Мудесер ДЖЕЛЯЛОВ

18.04.201111:45

Ресторатор

Семья у нас большая. У меня четыре брата и две сестры. Хайсер старше меня на четыре года. Когда я заканчивал 10 класс, он мне показал объявление в газете, в котором сообщалось, что в Бухаре открылся новый технологический институт, в котором проводится набор на специальность «технология и организация общественного питания». Мы обрадовались, что институт находится именно в Бухаре, так как в те годы поступить по этой специальности крымскому татарину было очень сложно. А там у меня жил и работал дядя, который был начальником областного ГАИ. Я был подготовлен и теоретически сдал бы экзамены сам, но не прошел бы по конкурсу и меня, наверняка, перекинули бы на другую специальность. Иначе быть не могло. Мне повезло, что в Бухаре жил мой дядя…

После института – распределение. Среди списков городов на распределение я увидел Чирчик. Мои родители жили под Ташкентом, в Нижнечирчикском районе, и я решил устроиться поближе к ним. Моя первая должность – заместитель заведующего производством столовой №2, в которой питались полторы тысячи рабочих. Когда мне было 25 лет, я уже управлял рестораном «Чирчик» и двадцатью пятью столовыми-кафе, которые подчинялись этому ресторану. В общем-то, и опыта особого не было, но
справлялся. Родители, правда, очень переживали.

У меня был друг по имени Азамат, у которого была сестра Алие. Как-то, встретив ее, я спросил, как дела дома, как родители. Она ответила, что отец попал в аварию, и она не работает, ухаживает за отцом. Не знаю почему, но тогда я начал видеть ее по-другому, как-то иначе… Вечером того же дня я сказал маме, что хочу жениться, и пошел к родителям Алие. Они меня хорошо знали и тепло встретили и ее отец, провожая меня, многозначительно сказал: «Мудисер, завтра я быка валю, чтобы родители твои были!»

В 1991-м я купил в Крыму участок и начал строить дом, со временем перевез семью. Начал свое небольшое дело. Я не боялся рисковать, открывал торговые точки в Судаке, Алуште, Симферополе. Приходилось брать деньги под проценты. А потом настал «черный вторник» 1998 года – инфляция, доллар вырос вдвое. Тогда мне пришлось очень туго. Я пытался выкарабкаться в течение нескольких лет. В самый пик
трудностей я открыл ресторан «Алие». Взял еще деньги под большие проценты. Здание было в ужасном состоянии, но я его арендовал, отремонтировал, оборудовал и открыл ресторан. С делами тогда еще было туго. Все было настолько плохо, что пришлось продать кафе на берегу моря, а потом и все остальное… Пришлось продать даже свой дом… У меня оставался только ресторан «Алие», который я продолжал арендовать.

Даже в самые сложные моменты своей жизни я не опускал рук. Мама очень переживала, но я каждый раз, видя ее грустные глаза, говорил: «За меня даже не переживайте! Вы можете переживать за моих братьев, можете переживать за сестер, но за меня не надо, я справлюсь со своими трудностями. Вот увидите, придет время, и я выберусь из этой ямы».

Аллах дал мне все, чтобы я смог пережить трудности и встать на ноги. Я снова построил дом. Начал новое дело…

Когда пришлось продать дом, встал вопрос, а куда идти? Когда семья дружная, с этим нет проблем. Мы несколько лет жили в доме брата, с его семьей. Семья – это твой тыл, это все.

Свой третий ресторан я назвал «Шейх-Эли». Это название нашего родового села, оно небольшое – всего 33 двора. Из Шейх-Эли родом полковник, Герой Советского Союза Фетислям Абилов. Сейчас мое родное село носит непритязательное название Ударник…

Мне становится скучно, когда я топчусь на одном месте. Когда дела идут по налаженной схеме, хочется чего-то еще.

Основное требование посетителей к ресторану – это хорошая кухня. Немаловажно и внимательное отношение к клиентам. И, конечно же, атмосфера заведения – придя в ресторан, человек должен суметь расслабиться. Вот три главных составляющих ресторанного бизнеса.

Я всегда держу кухню под контролем. Каждое блюдо стараюсь периодически, хотя бы раз в неделю попробовать. Чтобы уровень качества блюда ни в коем случае не падал. Если же не проконтролировать, планка эта будет снижаться и снижаться. И сами повара не заметят, что они уже не то готовят.

К подбору персонала нужно подходить серьезно. Лучший вариант – это опытный в своем деле человек. Но характер не дает мне нанимать профессиональных официантов или поваров. Смотрю – у того родственника дети не обеспечены работой, у другого… Трудно еще и потому, что с ними строгим быть сложно.

Я не интересуюсь делами других рестораторов. Сколько свадеб они проводят, какие цены берут. Я не любопытный.

Все больше и больше людей отходят от палаточных вариантов проведения свадьбы. Поэтому работы будет еще больше. Не бойтесь открывать рестораны.

Бояться не надо. Если ты решил делать что-то – делай. Но обязательно посоветуйся с теми людьми, которые уже занимаются подобным делом. Если это ресторанный бизнес – приди ко мне, я всегда найду время. Риск – благородное дело, но нужно по максимуму оградить себя от всех неприятностей. Нужно просчитать все до мелочей, взвесить все «за» и «против».

Ресторанный бизнес – это семейный бизнес. В одиночку здесь справиться очень сложно. Моя супруга Алие мне очень помогает, она – моя поддержка и опора во всем.

Я никогда не стою твердо на цене. Есть определенная цифра, но, когда я узнаю, что в семье нет отца или у молодоженов нет собственного уголка, я всегда снижаю стоимость. Мне самому становится приятно от этого.

Конечно, хотелось бы открыть свой, частный ресторан. Построить его в хорошем месте и только так, как я хочу… Потому что, когда переделываешь что-то, так или иначе приходится подстраиваться.

Надо полностью поставить на ноги то, что есть, и только потом делать следующий шаг. Этому я стараюсь научить своих детей.

У нас с Алие трое детей. Старший сын – Хадри, учится на юриста. Дочка Левиза учится на менеджера. У нее уже свое маленькое дело. Она занимается дизайном свадебных залов. Я сначала боялся, что у нее не получится, но как оказалось, зря волновался. Моей младшей дочери – Арзы – одиннадцать и, по-моему, она будет ресторатором.

Дом – лучшее, что мне дали деньги.

В детстве я всегда старался заступиться за кого-то. Если кого-то обижали ни за что, я этого не оставлял.

С момента переезда в Крым я не мог позволить себе отдых. Я никогда не был за границей, не отдыхал с семьей.

Когда мы собираемся родней, где бы мы ни были, сколько бы нас ни было, мы обязательно вспоминаем отца. Мой отец, Мубин, был очень уважаемым человеком, поэтому даже сейчас встречая односельчан, или просто людей, которые знали его, невозможно не
вспомнить о нем. О человеке могут вспомнить и не вспомнить. А об отце вспоминают всегда. Нам всем было на кого равняться.

Я счастлив, что моя мама со мной. Ее зовут Урмет, ей 84 года. Она сильная и мудрая женщина. Моя мама всегда была и есть моей опорой. Благодаря ей и Всевышнему, я смог пережить тяжелые годы в моей жизни.

Конечно, я очень рад, что занимаюсь своим делом. Не всем, кто переехал в Крым, так посчастливилось, как мне.

Подготовила АЙ-мелевШЕ

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET