Липовый Указ 1967 года / Депортация была запланирована

14.04.201114:09

В 1968 году в Крым приехали 12 тысяч крымских татар. Прописаться смогли лишь 18 семей и 13 холостяков. При этом 17 человек были осуждены на разные сроки лишения свободы за «нарушения паспортного режима». Журнал «Корреспондент» №17 от 15 мая 2004г. «Только для русских».

Сопротивление. Многотысячные демонстрации, митинги, протесты вынудили Президиум Верховного Совета СССР в сентябре 67-го соткать липовый Указ «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму». В числе прочей классической демагогии насчет обилия прав, которыми обладают «татары, ранее проживавшие в Крыму», в местах депортации, говорилось и о праве крымских татар отныне проживать на всей территории Советского Союза. Сотни семей тут же выехали в Крым, чтобы здесь, на Родине, построить дом, посадить сад и растить детей, не на чужбине, в местах депортации, где все чужое, и чувствуешь себя чужим. Их не ознакомили с пустяковой ремаркой к Указу – право проживать на всей территории страны вовсе не означает право переселяться в Крым.

Отказы в нотариальном оформлении купленных домов, прописке и трудоустройстве, а затем после нескольких штрафов за проживание без прописки судебные процессы по обвинению в нарушении правил паспортного режима и, наконец, насильственное выдворение за пределы Крыма стали нормой поведения властей в отношении крымских татар. Под жестоким давлением было выдворено десять тысяч человек в течение одного только 1968-го. Как это не удивительно, люди все равно возвращались. Были семьи, которые подвергались выселению по несколько раз, но возвращались снова и продолжали борьбу за право жить на своей земле. Так, выдворенный из Крыма с особой жестокостью вместе с семьей 35-летний Сейдалиев Февзи выехал в Москву и устроил демонстрацию на Красной площади, где был арестован, вывезен из Москвы и 19 октября 1968 года убит в тюрьме города Днепропетровска.

В течение 1967-1987 годов более 300 крымских татар были осуждены по обвинению в нарушении правил паспортного режима. А тех, кто составлял или подписывал обращения к общественности по поводу произвола властей, бросали в тюрьмы по обвинению в клевете на советский строй и национальную политику государства.

Нехватка рабочих рук, вербовка переселенцев из России и с Украины давали уверенность, что работу на полуострове будет найти не трудно. Но руководителям предприятий доступно разъяснили – крымских татар на работу не брать. Нотариальные конторы получили предписание не оформлять покупку домов.

Тысячи крымскотатарских семей разбрелись по Крыму в поисках пристанища. Те, кому удавалось купить дом, сталкивались с другой трудностью – оформление купчей, без которой проживание в доме рассматривалось как «незаконное». Многие семьи были выдворены из Крыма из уже купленных домов, после того как суд признавал покупку недействительной из-за искусственно созданного отсутствия купчей. Нет купчей – нет прописки, нет прописки – нет работы. «3 июня нас судили за «незаконное» оформление дома, тогда как мы горим желанием законно его оформить. В ночь с 28 на 29 июня 1969 г. … нас разбудил страшный стук в дверь. На вопрос «Кто там?» было выломано окно, и в комнату ворвались несколько человек. Это была милиция и дружинники под командованием начальника милиции Белогорского района Новикова… Все они были в нетрезвом состоянии. Завязав мне руки, они вытащили меня через окно. Я стала кричать и звать на помощь соседей, но мне тут же заткнули рот. Затем вытащили сонных детей. Дети перепугались, плакали и кричали… Мы были отправлены в Краснодарский край, станцию Усть-Лабинская. Оставили нас под открытым небом, в незнакомом месте, без копейки денег, без пищи, с четырьмя детьми. Мы голодали в течение трех суток». И еще тысяча подобных историй.

До второй половины 70-х годов положение оставалось статичным. Хоть и в меньшем числе, чем в 60-е годы, но ежегодно приезжали в Крым крымскотатарские семьи в надежде на удачу, хотя выпадала она очень немногим. Сложности оформления на жительство то ужесточались, то несколько ослабевали, но никогда не прекращались. В 1976 г. выселения прекратились на целый год, в 77-ом они возобновились с новой силой. Органы МВД устраивали облавы, забирали мужчин, сажали в милицейские бобики и увозили неизвестно куда. Потом приходили известия, одних сажали в тюрьмы, других выселяли в Узбекистан, а некоторых отправляли в психушки. Одно из таких выселений привело к трагическому событию: 23 июня 1978 г. 46-летний Муса Мамут, отец троих детей, в знак протеста против попытки повторного выселения из Крыма в присутствии представителей власти облил себя бензином и совершил самосожжение.

А.Д. Сахаров направил телеграмму Брежневу и Щелокову: «Вне зависимости от его конкретных обстоятельств, самосожжение Мусы Мамута имеет своей истинной причиной национальную трагедию крымских татар, …Трагическая гибель Мусы Мамута …должна послужить восстановлению справедливости, восстановлению попранных прав его народа.»

Выражения крайнего отчаяния не оставили равнодушными членов Совмина СССР. Они клепают новое постановление, которое упрощает процедуру выселения и выдворения из Крыма. На это больше не требовалось судебного решения, достаточно было решения райисполкома.

В «Хронике текущих событий» описано, как проходило повторное выселение крымскотатарской семьи Гавджи из села Абрикосовка Кировского района. Пятьдесят милиционеров выселили эту семью. Их вывезли на станцию Новоалексеевска, где собралось более 200 местных жителей – крымских татар, выражавших свое возмущение. Они написали на бортах милицейских машин «Требуем равноправия!», «Позор советской милиции!», «Прекратите произвол!». Демонстранты не позволили погрузить вещи семьи Гавджи в вагон для отправки в Среднюю Азию. Прибыл полковник милиции, который пообещал собравшимся, что выселенная семья будет возвращена в Крым. Гавджи вернулись в свой дом, но через некоторое время они были все-таки выселены из Крыма.

Сегодня забыли о тех, кто в 60-70 годы, рискуя здоровьем и жизнью не только своей, но и своих семей вернулись в Крым, чьи жизни прошли под угрозой выселения, избиений, издевательств и унижений. Дети не могли нормально посещать школы, учебные заведения и даже детские сады, а родителей не брали на работу, тем самым обрекая их семьи на голодную смерть.
Да, геноцид совершенный против крымских татар внес свои коррективы, но народ выжил и смог вернуться на Родину, а значит, мы должны жить, возродить культуру, традиции, учить и знать язык, свою историю и историю своих героев.

__________________________________________________________

О НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВОЗВРАЩЕНИЯ ТАТАР В КРЫМ
(письмо первого секретаря ЦК КПУ П. Шелеста в ЦК КПСС) 22 июня 1966

В ЦК КП Украины, партийные и советские органы республики продолжают поступать письма от татар, проживающих в Крыму. В них вновь ставится вопрос о возвращении татар в Крым, восстановления их национально-территориального объединения, возмещение убытков, вызванных переселением.

Как известно, Крымская АССР не представляла собой автономии только татар, а была многонациональной республикой. По данным переписи населения 1939 года в Крыму проживало 1,1 млн. человек, в т.ч.:
россиян – 557 тыс. чел. евреев – 65 тыс. чел.
татар – 218 тыс. чел. немцев – 51 тыс. чел.
украинцев – 153 тыс. чел.

Таким образом, крымские татары уже тогда составляли лишь пятую часть населения. Если учесть, что за прошедшее время население Крыма достигло почти 1,6 млн. чел. (в т.ч. россиян – 71%, украинцев – 22%, других – 7%), а число крымских татар, которые в настоящее время проживают в Узбекистане не превышает 160 тыс., то понятно, что для постановки вопроса о возобновлении их национальной автономии в Крыму нет никаких оснований, что было отмечено в постановлении ЦК КПСС от 24 ноября І956 года.
За 22 года, которые прошли после выселения татар, места их прежнего проживания заселены. Трудящиеся Крыму достигли больших успехов в развитии экономики и культуры. Валовая продукция промышленности превышает уровень 1940 года, более чем в 5 раз. Значительно повысился уровень производства продуктов сельского хозяйства, в частности, винограда. Все, чем в настоящее время богат Крым создан трудом людей, которые сейчас проживают в этой области.

Высокоразвитая промышленность и многоотраслевое сельское хозяйство требуют большого количества квалифицированных специалистов. Такие кадры сейчас есть в Крыму. В области насчитывается большая 90тыс. специалистов с высшим и среднем образованием (против 18,5 тыс. чел. в 1940 году), среди них З0тыс. инженеров и техников, больше 7,5тыс. агрономов и других специалистов сельского хозяйства, более чем 6тыс. экономистов, плановиков и статистиков.

В Крыму сейчас действует больше 350 лечебно-оздоровительных учреждений, 1200 общеобразовательных школ, 30 высших и средних специальных учебных заведений, 1тыс. библиотек, 2,5 тыс. клубов и киноустановок.
В этих заведениях занято большое количество жителей Крыма, среди которых только специалисты с высшим и средним образованием составляют более чем 40тыс. лиц.

Часть населения Крыма постоянно работает на заводах и других объектах оборонного значения, по свободному найму в военных частях, что в условиях пограничной области, которой является Крым, тоже имеет существенное значение

Возвращение татар к местам прежнего проживания и связанная с этим необходимость переселения из Крыма большого количества теперешнего населения, повлекли бы большие убытки государственным интересам, и было бы большой несправедливостью по отношению к сотням тысяч граждан Крыма.

С другой стороны, крымские татары, которые сейчас проживают в Узбекистане, слились с его экономикой и культурой. Там для них созданы все необходимые условия для труда, учебы, повышения материального и культурного уровня. Потому переселение татар в Крым негативно повлияло бы на экономику тех районов, где они сейчас проживают, а также на их собственное положение
Значительная часть татарского населения Крыма в период Великой Отечественной войны предавала Родину, активно сотрудничала с немецко-фашистскими захватчиками, много горя принесла населению, и вызывала у него ненависть.

Известно, например, что более чем 35тыс. добровольцев-татар находились в рядах немецких вооруженных сил, тысячи татар добровольно служили в отрядах самообороны, в немецкой полевой жандармерии, в охране тюрем, концентрационных лагерей, путей сообщения, активно принимали участие в операциях против частей советской армии, партизан и подпольщиков
Они вели разведку, проводили карательные экспедиции и репрессии против мирных жителей.

После изгнания немцев из Крыма много татар спрятали оружие. При выселении у них было изъято более 500 пулеметов, около 8000 автоматов и винтовок, много гранат и пуль.

Возвращаясь в Крым, некоторые лица угрожают местным жителям, разыскивают имущество и заявляют на него свои права, что вызывает обеспокоенность у жителей Крыма.

Все это еще раз подтверждает, что никаких оснований для пересмотра вопроса о невозвращении татар в Крым нет.

Секретарь ЦК КП Украины П. Шелест
22.VI.1966

Источник: ЦГАОО Украины. Ф. 1, Оп. 24. Д. 6166. л. 1-4.
Опубликовано: Национальные отношения в Украине в XX ст. – К., 1994. – С. 345 – 347

__________________________________________________________

Депортация была запланирована
Пока не будут полностью раскрыты архивы НКВД-МВД-КГБ, до сих пор историки могут лишь высказывать догадки, кому именно из кремлевских руководителей принадлежала идея депортации коренных жителей Крыма за пределы прадедовской земли. Мы даже не знаем точно, когда было принято соответствующее фатальное решение. Письмо Берии Сталину, датированное 10 мая 1944 года, очевидно не первый документ по этой теме. Скорее, гигантская бюрократическая машина людоедства требовала какого-либо более или менее четкого «основания» для этой жестокой акции. Кроме того, выселение из Крыма народов не могло свершиться без надлежащей подготовки. Нужно было предусмотреть и технические средства, и значительные силы конвоиров, чего за неделю не сделаешь. Так что преступление было задумано и созрело задолго до весны 1944-го. Есть некоторые свидетельства о том, что депортация была запланирована еще до того, как Красная Армия окончательно оставила Крым. Так, в мае 1941 года большевики стали выселять в Казахстан крымских татар, которые жили в Белоруссии и Литве. Поздней осенью-зимой 1941 г. из частей 51-й армии, тогда дислоцированной на Керченском полуострове, было отправлено в тыл, а позже переправлено в Грузию около 2000 военнослужащих — крымских татар. Другой факт подготовки к выселению крымских татар: их перепись сразу после освобождения Красной Армией Крыма. Будущим выселенцам объясняли, что перепись обеспечит бесперебойный подвоз строительных материалов для восстановления разрушенного жилья. Согласно графика депортации, она должна была начаться рано утром 18 мая. Но во многих городах рьяные служаки системы начали действо уже 17 мая. Например, вечером этого дня в Симферополе на улицах так называемой Красной Горки появились работники НКВД… Во многих селах Крыма местное население, как водится, чествовало прибывших военных, не подозревая, что случится на следующее утро. А на следующее утро людей сгоняли на площади и грузили в грузовики. Это делалось так быстро, что выселенцы даже не могли захватить с собой необходимого, например, документов. И многие из этих несчастных уже в Средней Азии очутились без паспортов, трудовых книжек, свидетельств о рождении детей. Постановление ГКО СССР «О крымских татарах» от 11.05.1944 г. позволяло «спецпереселенцам взять с собой личные вещи, одежду, бытовой инвентарь, посуду и еду до 500 кг на семью». Но этот пункт оказался только демонстрацией «человечности» власти… Согласно п. 2 вышеуказанного постановления, эшелоны со спецпереселенцами должны были обеспечиваться в дороге «ежедневным горячим питанием и кипятком». Кроме того, каждый поезд должны были сопровождать врач и две медсестры. Но этого не было. Вагоны набивали сверх всяких санитарных норм.

Что же представлял собой Крым после завершения депортации? Во-первых, остались безлюдными села. Больше всего их было в Бахчасарайском и Ак-Шейхском районах. Было бесплатно отчуждено более 80 тыс. домов, 34 тыс. сельскохозяйственных участков, 500 тыс. голов скота, 360 пасек, 40 тыс. тонн сельскохозяйственной продукции, не считая посевов зерновых, виноградников, табачных плантаций…

Александр КУЛИК,
«Депортация была запланирована»,
«Урядовий кур’єр», 18.05.2002 г.

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET