Налоговый кодекс: президентская перезагрузка

13.12.201022:31

Налоговый кодекс взбудоражил украинское общество. С середины прошлого месяца в столице и крупных городах проходили митинги и акции протеста. Мелкий и средний бизнес продемонстрировал готовность защитить себя от «непопулярных реформ» правительства. Эпопея с принятием кодекса показала халатность и безответственность народных депутатов, которые голосуют даже не почитав документ. В итоге он принимается с кучей технических ошибок, которые могут вылезти боком всем. Президент Виктор Янукович, учитывая протест бизнеса, вернул кодекс в Верховную Раду на доработку.

А между тем.

В Кабинете министров, сдавая кодекс депутатам, заверили, что его принятие станет настоящим прорывом в сфере налогообложения. Вице-премьер по экономическим вопросам Сергей Тигипко хвалил документ за его целостность. Мол, НК заменит собой около 25 законов и более 150 подзаконных актов, регулирующих налоговую систему страны. Декларировалось постепенное снижение ставки подоходного налога и прочие «новации».

При подробном выяснении стало ясно, что преференциями может воспользоваться только крупный бизнес. Предпринимателям средней руки придется затыкать бюджетные дыры. Например, в проекте было прописано, что бизнесмену, который тратит часть прибыли на «модернизацию производства», предоставляют существенные налоговые льготы. Конечно, этим могут воспользоваться владельцы заводов, а не рыночные торговцы, которым «модернизировать» особо нечего.

Поэтому парламентарии, среди которых много промышленников и крупных коммерсантов, проголосовали за свои будущие преференции. Для остальной части населения необходимость ужесточения администрирования налогов обосновывали требованиями МВФ.

18 ноября ВР окончательно одобрила документ, из-за чего на Майдан вышли тысячи предпринимателей со всей страны. Митингующих возмутило, прежде всего, увеличение полномочий Государственной налоговой администрации. НК ввел понятие «фактические проверки» предприятий, которые налоговики могут проводить сколько угодно и когда угодно. Причем основания для аудита могут быть самые разные. Даже устные заявления сотрудников фирмы о том, что владельцы укрывают налоги или обращения возмущенного потребителя. Ущерб от пустых проверок, когда нарушений не обнаружено, предпринимателю никто по закону не обязан компенсировать.

Эксперты всерьез заговорили о том, что бизнес-общество захлестнет волна стукачества. Конечно, и ранее предприниматели могли натравить на конкурентов сотрудников ГНАУ, но тогда негласную информацию нельзя было «пришить к делу».

Самое опасное, что имущество на предприятии могло быть арестовано налоговой милицией на 96 часов без решения суда. Например, гражданин содержит небольшой продуктовый магазин. Его проверяют еженедельно, отнимая массу рабочего времени. Не найдя ничего, налоговики на свое усмотрение арестовывают имущество на четверо суток «до выяснения». Человека, таким образом, ставят на грань разорения, и вынуждают договориться «по-хорошему».

Согласно НК, предприниматели обязаны работать на кассовых аппаратах. Но никто из разработчиков кодекса не учел, что сей агрегат технически может работать при температуре воздуха от -2 до +25 градусов. На рынке, где зимой собачий холод, а летом зной, с ним особо не разгонишься. Аппарат начнет барахлить, чеки будут выбиваться плохо, что так же является основанием для штрафа. По одному из центральных каналов прокрутили сюжет о том, как хозяйку небольшого парфюмерного магазина в Днепропетровске оштрафовали на 20 тыс. гривен. Причина – плохо выбитый чек.

Неудобства аппарат может создать на некоторых видах торговли. Например, в газетных киосках, куда товар поступает ежедневно. Продавцам придется каждый раз тратить уйму времени, кодируя товар.

На все претензии представители власти отвечали, что такие полномочия фискальных органов соответствуют общеевропейским нормам. Действительно, на западе у налоговых органов существенные полномочия. Там могут нагрянуть с проверкой прямо домой. Например, в США считается нормальным «заложить» соседа, если он сделал покупку, которая явно не соответствует его официальным доходам. Американцы в такой ситуации чувствуют себя героями, так как сокрытие налогов ставят в один ряд с убийством или изнасилованием. В их менталитете налоги фигурируют как плата государству за то, что оно выполняет свои функции.

Поэтому желание украинцев платить все налоги и терпеть проверки прямо пропорционально тому, как власть выполняет свои обязательства. А выполняет она их неважно.

Майдан 2: победа или поражение?

Протестующих на Майдане возмутило, что правительство, принимая столь важный документ, не провело общественных слушаний. С. Тигипко на ТВ заявил, что нет в этом смысла, в дискуссии должны участвовать эксперты,

Виктор Янукович заявил, что разделяет обеспокоенность населения по поводу документа, и вернул НК в парламент. Перед этим он вместе с премьером Николаем Азаровым 27 ноября встретился с предпринимателями на Майдане.

– Я на вашей стороне, на стороне народа, – заверил Президент.

– А я тогда на чьей стороне?! – отреагировал Азаров.

– Николай Янович, защищайтесь. Вы инициировали этот кодекс, поэтому работайте далее. Перед вами люди, проводите с ними обсуждение, – ответил В. Янукович.

– Все, что нужно изменить – изменим. И доложим президенту, – заверил премьер.

Короткая беседа с митингующими, и всех собак повесили на Кабмин. Мол, это они написали такой плохой кодекс. Правительство обвинило депутатский корпус: следует читать перед голосованием, а профильным комиссиям ВРУ нужно быть внимательнее к «мелочам». Истинных авторов кодекса не могут найти до сих пор. По всей видимости, кодекс писали чиновники среднего уровня. Причем писали под свои интересы, которые не меняются годами. Азаров честно признал, что исполнительная система очень инертна, бюрократия противится любым новшествам.

После консультаций В. Янукович предложил парламенту внести изменения в кодекс. В частности, по мнению президента, некоторые пункты НК нарушают конституционные права и свободы граждан, в том числе презумпцию невиновности, гарантии защиты гражданами своих прав и свобод, право собственности и ведения предпринимательской деятельности. Это, в первую очередь, касается «фактических проверок», когда предприниматель был обязан доказывать инспектору, что он «не слон». А инспектор становился эдаким волком из басни Крылова: «Уж виноват ты тем, что хочется мне кушать!».

Фактически глава государства пошел навстречу малому бизнесу, оставив без изменений упрощенную систему налогообложения. «Во избежание таких рисков считаю необходимым сохранить действующую упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства и предлагаю (…) главу 1 раздела ХІV кодекса исключить», – говорится в президентских поправках.

2 декабря парламент принял новый Налоговый кодекс с поправками главы государства. Уже на следующий день палаточный городок на Майдане был демонтирован. Киевские власти мотивировали это необходимостью поставить новогоднюю елку.

Председатель комитета по вопросам защиты предпринимателей в оппозиционном Кабмине Оксана Продан заявила, что Президент пошел на уступки. Те, кто собираются митинговать на Майдане дальше, преследуют политические цели.

– Нам оставили «упрощенку», полномочия налоговиков ограничили даже лучше, чем они есть сегодня. Я в понедельник буду работать над документами, а не над политической ерундой. На заседании координационного совета мы решили, что если будут нормальные изменения в «упрощенке» и в администрировании, то нужно распускать Майдан, – заявила О. Продан.

Таким образом, поправками В. Януковича остались недовольны как представители власти, так и оппозиции. Близкие к С. Тигипко, которого считают основным разработчиком НК, СМИ назвали голосование 2 декабря «пирровой победой Януковича». Мол, глава государства пошел на попятную, уступил под напором толпы, которая хотела оставить прежние лазейки для сокрытия прибыли.

С другой стороны уступки были сделаны мелкому бизнесу, который особо не интересен ГНАУ. Первый заместитель главы Государственной налоговой администрации Украины – начальник налоговой милиции Виктор Шейбут прямо заявил, что малый бизнес трогать нет смысла.

– Получено указание от Николая Азарова, не заниматься сегодня малым бизнесом. Это не дает значительных результатов, только занимает время оперативного работника, а оно дорого стоит. Поэтому мы не трогаем малый бизнес, – заявил В. Шейбут. По его словам, для службы гораздо важнее заниматься крупными схемами по отмыванию денег.

По всей вероятности, уступки, которые В. Янукович сделал мелким частникам, стали итогом борьбы внутри власти. Потому, что НК очень хороший повод провести кадровую чистку в исполнительной власти. Технологически президент блестяще сыграл роль «доброго царя». Чтобы сделать людям хорошо, использовали старую методику: закрутили гайки до предела, а потом вернули как было.

Прежняя версия кодекса могла привести к тому, что большая часть «упрощенцев» закрылась, а остатки ушли в тень, перестав вообще платить налоги. Ликвидируя малый бизнес, центральная бюрократия лишала местные власти от поступлений, пусть и незначительных, в местный бюджет. Средний бизнес – другой разговор. Поэтому поправки главы государства обошли его стороной, но это не значит, что реформирование налоговой системы прекращено. По словам главы государства, НК будет модернизироваться в 2011 г. Так что, точку в этой истории ставить еще рано.