Направо пойдешь – коня потеряешь, налево — …

01.03.201018:20

25 февраля все-таки состоялось инаугурация нового Президента Украины Виктора Федоровича Януковича, хотя не обошлось без небольших казусов. На торжественное заседание Верховной Рады Украины, которое проходило в сессионном зале ВР, и где Янукович произнес присягу на верность народу Украины, не явилась фракция БЮТ и часть НУ-НС, отчего зал выглядел полупустым, хотя трибуны, где сидели приглашенные из-за кордона гости, были заполнены.

Во-вторых, на инаугурацию не пришли ни первый президент Украины Леонид Кравчук, как известно, он был доверенным лицом кандидата на пост президента Юлии Тимошенко, ни предшественник Януковича Виктор Ющенко, встреча которых состоялась позже в здании секретариата Президента.

В-третьих, при входе в здание Верховной рады, куда Виктор Федорович шествовал в полном одиночестве по красной дорожке, вдруг стали закрываться перед самым носом без десяти минут Президента Украины. Многие в Украине уже успели расценить эту внештатную ситуацию как символическую. Ведь, наверное, со времен провозглашения независимости Украины основная линия конфликта во власти наблюдается между президентом и парламентом. Учитывая сегодняшние парламентские реалии, включая процесс переформатирования коалиции из пропремьерской в пропрезидентскую, внезапное закрывание дверей перед президентом можно действительно расценивать как предвестник будущих нелегких взаимоотношений Януковича с Верховной Радой.

Но настроение Виктора Федоровича, видимо, ничто испортить не могло. Это стало особенно заметно, когда ему стали вручать символы президентской власти. По сценарию Президент должен был, получив их, передавать подходившим с красными подушками гвардейцам, и все шло как надо, но это ведь Янукович,… продемонстрировав залу свидетельство Президента Украины, Виктор Федорович, с видом мальчика, которому купили долгожданную машинку с радиоуправлением, спрятал его во внутреннем кармане пиджака, вместо того, чтобы передать подошедшему гвардейцу.

Далее Президент говорил…

Первое, что стало ясно из речи президента – грядет серьезная война с Кабмином и его руководителем Юлией Тимошенко. «Страна пребывает в сложной ситуации. Государство можно быстро вывести на путь ускоренного экономического развития. Я знаю, что и как следует сделать. В первую очередь — возобновить систему государственного управления. Реформирование системы власти и,в первую очередь, Кабинета министров. Я призываю Верховную Раду поддержать мои усилия» — заявил в своем выступлении Виктор Янукович.

Как тут не вспомнить Никиту Хрущева, который во всех неудачах винил руководителей различных уровней и не понимал, что проблемы заложены в самих реформах, которые он проводил. Хотя по характеру ожиданий той части населения Украины, которая жаждала прихода Януковича на пост Президента Украины, его следует сравнить с Леонидом Брежневым – они ожидают от него той же консервативности и стабильности, которая была присуща эпохе «застоя», по которой так сильно ностальгируют многие избиратели Януковича.

Ожидания от смены президента в Украине как раз и являются главной темой разговоров в поствыборной Украине и за рубежом. Абсолютное большинство граждан Украины полагает, что Янукович сразу броситься в распростертые объятия России, о чем говорят его заявления о намерении вступить в Единое экономическое пространство с Россией, Беларусью и Казахстаном (ЕЭП), создании газового консорциума при активном участии российского «Газпрома», судьбе ЧФ РФ в Севастополе. В самой России действительно связывают приход Януковича к власти как возможность наладить добрососедские отношения между странами, которые, по мнению Кремля, были невозможны при Викторе Ющенко. Но это вершина айсберга. «Добрососедство» для России – это полное цивилизованное переориентирование Украины на Москву, с целью вернуть ее под влияние Москвы в той или иной форме. В Кремле также ожидают от Украины полного отказа от вступления в НАТО, продление базирования ЧФ в Севастополе, приведение украинской истории в соответствие ее российским пониманием, учета интересов российского бизнеса при проведении приватизации крупных промышленных объектов, перехода в фарватер российской внешней политики, в частности в отношении Грузии и многое другое. В целом, от Януковича в Кремле ждут, чтобы он вернул утраченную Украину в имперское пространство.

Россия 2010 года это не Россия 2004-го. Она стала более сильной и агрессивной, продемонстрировав на Кавказе готовность добиваться своих интересов и при помощи оружия. Кроме того, в отличие от президента-прагматика Путина, Дмитрий Медведев – президент-идеолог, и поэтому всплеск проимперских настроений в России начинает зашкаливать. В Кремле готовы оправдать ожидания пророссийской части Украины ровно настолько, насколько это необходимо для возвращения Украины под влияние Москвы, при этом взято будет в десятки раз больше.

Причем это явно не означает для Украины обилия тех благ, которые обещали регионалы и ожидают их сторонники от союза с северным соседом.

Например, ожидание того, что Янукович сможет договориться с Кремлем о снижении цены на газ для Украины, о чем так рьяно обещали регионалы во время предвыборной кампании, уже похоронил своим заявлением президент РФ Дмитрий Медведев, который  9 февраля заявил: «Я считаю абсолютно безответственными предложения пересмотреть газовые соглашения с Украиной. Состоявшийся  1 января переход на рыночные отношения в торговле газом между нашими странами пройдет…». В руководстве «Газпрома» также безапелляционно добавили: «Что касается заключенных в 2009 году договоров в сфере транзита и импорта газа, то они останутся в силе, несмотря на то, кто официально будет объявлен президентом этой страны».

Не спасет от рыночных цен на газ из России и вступление Украины в ЕЭП. Например, действие недавно образовавшегося Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана началось со скандала. Оказалось, что Российская федерация не включает в понятие единого таможенного пространства торговлю нефтью и газом.

Естественно, что в США и Европе пристально наблюдают за происходящим в Украине и пытаются предугадать действия нового Президента. Однако, несмотря на просматривающееся разочарование Запада в «оранжевых» лидерах, ни ЕС, ни США не сомневаются в самой идее вовлечения Украины в сферу влияния Запада, так как игнорировать крупнейшее европейское государство просто невозможно. При этом в Европе и США уже устали от хаоса в украинской политики, что сказывается и на экономической сфере, и, возможно, поэтому так стремительно приветствовали Януковича с победой на выборах, надеясь, что ему удастся стабилизировать отношения и внутри государства, и с Россией, из которой по Украине идет в Европу газ.

В Европе готовы закрыть глаза на пророссийскость нового руководителя Украины, если он будет лоялен к практическим проектам, которые, несомненно, будет предлагать Запад Украине. Поэтому Янукович может смело публично отказываться от вступления Украины в НАТО, тем более, что сам альянс в лице, в частности Франции и Германии, закрыл изнутри двери альянса для Украины. Однако, осуществить более кардинальные изменения в европейской политике Украины Янукович без серьезных последствий для страны, которую он возглавил, навряд ли сможет, не в последнюю очередь из-за серьезных долговых обязательств Украины Западу.

Возможно, поэтому Европа решила подстраховаться. В день инаугурации Президента Украины Европарламент принял резолюцию по Украине, в которой прямо заявил, что Украина «может подавать заявку на членство в ЕС как любое европейское государство, которое придерживается принципов свободы, демократии и уважения к правам человека и фундаментальным свободам и верховенству права».

Никогда еще Евросоюз так прямо не предлагал Украине заявить о своем желании вступить в ЕС, ограничиваясь лишь такой перспективой. Когда же Янукович фактически заявил о возможном вступлении Украины в Таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном, в Европе пошли на отчаянный шаг, очевидно, восприняв такое заявление как отход Украины от европейского направления. Ведь Таможенный союз абсолютно исключает установление зоны свободной торговли с ЕС, а ЕЭП является российским интеграционным проектом в противовес Евросоюзу. Перспектива утратить 46-миллионный рынок сбыта своих товаров не радует Европу.

В целом, цивилизованный  выбор Украины в пользу возвращения под влияние Кремля, может восприниматься как геополитическое поражение Запада России.