Знаменитые предки Юсуфа мурзы

19.02.200712:29

Россия гордиться такими именами как Мечников, Павлов, Тимирязев, Карамзин, приписывая ученым, поэтам и писателям с татарскими корнями русское происхождение, равно так же как князьям и боярам, выходцам из Орды и Крымского ханства: Нарышкиным, Сабуровым, Куракиным, Булгаковым, Дашковым или… к примеру, Юсуповым, чья фамилия – ярчайший пример тюркского происхождения, затмившая своей родовитостью Рюриковичей и Романовых. Чтобы проследить родословную Юсуповых необязательно заглядывать в книгу Н. А. Баскакова: «Русские фамилии тюркского происхождения», достаточно того, что сегодня осталось от культурного наследия знаменитого рода.

Князья Юсуповы знамениты не только своими татарскими корнями, благополучием и богатством, которым они могли соперничать с монархами России и Европы, но и своим проклятием за измену мусульманской веры.

Проклятие рода Юсуповых

Не каждый может похвастаться такими корнями как родоначальники Юсуповых. В их родословной записано, что они ведут свое начало от самого халифа Абу Бекра (632-634), сподвижника пророка Мухаммеда!… и эмира Абу Бекир бен-Райок эль-Омра.

Прямые предки Юсуфа мурзы были правителями в Дамаске, Антиохии, Ираке, Персии, Египте… Иные из них погребены в Мекке — это Баба-Тюклес и два сына его, Аббас и Абдурахман. Третий сын Баба-Тюклеса султан Термес (16-е колено от Абубекра бен-Райока), гонимый враждебными обстоятельствами, переселился на север от Аравии, к берегам Азовского моря, увлекая за собой многие племена преданных ему мусульман.

Прямой потомок Термеса знаменитый золотоордынский временщик – Эдигей, породнившись через брак своей сестры с Тимурланом и заручившись его дружбой, разгромил войско Тохтамыша и, завоевав крымский полуостров, основал Крымский улус. Эдигей не дожил до рождения своего правнука Мусы мурзы, у которого, от его первой жены Ханзаде родился сын Юсуф, – который и стал родоначальником рода Юсуповых.

Вскоре на историческую арену вступила любимая дочь Юсуфа мурзы – прекрасная Суюмбеке, ставшая женой крымского татарина, сына крымского хана Мухаммед Гирая Сафа Гирая, вторично в июле 1546 году занявшего казанский трон. Но спустя 3 года Сафа Гирай при неясных обстоятельствах погиб оставив после себя малолетнего сына Утемиш Гирая, который и был провозглашен казанцами ханом, а Сююмбеке при нем регентшей. Политика Сююмбеке была ориентирована на Крымское ханство. Когда русский царь подступил с войском под стены Казани, Суюмбеке сама встала во главе защитников города.

Что касается сыновей Юсуфа мурзы, Иль мурзы и Ибраим мурзы – братьев Суюмбеке, то они, продолжали оставаться в почете и фаворе при дворе Иоанна Грозного, не изменяя мусульманской вере. Пока не произошло событие, круто изменившее судьбу и историю Юсуфовского рода.

Шутка ставшая вековым проклятием

Правнук Юсуфа мурзы по имени Абдулл мурза отличался веселым нравом. От предков ему досталось влияние при дворе и богатое наследство, которым не мог похвастаться сам царь Федор Алексеевич. Абдулл мурзу можно было смело назвать меценатом XVII века. На его средства возводились мечети, выделись средства на общественные нужды. Сами патриархи, просили у «неверного» деньги на строительство церквей.

Однажды к Абдулл мурзе пожаловал патриарх Иоким, как раз во время православного поста, с очередной просьбой о выделении средств на строительство нового храма. Абдулл мурза решил подшутить над святым отцом и угостил его гусем. Патриарх принял гуся за рыбу, похвалив ее, но в конце застолья хозяин уточнил, что это была не рыба, а гусь, повар его столь искусен, что может приготовить гуся под рыбу. Патриарх разгневался и по возвращении в Москву рассказал всю историю царю Федору Алексеевичу. За это царь лишил Абдуллу мурзу всех имений и пожалований, и богатый мусульманский вельможа в одночасье стал нищим. Царь был готов все вернуть мурзе, но поставил перед ним единственно условие – перейти в христианство.
Привыкший жить на широкую ногу мурза за неудачную шутку поплатился верой. Свою фамилию он взял по имени своего предка Юсуфа. Так появился род Юсуповых. Но в ту же ночь Абдулл мурзе было видение. Внятный голос произнес: «Отныне за измену вере не будет в твоем роду в каждом его колене более одного наследника мужского пола, а если их будет больше, то все, кроме одного, не проживут более 26 лет».

Любопытно, что проклятие отныне преследовало весь род Юсуповых, на протяжении всего его существования не смотря на то, что звезда самого рода продолжала сверкать всеми гранями.

Одним из самых влиятельных и богатейших вельмож России был князь Николай Борисович Юсупов (1750-1831), единственный наследник. Он был первым директором Эрмитажа, посланником в Италии, и главноуправляющим Кремлевской экспедицией и Оружейной палатой, а также директором всеми театрами России. Всего его сыновья и дочери, либо умирали в младенчестве, либо не доживали до известного возраста 26 лет, кроме одного его сына Бориса, который был талантливым музыкантом и писателем, вице-директором Петербургской публичной библиотеки. Именно на нем и пресеклась мужская линия древнего рода. Его внучка, единственная наследница — красавица и богатейшая невеста России Зинаида Николаевна княжна Юсупова, вышла замуж за внука прусского короля русского графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстон. И император Александр III, удовлетворил ее просьбу дабы не пресеклась знаменитая фамилия, разрешает графу Сумарокову-Эльстон именоваться еще и князем Юсуповым. Этот титул должен был переходить к старшему из сыновей. В счастливом браке родились и выросли два сына, оба окончили Оксфордский университет. Родители уже стали забывать о страшном предсказании, когда накануне своего 26-летия старший сын был убит на дуэли. И остался младший – не безызвестный Феликс Юсупов, причастный к убийству Григория Распутина.

Все что напоминало о прежней мусульманской вере и татарских корнях, был княжеский герб – на красном фоне красовался белый полумесяц в окружении звезд.

Юсуповские дворцы

Во время революции последние из Юсуповых навсегда эмигрировали во Францию. В России у них оставались: 4 дворца и 6 доходных домов в Петербурге, дворец и 8 доходных домов в Москве, 30 усадеб и поместий по всей стране, Ракитянский сахарный завод, Милятинский мясной завод, Должанские антрацитные рудники, несколько кирпичных заводов и много чего другого.
Но по-настоящему этот род увековечил себя в его многочисленных дворцах и имениях. Один из знаменитейших дворцовых комплексов — Архангельское — расположено недалеко от Москвы. В 1809 году Николай Борисович Юсупов приобрел поместье у вдовы князя Голицына и создал из Архангельского «подмосковный Версаль» — по красоте и богатству затмивший многие царские и княжеские имения.

Дворец в Архангельском отныне был единственным в России, где интерьеры целиком подчинялись ведущей роли произведений искусства. Коллекция Юсуповых насчитывала более 500 картин европейских живописцев XVII-XIX веков. Здесь у Юсуповых был собственный театр, уникальная коллекция оранжерейных растений, зверинец, фарфоровый завод и т.д.

Сын Николая Юсупова Борис после смерти отца оставляет Архангельское и с 1830 года возвеличивает свой петербургский дворец на набережной Мойки. Перед великолепием внутреннего убранства этого жилища, меркли великокняжеские дворцы.

Специально для Юсуповых зодчий И. Краснов, известный своим творением – Ливадийским дворцом, в 10 км от Ялты в Мисхоре спроектировал элегантный дворец. Но самый, наверное, известный Юсуповский дворец в Крыму находиться на южной окраине села Коккоз (ныне Соколинное), который напоминает по своему стилю и крымскотатарским мотивам ханский дворец в Бахчисарае. Выполненные в крымскотатарском вкусе интерьеры и внутреннее убранство, к сожалению, не сохранились, кроме пожалуй фонтанов. Один из них «Голубой глаз» в виде неглубокой стрельчатой ниши, пышно украшенной орнаментами, в центре которых помещено керамическое изображение стилизованного голубого глаза, из слезницы которого стекает в бассейн струйка кристально чистой родниковой воды, подведенной сюда из горного источника и пользующейся целебной славой. Сама идея Голубого глаза связана с легендарным происхождением названия села: Коккоз в переводе с крымскотатарского – голубой глаз. Мотив голубого глаза повторен в большой витражной композиции высокого парадного холла, а внутри дворца имелись еще два фонтана. Один из них являл собой выполненную в майолике копию бахчисарайского фонтана Слез и находился в большой гостиной, другой — в фойе при выходе из дворца в парк.

Во время оккупации Крыма в 1941-1944 гг. великолепный парк дворца вырубили немцы, базировавшие во дворце контрразведывательную специальную часть с казино для офицеров-карателей. В предвоенные годы дворцовые постройки арендовали школа, сельсовет, потом клуб, музей, а после войны — турбаза и, наконец, школа-интернат. После того, как дворец был превращен в интернат, на него можно было взглянуть лишь издали, а вот Юсуповская мечеть сохранилась до наших дней в хорошем состоянии. Прямоугольное в плане здание длиной 15 и шириной около 12 метров базиликального типа, с черепичной кровлей, двумя ярусами стрельчатых окон, крытой галереей при входе и отдельно стоящим минаретом. Она была возвеличена Юсуповыми в память своим мусульманским предкам.
После полной реставрации Юсуповского дворца в его воссозданных интерьерах, возможно, откроется музей культуры и быта крымских татар.

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET