Девлет Гирай – герой Прутского похода

18.04.201115:01

300 лет назад на реке Прут крымскотатарская армия во главе с ханом Девлетом Гираем одержала блестящую победу над русским войском. Это был хороший шанс восстановить статус-кво – возвратить Азов и запретить строить русским крепости в приграничной черте. Но, к сожалению, добытая потом и кровью победа была буквально выбита из рук Девлета вмешательством ловкого царедворца великого визиря Османской империи Балтаджи-Мехмеда паши. Последний (за богатый бахшиш со стороны русских) не только не дал пленить Петра, но и продиктовал собственные условия мира, чем несправедливо отодвинул на второй план Девлета Гирая.

По семейным обстоятельствам

Будущий герой Прутского похода – Девлет Гирай II – личность без сомнения неординарная и заслуживает более пристального внимания со стороны историков.

Девлет был старшим сыном крымского хана Селима Эльхадж Гирая. Во время первого правления отца, молодой человек проявил себя в австрийском походе, под началом двоюродного дяди Хаджи Гирая – героя битвы при венгерском городе Печ. Заслуги Хаджи не остались без внимания, и в октябре 1682 года он был избран ханом. В тот же день по древним обычаям новый властитель даровал титул калги своему верному соратнику и племяннику Девлету.

В июле 1684 года после отречения по собственной воле от ханского престола Хаджи Гирая вновь ханом становится Селим Эльхадж Гирай.

С приходом к власти отца, Девлет Гирай не утратил свой почетный титул первого наследника на престол – калги. Напротив, он еще больше укрепился в своем положении. Отец полностью доверял ему государственные и военные дела. Так он принял активное участие в военном походе против русского князя Василия Голицына, возглавив одну из трех частей ханского войска. А после единовластно управлял страной во время военного похода отца в Австрию. Но после австрийского похода Селим неожиданно для всех снимает с себя ханские полномочия и временно передает их своему племяннику Саадету Гираю, с оговоркой, что тот оставит калгой его сына Девлета, а сам отправляется на год в хадж к святым местам. Но за это время произошло непредвиденное. Девлета обвинили в том, что он хочет сместить Саадета, и хан лишает своего родственника титула калги. Но вскоре и сам по принуждению передает ханскую власть другому родственнику Сафа Гираю. Впрочем, и тот долго не задержался на ханском престоле. Народ снова потребовал возвращения Селима Гирая. И снова Девлет Гирай становится калгой, а спустя несколько лет, в 1699 году Селим снова принимает решение оставить престол и удалиться на покой, а на свое место настоятельно рекомендует своего сына Девлета Гирая.

Мятежи, семейные неурядицы отразились на ханстве Девлета, и в декабре 1702 года он оставил трон в пользу своего престарелого отца.

Спустя шесть лет, в 1708 году, Девлет Гирай снова был избран крымским ханом. За это время ханами успели побывать его братья – Гази и Каплан. Последний отличился неудачным походом в Кабарду и теперь вынужден был удалиться в одно из родовых имений в Румелии.

Следует отметить, что еще в период своего первого ханства, Девлет Гирай был ярым противником Московии и хлопотал о войне с московитами.

Союзники

Задумки шведского короля Карла XII, как нельзя кстати совпадали с желаниями Девлета. Он уже был готов выступить на стороне своего давнего друга Карла в Полтавской битве, если бы не ультиматум султана не вмешиваться в дела Швеции, которые могут повлечь за собой нарушение мирных отношениях Османской империи с Московией. Однако впоследствии сам же султан предоставил в Бендерах убежище потерпевшему фиаско шведскому королю, хорошо понимая, что этим поступком может спровоцировать военное столкновение с русским царем Петром I.

Петербург не заставил себя долго ждать. Спустя месяц после Полтавской победы, русский посол в Стамбуле граф П.А. Толстой, в ультимативной форме потребовал от турецкого султана Ахмеда III выдать русскому царю шведского короля Карла и гетмана Ивана Мазепу, открыто перешедшего на сторону шведов. В случае отказа русские войска тут же пойдут с Украины к османским и ханским границам, вдоль которых возведут свои крепости. Подобное заявление возмутило султана, и русскому послу был дан категорический отказ.

Спустя год, в сентябре, на заседании Большого Дивана в Стамбуле крымский хан Девлет Гирай высказал свои пожелания как можно быстрей начать новую войну с Петром. Хан аргументировал это тем, что Россия грубо нарушает прежние договоренности и продвигается к границам Крымского ханства, строя на нейтральной территории свои крепости. Кроме того, Девлет высказал серьезные опасения по поводу того, что Россия претендует на Османские земли и всячески стремится добиться выхода к Черному морю. В политической неблагонадежности обвинил хан и молдавского господаря Сарлат-оглу Николая, и… жестоко ошибся, предложив заменить его Кючук-Кан-Темиром-оглу, известного как князь Кантемир, открыто выступившим на стороне Петра.

В ноябре 1710 года Османская империя объявила войну России. Ее поддержали Крымское ханство, Швеция в лице Карла XII, Франция и казаки Новой Сечи, возглавляемые Филиппом Орликом.

Дождавшись официального султанского фирмана (указа) о начале войны, Девлет Гирай возвращается домой. Но прежде он встретился в Бендерах со своим старым другом и верным союзником Карлом XII. Сообща они принимают решение объединить силы и одновременно нанести удар по городам Правобережной и Левобережной Украины, в которых размещались русские гарнизоны.

Уже в декабре 40-тысячное крымскотатарское войско во главе с ханским сыном калгой Мухаммедом Гираем в сопровождении 8 тыс. запорожцев, 5 тыс. польских повстанцев и 700 шведов овладели русскими крепостями по реке Самаре и Изюмской черте. А уже в течение первой половины февраля 1711 года объединенные войска захватили города Брацлан, Богуслав, Немиров, а также ряд гарнизонов. Посланный гетманом Иваном Скоропадским компаньонный полк есаула Бутовича потерпел неудачу и был разбит при Лисянке.

25 февраля Россия объявила войну Османской империи и Крымскому ханству. В свою очередь, 9 марта Филипп Орлик и Мухаммед Гирай обратились с призывом к украинскому народу бороться против московской неволи. Мухаммед Гирай заявил, что крымские татары идут на помощь всем, кто оказался под гнетом неволи польского короля Августа и русского царя Петра, чинившего разорение и разбой в их стране. Манифесты Орлика и крымского калги привлекли казачество и простой народ, которые стали присоединяться к объединенному войску.

Первые столкновения

В апреле Россия переходит к решающим действиям. Она предпринимает попытку, вторгнуться на Балканы, надеясь на поддержку подвластных Османской империи славянских народов (черногорцев, сербов, болгар) и на помощь православных господарей Молдавии и Валахии.

Девлет Гирай, получив известие, что русская армия во главе с Петром направилась к Дунаю, двинулся со своим войском в сторону Аккермана. Очень быстро он переправился через Днестр, дошел до берегов реки Прут и здесь встретился с 38-тысячной русской армией приблизительно в 75 км к югу от румынского города Яссы.

В результате первого боя глава буджакских татар Джавык-бей Ораков, атаковал самый центр вражеского войска, нанеся ему большой урон и отбив несколько пушек. Одновременно хан отрезал русским пути доставки провианта и фуража. Невзирая на атаки, Петр отдал приказ своей армии продолжать двигаться в сторону Дуная.

К этому времени, османский визирь Балтаджи-Мехмед паша и глава янычар Юсуф паша пошли с войском к переправе Исакчи, но переправляться они не торопились. Обеспокоенный нерасторопностью турок, Девлет начинает их торопить с переправой для того, чтобы сообща атаковать.

Петр видя, что может оказаться в проигрышном положении шлет ногайским эмирам тайные письма, в которых обещает большие деньги, если они покинут войско крымского хана. Но вновь, как и несколько лет назад, получает от них презрительный отказ. Когда это известие дошло до визиря Балтаджи-Мехмед паши, он поспешил соединиться с крымским ханом и уже через несколько дней крымскотатарско-турецкое войско начало атаковать русских. Петровская армия заняла невыгодные позиции в низкой теснине, и каждый залп пушек наносил им огромный урон. Крымская конница отрезала путь к отступлению, а янычары вели непрерывный бой с двух противоположных сторон, не давая русским поднять головы. У русской армии не было другого выхода, как принять позорную капитуляцию. Огонь прекратился, и тут же на стороне победителей был созван совет. Когда речь зашла о заключении мира на выгодных для победителей условиях, запротестовал крымский хан, который потребовал вернуть прежнее положение России по отношению к Крымскому ханству, которое, было до 1700 года, когда Москва платила дань Крыму и являлась в некотором роде ее вассалом. Однако против этого предложения выступил османский визирь, что оскорбило Девлет Гирая.

В русском же лагере опасались, что победители выставят какие-либо совместные требования со шведами. Поэтому инструкция, данная посланному в турецкий лагерь П. Шафирову, включала в себя довольно серьезные уступки – соглашаться на все, что захотят, кроме рабства.

Позорный мир для Османской империи

Все было бы иначе, если бы не алчность главного визиря Османской империи. Дело в том, что в походе русского царя сопровождала его любовница, Марта Скавронская, будущая императрица Екатерина I, которая из поражения своего возлюбленного извлекла собственные выгоды. Именно ей принадлежала идея подкупить главного визиря и тем спасти Петра от позорного пленения. Но так как денег в армии уже не осталось, она собрала не только свои драгоценности, но и драгоценности со всех придворных дам и вельмож, находившихся при царе, и преподнесла их Балтадже-Мехмед паше. После такого подарка визирь продиктовал свои условия мира на довольно приемлемых для России условиях: передача Азова, уничтожение Таганрога и Каменного Затона, ликвидация Азовского флота, освобождение Польши от русских войск, невмешательства в дела казаков. Единственное условие с которым Шафиров был категорически не согласен – восстановление ежегодной дани Крымскому ханству. Однако ему пришлось уступить, но в письменный договор этот пункт не успели внести из-за ссоры Балтаджи-Мехмед паши с крымским ханом. Порта получила мир, а Екатерина – замужество, корону и учрежденный в ее честь орден св. Екатерины.

Единственное положение договора, в той или иной степени отвечавшее требованиям Крымского ханства, заключалось в запрете русскому царю вмешиваться во всеукраинские дела и в обязанности ликвидировать русские крепости, построенные на спорном степном пограничье (Каменный Затон и Новобогородицк). Заключение мира между Россией и Турцией было враждебно воспринято Девлет Гираем и Карлом XII, так как ни тот, ни другой не достигли своих целей.

Узнав об истинных причинах, по которым был заключен Прутский мир султан Ахмед III пришел в ярость, и низложил Балтаджи-Мехмеда пашу. Ему грозила казнь, но султан миловал его благодаря ходатайству его жены, знаменитой в свое время казначейши султанского гарема. Однако позорной ссылки на остров Лемнос он не избежал. Началась подготовка к новой войне, однако территориальные уступки со стороны России смягчили позицию османской стороны, и 5 апреля 1712 года в Стамбуле между двумя государствами был подписан Адрианопольский мир.

Гульнара Абдулаева

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET