Крест преткновения

11.07.201115:12

Редко курортный сезон в Крыму обходился без эксцессов: административных и этно-конфессиональных. Политическую напряженность провоцировали отдельные группы политиков-маргиналов. В частности, так называемые казаки. В этом году они не изменили «доброй традиции», организовав беспорядки на религиозной почве под Феодосией.

Мусульман пугают «крестом»

В мае на въезде в Феодосию со стороны села Владиславовки так называемый «международный союз казаков» установил конструкцию, напоминающую поклонный крест. Казаки не получили на это ни разрешения властей, ни благословения духовенства. Действия казаков вызвали протест со стороны местных крымских татар. Самоуправство раскритиковали не только мусульмане, но и представители крымской епархии. Благочинный Феодосии отец Михаил Сытенко заявил: «казаки продемонстрировали непослушание». Решением суда конструкцию демонтировали.

2 июля крымской милиции пришлось применить силу против представителей ряда «казачьих» организаций, которые предприняли повторную попытку незаконно установить на въезде в Феодосию изготовленную ими конструкцию. Кадры с потасовкой казаков и милиции облетели многие телеканалы. Председатель Совета министров Крыма Василий Джарты, комментируя события в Феодосии, заявил: «Власть будет жестко пресекать любые попытки поставить под угрозу межнациональное согласие в автономии».

– Предупреждаю всех «буйных голов»: власть в Крыму сильна, как никогда. Любые попытки пошатнуть стабильность получат адекватный и немедленный ответ власти. Отдельные политические деятели, которые в очередной раз пытаются разыграть карту религиозного противостояния, должны четко осознать – время, когда власть на подобные действия смотрела сквозь пальцы, ушло безвозвратно. Предостерегаю организаторов от попыток дестабилизации ситуации в республике, втягивания в противостояние крымчан, – заявил глава правительства автономии. И добавил, что самочинные и агрессивные попытки незаконно устанавливать поклонные кресты – это «политика, закамуфлированная в религию».

Безграмотная «малява»

Очень уж казачкам не понравились слова крымского премьера. Один из них, некто атаман Миних, написал руководству правительства гневное письмо. Причем текст изобилует грамматическими ошибками. «Маляву» Миних сочинил в сизо, куда попал по подозрению в незаконном хранении оружия и боеприпасов. В письме, опубликованном интернет-изданием Zarusskiy.org, как бы атаман патетическим тоном призывает крымского премьера «снизойти к казакам с властного Олимпа… и поговорить простым человеческим языком». «И тогда казаки будут не возмутителями спокойствия, а помощью ВАМ», – пишет Миних. До этих пор малограмотный казак объявил голодовку «в знак протеста против насилия и судебного произвола». Примечательно, записной поборник канонического православия даже слово «Бог» в своем трехстраничном письме неоднократно пишет со строчной буквы. Название должности В.Джарты в его понимании звучит как «ПрИмьер-министр». Кроме того, Миних перепутал падежи и совсем не к месту расставил знаки препинания.

Славян пугают «татарским халифатом»

Вряд ли В.Джарты просматривал письмо. Не премьерское это дело – читать эпистолярный бред полуграмотных отщепенцев. Понимая, что их писанина стоит не дороже рулона туалетной бумаги, казаки задумали вторую часть «марлезонского балета». 6 июня, проснувшись и приняв на грудь лечебную дозу благородного напитка, они решили устроить представление под стенами Совмина. О юридических формальностях как всегда забыли. Документы на организацию пикета были поданы не своевременно. Судебным решением пикет был объявлен незаконным, и милиция начала оттеснять демонстрантов с площади. Конечно, демонстранты – слишком громко сказано. На площадь вышла горстка сторонников лидера так называемой казачьей общины «Соболь» Виталия Храмова. Вооружившись «матюкальниками» (народное название мегафона), они пугали симферопольцев страшными предсказаниями в духе Нострадамуса. Как оказалось, речи были интересны только самим ораторам и нескольким журналистам. Жители города, порядком уставшие от выходок «Соболя», даже не обращали на это внимание.

– Вы не хотите нас поддержать! Опомнитесь пока не поздно. Через двадцать лет в Крыму построят татарский халифат, а защитить вас, славяне, будет некому. Если на нас сейчас не обратят внимание, потом будет поздно, – выкрикивает в мегафон седой мужчина, – Я не националист! Просто я люблю свою нацию. Я – русский православный человек и буду защищать свою веру и соотечественников! А к другим традиционным религиям мы нормально относимся.

Храмов упорно молчал, хотя прежде не стеснялся в выражениях. Крымских татар называл «потомками рабовладельцев», а всех несогласных с ним: «мудаками», «гоблинами» и «дохлотрахами». Столь увесистую идиому Храмов, видимо, сочинил лично. Кроме него никто толком не знает, что это такое. Вообще старейшина «Соболя» – талантливый актер разговорного жанра. Крымские радиослушатели, наверняка, слышали его выступления на радио «Ассоль», в которых Храмов пространно рассуждал на тему религии, морали и семейных отношений. Если бы не примитивная лексика, он бы стал кумиром для людей, имеющих «домостроевские» взгляды на жизнь.

На этот раз вдохновенный источник красноречия иссяк. Видимо, сказалось недавнее судебное решение, по которому с доблестного атамана-лингвиста сшибли несколько тысяч за оскорбление крымских татар, евреев, украинцев и властей. Странная получается картина: артист, выпрыгивая из штанов, развлекает публику и откалывает номера, которые Чарли Чаплину не снились, а потом оказывается, он еще и денег должен за свои кульбиты.

В.Джарты в силу занятости юмора политических циркачей не оценил. По его мнению, на митинг пришли те, кто ненавидит Крым и его жителей.

А где вы видите казаков? Я лично их не видел. И чего они бастовали, какие у них претензии? О чем они говорили, что требовали? Я готов идти к любым казакам, если будут реальные требования. Я знаю, что они там обсуждали, что говорили. Нечего мне сказать – жалкие люди, жалкое их подобие, и те, кто этим всем управляет, – заявил премьер.

Теперь про «халифат», которым «жалкое подобие людей» пугали крымчан. Действия правоохранителей и властей под Феодосией – не «война власти с русскими», как хотят изобразить ситуацию храмовы-минихи. Это адекватная реакция на политических радикалов и провокаторов. В том числе и для тех, которые под видом возрождения культуры и традиции коренного народа Крыма насаждают иностранную политическую идеологию. Из феодосийских событий урок должны вынести все политиканы и неважно, какими символами они прикрываются: христианскими или зеленым знаменем Ислама. Время таких деятелей, действительно, ушло безвозвратно.