Голодомор в Крыму в 1921-1923 годах – продолжение геноцида крымскотатарского народа

04.12.200612:45

29 ноября этого года Президент Украины Виктор Ющенко подписал принятый накануне Верховной Радой закон «О Голодоморе 1932-1933 годов в Украине». В соответствии с законом, Голодомор квалифицируется как «геноцид украинского народа» и признается надругательством над памятью десятков миллионов людей.

Однако сегодня мало кто вспоминает о предшествующей 30-м годам трагедии, развернувшейся на крымском полуострове – искусственном голоде 1921-1923 годов, главным образом направленном на уничтожение крымскотатарского народа.

Ужасы «красного» террора

85 лет назад, в 1921 году, Крым переживал тяжелые годы разрухи. На протяжении предшествующих семи лет с начала Первой мировой войны и последующего за ней гражданского конфликта и иностранной интервенции, крымский полуостров был основательно разграблен. Но завершающим и самым ужасающим этапом для жителей полуострова стал приход Южного фронта и большевиков.

Новая «красная» власть уносила сотни тысяч человеческих жизней. Массовые репрессии большевиков сменились кровавым террором и новоиспеченных коммунистов, которые, придя к власти, не терпели ни соперников, ни союзников. Это была тоталитарная машина, признающая только монополию власти.

Поэтому, когда 25 ноября 1920 года в Крымский революционный комитет (Крымревком) обратился глава Милли Фирка С. Дж. Хаттат с просьбой о легализации крымскотатарской Национальной партии и о передаче в ее ведомство крымскотатарских религиозных, просветительских дел и вакуфов, разрешении на издание газеты «Миллет», литературных и научных журналов и книг. Все это, как вредный и ненужный пережиток, отверг Крымревком. И тут же начал активную кампанию против Мелли Фирка с помощью устной и письменной агитации. Нужно ли говорить о том, что это означало запрещение партии?

Из Москвы в Крым были присланы верные до фанатизма коммунистическому режиму Бела Кун, Р. Самойлова (Землячка) и один из руководителей государства Ю. Пятоков, направленный для общего руководства кровавой акций. Все они с готовностью выполняли любой приказ партии.
И под предлогом классовой борьбы начались массовые экзекуции как против врангелевских офицеров, так и против местного населения – крымских татар. Как позднее скажет Вели Ибрагимов, председатель КрымЦИКа на пленуме ОК в августе 1921 года: «…Вся тактика местной власти в Крыму опиралась на ЧК и Красную Армию, чем окончательно терроризировалось рабочее и татарское население». За такие смелые высказывания Ибрагимов будет расстрелян по сфабрикованному обвинению в 1928 году, следом за ним чередой последуют его собратья по партии Гавен, Фирдевс, Новицкий и др.

За период с 1920 по 1921 года было уничтожено свыше 120 тысяч человек и это при том, что в этот период в Крыму проживало всего 800 тысяч населения!
Но впереди Крым ждала еще одна трагедия.

Искусственный голод

Когда ищут причины крымской катастрофы 1921 года, то указывают на природные катаклизмы – невиданную за последние 50 лет засуху, нашествие саранчи и проливные дожди следующего 1922 года. Хочется напомнить, что положение на самом деле усугубила безграмотная, игнорирующая местные условия, политика Крымревкома. Именно он подал завышенные статистические данные, что в Крыму собрано 9 миллионов пудов хлеба, в то время как в 1921 году уродилось только 2 миллиона. Учитывая, что на тот момент население полуострова составляло 680 тыс. человек, то на одного человека в год приходилось по 50 кг пшеницы. Если к этим килограммам приплюсовать другие продовольственные продукты: мясо, молоко, овощи, то в принципе была возможность пережить голодный год.

Однако Народный комитет продовольствия РСФСР определил для Крыма в голодном 1922 году продналог в 1,2 миллиона пудов, причем, запретив засеивать поля до тех пор, пока этот налог не будет внесен. Это было настоящая катастрофа. Кроме того, началось насильственное изымание хлеба у крестьян, причем с применением политики заложничества. В случае невыполнения установленного плана, заложников расстреливали. Эту практику санкционировал сам вождь пролетариата – Ленин.

Первыми почувствовали наступление голода крестьяне, проживающие в горном Крыму. Уже в ноябре 192 года здесь были зафиксированы первые смертные случаи от голода. А уже в декабре этого года, по архивным данным погибло около 1,5 тысячи человек, преимущественно крымские татары.
Со стороны местных властей не последовало никакой реакции, напротив, они активно увлеклись начавшейся еще осенью кампанией помощи голодающим Поволжья. Повсеместно на полуострове создавались соответствующие комитеты, которые собирали налоги и даже вывозили из голодного Крыма продовольствия. Из Москвы поступило распоряжение принять в Крыму голодающих из Поволжья, в том числе и татарских детей.

Но в декабре голод охватил все города и степную часть Крыма. Председатель крымского представительства в Москве Вели Ибрагимов обратился в президиум Московского губернского комитета помощи голодающих с просьбой: «Немедленно принять самые широкие меры помощи голодающему Крыму, ибо, пораженный сильным голодом Крым до последнего момента не вызывал к себе должного внимания, в результате чего создалось на местах тяжелое и катастрофическое положение». В письме говорилось, что в Крыму голодают 532 640 человек, из которых 228 115 детей, а остальные – крестьяне. Под угрозой голодной смерти находилось 207 тысяч крымчан. Но его обращение и обращение крымчан в Центральный Комитет помощи голодающим ВЦИК (КрымЦКПомгол) оставались безрезультатными. Центр отказывался признать республику глодающим районом.

Только 4 января 1922 года Севастопольский, Ялтинский, и Джанкойский округа официально были признаны неурожайными. А 16 февраля, когда от голода уже умирали тысячи, заседание президиума ВЦИК постановило отнести всю территорию Крымской АССР к числу областей, признанных голодающими.

Призидиум КрымЦИКа, учитавая экстремальную ситуацию на полуострове, по своей инициативе создает в декабре КрымУКПомгол. Его состав постоянно расширялся, в том числе за счет крымских татар, включая таких известных деятелей как Бекира Чобан-Заде, С. М. Меметова, У. Ибрагимова, наркома земледелия Крымской АССР.

С января по апрель 1922 года бедствие приняло угрожающий оборот. За январь умерло более восьми тысяч человек. В феврале скончалось 14 413 (4,7%), в марте – 379 тысяч, в апреле – 377 тысяч. В итоге население Крыма сократилось более чем на 53 %. Люди умирали целыми деревнями и селами. Отметим, что статистика тех лет было далеко от объективности.

Кризис

Пик голода пришелся на март 1922 года. Это был самый страшный месяц для Крыма, когда люди были предоставлены сами себе. Начинаются повсеместные грабежи, кражи, убийства и мошенничества. На полуострове разразилась эпидемия тифа. Голод приводит к людоедству. Трупы умерших от голода валялись прямо на улицах, причем милиция отказывалась их убирать. Люди доходили до отчаяния и дабы не умереть от голода питались падалью, воловьей и овечьей кожей, собирали кожевенных заводах отбросы, побывавшие в обработке извести. В городах не осталось ни одной собаки и кошки. Больницы были переполнены голодающими, которые умирали от истощения. В Карасубазаре ежедневно регистрируется 25-30 смертельных случаев. Комитеты помощи голодающим работают слабо и не могут оказывать посильно помощи. Если в городах еще заметны кое-какие признаки помощи, то в деревнях голодающие были оставлены на произвол судьбы. Газеты тех лет писали: «Фунт хлеба в Алупке стоил до 160 000 руб. Все ужасы Поволжья имеются налицо в Крыму: целиком съеден весь скот и лошади, сельское население покидает свои жилища и наводняет города, процент смертности прогрессивно растет. По шоссейным дорогам Севастополь-Симферополь-Евпатория, в городах на улицах близ вокзалов валяются трупы…».
Голод нанес сильный удар по крымскотатарскому населению. Это вызвало тревогу в союзном наркомате по делам национальностей. Его представители прямо заявили о необходимости предотвратить гибель целой нации.

С апреля начинает активно свою работу КрымЦК Помощи голодающим (КрымЦКПомгол). 12 мая 1922 года за подписью Гавена и председателя крымскотатарской беспартийной конференции О. Дерен-Айерлы Азербайджанскому СНК была отправлена телеграмма: «В Крыму голодают более 400 000 человек, т. е. более 60% всего крымского населения. О голода погибло уже более 75 000 человек, в том числе больше 50 000 татар. Более одной пятой всего татарского населения погибло от голода».

К августу численность умирающих достигла более 85 тысяч. Наиболее пострадали весь Ялтинский округ, районы – Евпаторийский, Судакский, Карасубазарский, Коккозкий, Бахчисарайский, Балаклавский, где голодало практически все население.

КрымЦКПомгол организует добровольные пожертвования из Грузии, Азербайджана и Московской губернии. Свою лепту в борьбе с голодом внесли Американская административная помощь (АРА), международное общество «Верельф», еврейский «Джойнт», миссия Фритьофа Нансена, Папы Римского, голландская и итальянская, турецкая – Красного Полумесяца, немецкие меннониты, зарубежные татары, мусульманские благотворительные общества и т.д.

Национальные общины крымских татар, караимов, евреев с разрешения КрымЦКПомгола совершали закупки и получали продовольствие от благотворительных организаций в Константинополе.

Мощное содействие морового сообщества помогло сбить накал трагедии. Уже в лету 1923 года кошмар голода, наконец, ушел в прошлое.

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET