Выступление на юбилейном Конгрессе Федерального Союза народов Европы (ФСНЕ) руководителя молодёжной секции общества «Ватан» Пепиновой Ульви.

21.10.200913:49

Я уже говорила в своем благодарственном выступлении о роли ФСНЕ в судьбе месхетинских турок. Эта роль была выполнена с большим дипломатическим искусством делегацией ФСНЕ, которая посетила Грузию в 1998 году. Эта миссия была организована накануне вступления Грузии в Совет Европы. Тогда, в ходе переговоров с президентом Шеварнадзе , возникла формулировка обязательства Грузии о возвращении нашего народа, депортированного советским режимом в 1944 году, как условие вступления Грузии в Совет Европы.

Для нас открывалась возможность правового, реального возвращения. Тогда, в 1999 году, власти Грузии при вступлении в Совет Европы взяли обязательство принять Закон о репатриации и далее, на основании этого закона, в течение 10 лет осуществить репатриацию всех желающих вернуться на Родину. В реальности получилось следующее:

В течение первых 7 лет из Грузии в Совет Европы последовательно поступило 3 законопроекта по этой теме на экспертизу. Создавали эти законопроекты бывшие советские юристы, Все законопроекты последовательно по мере поступления были подвергнуты резкой критике. Их сочли в крайней степени противоречащими элементарным правовым нормам демократических стран.
После этого Грузией был представлен существенно более короткий четвертый вариант законопроекта, тоже подвергнутый резкой критике экспертов. Последний вариант был принят парламентом Грузии в июле 2007 года. А на саму репатриацию оставалось 2 года.
Согласно принятому Закону, репатриант — соискатель, ответив на 33 вопроса и собрав 17 документов, в том числе справку «о репатриации», должен предъявить свидетельство об отказе его нынешнего гражданства. И после этого ждать 6 месяцев ответа, который может быть как положительным, так и отрицательным без указания аргументов или мотивов отказа. И самое интересное, только в этом законе отказ не подлежит никакому обжалованию, что противоречит положении Конституции самой Грузии. Это положение создает проблему «безгражданства», на что указывают эксперты. Сами грузинские чиновники считают такое положение безобразием. Однако нам говорят, что закон принят и надо работать по этому закону.

Надо отметить, что за последние годы грузинские официальные власти, с которыми приходится иметь дело сейчас, существенно пересмотрели прежнее негативное отношение к возвращению месхетинских турок. Это произошло при Президенстве Михаила Саакашвили. Министры, которые, принимали делегацию «Ватан» в ноябре прошлого года согласны с критикой положений закона. Они проявляют понимание существующей проблемы и готовы обсуждать возможные пути как реально реализовать репатриацию. Они дают устные заверения в том, что чиновники не будут строго следовать всем требованиям сбора всех справок. Это обнадеживает.

Но дело в том, что срок подачи заявлений, согласно закону до 2009 года, уже «один раз» закончился. Заявлений практически не было. Причина проста. За такой короткий срок просто невозможно информировать людей , живущих в 9 странах и разных областях, в сельской местности. А те, кто информирован по существу Закона, то испытывают страх оказаться в такой же ситуации, которая была в Краснодарском крае России. Когда 15 тысяч месхетинских турок жили без паспортов до тех пор, пока их не эвакуировали в США.
Закон был продлен. До 2010 года. Осталось 3 месяца. Положение не намного изменилось. В соответствии с требованиями, около тысячам человек в Азербайджане удалось оформить заявления. Это для того, чтобы только подать в консульство Грузии. Около 13 тысяч человек находятся в процессе подготовки и оформления заявлений. А осталось всего 3 месяца. После 60 лет ожидания и 60 лет обживания в 9 странах мира, решить за 3 месяца вопрос о репатриации по Закону, ничего не гарантирующему, трудно.

Не обсуждая сейчас, какой должен быть срок действия Закона, мы хотим довести до Вас следующие соображения.

Конечно, разумеется, временные ограничения для любых программ должны быть. Но мы считаем, что необходимо установить временные ограничения на программу репатриации для тех, кто рассчитывает на юридическую, финансовую помощь в приобретении домов и земель, предоставление определенных льгот, таможенные льготы на переезд и прочее. А право и возможность возвращения на Родину за свой счет не должна иметь никаких временных ограничений. В противном случае, сразу после окончания срока действия Закона, все усилия всех участвующих в достижении права на возвращения обнуляются. Потому что оставшиеся 70-80 процентов месхетинских турок вполне справедливо продолжат борьбу за право возвращения на Родину.

Мы очень хотим подойти к этой проблеме конструктивно. Мы уже увидели понимание этого от грузинских властей и очень рассчитываем на продолжение диалога и обязательно с участием ФСНЕ и других международных организаций.

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET