслушивались выступления членов Президиума, полностью одобряющих передачу.

Вот несколько цитат из выступлений членов заседания Президиума: «… Экономика Крымской области тесно связана с экономикой Украинской ССР. По географическим и экономическим соображением передача Крымской области в состав братской Украинской республики является целесообразной и отвечает общим интересам…», «… несомненно, что этот важнейший исторический акт будет служить делу дальнейшего непрерывного экономического и хозяйственного развития Крымской области в составе Украинской ССР…».

Конечно, нужно учесть, что в условиях советского времени никто из высшего руководства и не посмел бы выразить иную точку зрения. Но факт, как известно, вещь неоспоримая, и Крымская область благополучно отошла Украине.

Однако в пылу широкомасштабных празднеств и куда более увлекательном разоблачении культа личности Сталина уже были слышны первые шовинистические роптания великорусов в адрес генсека, мол: «Хрущев в пьяном угаре подарил Украине Крым». Обвинялось киевское правительство, якобы спровоцировавшее акт передачи. Этого было достаточно, чтобы вызвать всплеск негативных предположений и доводов десятилетием позже, уже после смещения Н. С. Хрущева. Русскую общественность коробило при одной только мысли, что Крым – Русская Швейцария – всесоюзная здравница в украинском ведомстве! Особенно это задевало самих, так называемых «крымчан» — как гордо величали себя недавние переселенцы из глухих российских провинций и отставная военная и политическая элита Красной Армии, облюбовавшая себе «Полуденный край Таврический». Но чтобы не говорили, а Л. И. Брежнев Указа не отменил. Так что пришлось населению Крымского полуострова смериться.

Забегая вперед, следует отметить, что колесо истории не стоит на месте, и если роптания были едва слышны на протяжении 37 лет, то только потому, что сама Украина являлась одной из 15 республик СССР, но к 1991 году, с развалом Союза, ропот перерос в настоящий крик, который слышен до сих пор.

Радикальные политики России были настроены решительно и пытались вернуть заветный полуостров в «родное» лоно как «исконно русское земли» и, главное, наперекор всем условностям, национализировать: «Русское море» вместе с его портами. Например в начале 90-х московский мэр Г. Попов, предложил «силой отобрать Крым и Севастополь у Украины». А в 1992 году Верховный Совет РФ сделал официальное заявление о том, что акты передачи Крымской области Украине не имеют юридической силы, и проигнорировав ратифицированный договор «О неприкосновенности границ», поставил пересмотреть конституцию актов 1954 года. Кроме этого, ставился пол сомнение суверенитет Украины не только в отношении Крыма, но и Одесской области. Это был явный вызов. Россия и здесь не изменила своим барским замашкам указать второстепенное значение Украины. Однако Борис Ельцин не поддержал своих законодателей и направил в Киев официальную делегацию во главе с вице-президентом А. Руцким, чтобы устранить назревший конфликт.
В то же время российских законодателей продолжал беспокоить статус Севастополя как главной базой Черноморского флота, который с 1948 года имел статус города республиканского подчинения. При передаче Крыма в состав Украины отдельные решения по Севастополю не принимались. На этом пытался сыграть Верховный Совет РФ. В июле 1993 года он принял популистское решение о предоставлении Севастополю статуса города Российской Федерации. Это решение было юридически безграмотным. В советском законодательстве города республиканского подчинения рассматривались как интегральная часть области, на территории которой они расположены. Поэтому Севастополь с 1954 года автоматически стал подчиняться Киеву как столице УССР.

Российский президент был вынужден дезавуировать решение своего законодательного органа. А 20 июля 1993 года в дело вмешался Совет Безопасности ООН, квалифицировав это решение как юридически не состоятельное. Вынесение украинско-российских отношений на уровень ООН заставило российских политиков опомниться.

Итак, потуги завоевания Рюриковичей и коварная победа Романовых обратилась в прах. Как и следовало ожидать, Крым остался в составе Украины, и это де-факто, как само собой разумеющееся, не выдвигалось на обсуждение украинской стороной. Однако до сих пор российские политики пытаются любыми путями возвратить Крым России.

Сегодня уже все равно, чем руководствовался Президиум Верховного Совета СССР, передавая Крым Украине. Возможно, проанализировал историю Таврический губернии, а может это был политический ход тактично избавить полуостров от договоренности с еврейскими организациями США о переселении в Крым евреев? Ведь на тот момент решение принимал ЦВИК РСФСР, а для Украины эти решения не были обязательны. А может быть, после депортации коренного народа – крымских татар хозяйство полуострова пришло в упадок, и в Кремле решили оздоровить экономику Крыма с помощью Украины? К сожалению, сегодня о причинах приходится только догадываться.
Что касается сегодняшней ситуации в Крыму, то она не утешительна. В рамках предвыборной компании крымские партии и блоки такие как «Союз», «Русский блок», коалиция Народный фронт «Севастополь-Крым-Россия» и т. д. всячески стремятся вести пропаганду о сближении Крыма с Россией, при этом игнорируя интересы коренного народа – крымских татар.

Гульнара Абдулаева

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET