Мечеть Кебир-Джами

09.10.20067:56

В начале XVI века, по велению второго крымского хана Менгли Гирая в самом сердце крымского полуострова, у реки Салгир, близ руин городища Керменчик (так крымские татары называли столицу государства поздних скифов – своих далеких предков), был основан Акмеджит (Ак-Мечеть), как резиденция калги-султана – наследника крымского хана. Начало строительства города положила большая соборная мечеть Кебир-Джами. Это самое первое общественное и старинное здание города, которое и поныне украшает старую часть Симферополя по улице Госпитальной, 4.
Да благословит Аллах имя Абдурахман-бека

«Мечеть сию, соорудил во славу Величества хана Султан Менгли Гирая Абдураман-бен-Али, — да простит Аллах его (грехи) ему и детям его, в месяц мухарем в 914 году» (хиджры – приблизительно около 1508 г.).
К сожалению, данных о том, кто такой Абдураман-бек, сын не менее известного Али, указанный в хронограмме над входом в мечеть, история не сохранила. Исходя из вышесказанного, нам только остается предполагать, что этот благородный человек на свои средства возвел в честь хана Менгли Гирая самую большую, соборную мечеть и нарек ее Кебир-Джами, что в переводе означает Главная мечеть.

Что касается датировки старейшей мечети средневекового города – «1508 г.», то она стала официальной и вошла в дореволюционную литературу.
Но вот что любопытно. У мечети есть и другая дата, указывающая на то, что она старше официальной на целых двенадцать лет. То есть, возведена в 1496 году. Ссылаться на эту дату позволяют архивные документы из фондов Центрального музея Тавриды и поданного в 1905 году обращения в вакуфную комиссию, неким коллежским секретарем Сеит Абдурасимом Эмировым, потомком Таврических муфтиев. В обоих документах указана одна дата – 1496 год.

Из этого следует, что кафедральная мечеть Кебир-Джами – старейшее сооружение, которое сохранилось до наших дней в Акмеджите.

Первое разорение и второе рождение

В 1736 году на полуостров вторглась русская армия под командованием фельдмаршала Миниха, который отдавал распоряжение сжигать все на пути продвижение войск. В пламени пожара устроенного русскими погибла большая часть духовной и материальной культуры крымских татар. Гезлев, Бахчисарай и Акмеджит лежали в руинах пепелищ. Кебир-Джами разделила участь великолепного дворца калги, расположенного на левом берегу Салгира, и была разгромлена и сожжена варварами. Но в отличие от резиденции первого наследника крымского хана, мечеть была очень скоро восстановлена, о чем свидетельствует еще одна надпись над ее входом: «Эту мечеть первоначально соорудил Абурахман-бек, потом сожгли ее нечестивые богоотступники, затем построил ее Махмуд-агъа-ибн-Хусейн из его сыновей (потомков) в 1153 году» (1740 г.).

Итак, из этой надписи следует, что второе рождение Кебир-Джами – 1740-й год. Именно в этот период новый хан Арслан Гирай заново отстраивает крымскотатарские города и повсюду сооружает красивые фонтаны, новые мечети, кофейни, базары, бани.

Внешний облик Кебир-Джами, после второго рождения практически не изменился. Мечеть по-прежнему не отличалась пышностью отделки. Она была сооружена из камня-ракушечника и бута на глиняном растворе. Архитектор разнообразил лишь ее главный фасад путем варьирования окон; в нижнем ярусе – прямоугольного очертания без наличников; верхним – круглого.
Живописность зданию предавала трехскатная деревянная крыша с яркой желобчатой черепицей и колоннообразный, сравнительно невысокий минарет, выложенный из штучного камня и увенчанный алемом – полумесяцем. Внешний архитектурный облик соборной мечети достаточно скромно и просто декорирован, даже портал и шерфе (балкон) минарета не отличаются пышностью в отличие от других крымских мечетей.

Кебир-Джами на протяжении веков всегда оставалась общественно-религиозным центром. Вместе со всеми постройками она занимала значительный участок. В ее единый архитектурный комплекс входили: медресе, текие и столовая для бедных прихожан, содержавшаяся на средства доходов от вакуфных земель. Рядом с мечетью располагалось большое крымскотатарское кладбище, охватывающее всю прилегающую территорию, вплоть до нынешней улицы Воровского, где расположено святое место – целебный источник и могила Салгир-Баба, входившее в вакуф земель Кебир-Джами. А в 1923 году, при входе во двор мечети еще можно было увидеть мраморные надгробия погребенных здесь священнослужителей мечети и текие.

Архивные источники указывают, что: «соборная мечеть Кебир-Джами имела вакуфное хозяйство состоявшее из садов, земель и недвижимого имущества (постоялых дворов, лавок): вакуфную землю при деревни Чокурча, площадью 36 десятин 1030 саженей; 77 десятин вакуфного участка при деревне Джалман Аракур; в Симферополе – 5 домов со дворами». Все эти доходы распределялись на ремонт и содержание школ, благотворительную помощь и т.д.
Вначале XX века мечеть нуждалась в капитальном ремонте. Сохранились акты состояния Кебир-Джами от 7 мая 905 года. «Необходимо исправить стены, так как в углах образовались трещины, кроме того стены местами вышли из основного положения. Харли-черли провисли, оконные рамы прогнили, необходимо заменить новыми. В минарете швы разошлись, необходимо их заделать». Но ремонт так и не был сделан.

Соборная мечеть Кебир-Джами постепенно стала утрачивать свою значимость. Религиозные нужды крымские татары отправляли теперь в других мечетях города, возникших на разных этапах истории города – Базар-Джами (1827 г.), Тахал-Джами (1860 г.), Ени-Джами (1886 г.) и многих других.

В 1905 году хатип и имам мечети Кебир-Джами Эмиров обратился в вакуфную комиссию со следующим прошением: «Озабочиваясь приведением в исправное состояние собственной мечети по Госпитальной улице, выстроенной в 1496 году родом Таврических муфтиев и ремонтированной также родом муфтиев Эмировых в 1735 году, мы, коллежский секретарь Сеит Абдурсим Эмиров, причетники сказанной мечети хатип и имам Симферопольский купец Эннан Челеби Мемет-оглу, поручили составить смету частному землемеру Михаилу Бахтиярову, по расчету последнего на ремонт вышеуказанной мечети потребуется 2697 руб. 16 коп.». Только в 1907 году на ремонтные работы было выделено всего 900 рублей.

После ремонта 1907 года внешний облик мечети был немного изменен. В результате перестройки минарет занял центральное положение, а главный фасад здания прибрел развитый карниз, обогащенный мелкой архитектурной пластикой.

Несмотря на обновление и расширение внутреннего пространства храм так и не смог достичь уровня ведущей соборной мечети.

Вторая катастрофа и третье рождение

В 1922 году Кебир-Джами испытала на себе участь советского режима. Она, как и все культовые учреждения, независимо от вероисповедания и конфессий, была закрыта.

В 1930-м году, можно сказать, что самой старинной мечети города «повезло». В отличие от остальных храмов она не была снесена до основания. Но ей был нанесен непоправимый ущерб – снесен минарет и здание, потеряв свой культурно-архитектурный образ, стало использоваться безбожниками под служебное помещения кинопроката. Так наступила длинная полоса полного и глухого забвения. Мечеть на протяжении шестидесяти лет простояла без ремонта.

И только в 1990 году. Когда в Крым стал возвращаться крымскотатарский народ, с помощью организации «Крым-реставрация» и по проекту известного архитектора Ш. Халилова Кебир-Джами была реконструирована и была возвращена мусульманам. В настоящее время мечеть является общественно-религиозным центром мусульман Крыма.

Неполный список утраченных мечетей Акмеджита и Симферополя
1. Мечеть Конного полка Валиде-Шериф. Снесена в 30-е годы XX века
2. Мечеть Токал-Джами. Снесена в 30-е – 40-е годы XX века
3. Мечеть Кады-Маале. Снесена в 30-е – 40-е годы XX века
4. Мечеть Сеит-Халим Челеби. Снесена в 30-е – 40-е годы XX века
5. Мечеть Аджи Куртий Челеби. Снесена в 30-е – 40-е годы XX века
6. Мечеть Сеит-Нафе. Снесена в 30-е – 40-е годы XX века
7. Мечеть Сеит Сеттар Маале. Снесена в 30-е – 40-е годы XX века

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET