Афизе КАССАРА

08.08.201111:28

Папа мечтал, чтобы я профессионально играла на скрипке. Но мне почему-то этого хотелось меньше. Тем не менее, чтобы не расстраивать отца, я подала документы в музучилище, но не прошла. В душе я этому очень обрадовалась. Я всегда любила петь, поэтому позже поступила на вокальное отделение Сухумского музыкального училища.

Самые плодотворные годы моего творчества – это годы вместе с ансамблем «Макъам», в работе с Джемилем Кариковым, мы и сейчас плодотворно работаем вместе. Этот человек имеет колоссальный багаж знаний. У него в доме находится настоящая творческая лаборатория. За годы своей деятельности он очень много «нарыл», именно «нарыл», потому что немало наших народных песен было утеряно. Он ищет, записывает стариков, находит другие варианты старых песен, ведь в каждой деревне одну и ту же песню пели по-разному. К сожалению, очень много информации уже потеряно… Как-то Рустем Меметов сказал: «Наш поезд ушел. Виден только хвост вагона, и если мы успеем за него схватиться, то нам удастся сохранить хотя бы часть».

Очень хорошо помню свою первую запись на телевидении здесь, в Крыму. Я исполняла песню «Алим». Это было в 1991 году.

Где бы я ни была, на свадьбе или дне рождении, меня всегда просили исполнить что-нибудь, и я с удовольствием пела. На одном из таких вечеров меня услышал наш корифей Алим Алимов. После выступления он предложил мне возглавить вокальную группу в ансамбле «Учан-Су». Я приняла предложение, не задумываясь.

В моем репертуаре, в основном, народные песни. Очень люблю лирические протяжные мелодии. У крымских татар много грустных песен. Это связано и с ментальностью, и с колоритом, и с историей нашего народа. Ведь на его голову много бед свалилось. Много у нас и песен о любви. Грустных, чувственных песен, потому что о любви иначе ведь не споешь. Особенно, если любовь была безответной или ее не одобряли родители. Ведь раньше родители решали, кто ровня их дочери или сыну, а кто – нет.

Каждому возрасту свое. В разные годы я воспринимаю свои песни по-разному.

Наши народные песни сложены, в основном, для мужчин. Мне даже как-то задали вопрос в эфире, почему большинство народных песен, написано от мужского лица. Это все издержки нашей ментальности. Ведь раньше женщине не к лицу было публично выражать свои чувства.

Я проживаю каждую песню, которую пою. Мы с Джемилем Кариковым тщательно изучаем cлово за словом. Очень много народных выражений не всегда получается перевести сразу. Не зная смысла, не зная, о чем поешь, невозможно передать те чувства и эмоции, которые несет композиция. В народе говорят: «Ичиме сынсынъ», то есть песня, каждое ее словечко должно запасть в душу, осесть и пройти через нее. Чтобы исполнитель мог осознать, произнести и, главное, донести ее до слушателя. Иначе грош ему цена.

Не знаю, время ли дает знать о себе, ценности ли наши или нравы, но сегодня самая большая сложность фольклорного исполнителя – это собрать зал. Зрителю хочется чего-то веселенького и легкого…

Если нет народного творчества, фольклора и родного языка – нет фундамента.
Нет фундамента – дом развалится.

Хочу, чтобы молодежь знала наши народные песни.
Практически вся работа современного исполнителя построена на энтузиазме.

Я люблю придумывать образы. Все свои костюмы я придумала сама.

Люблю красиво сервировать стол, готовить и принимать гостей. Очень люблю живые цветы. Радуют цветущие растения, орхидеи и фиалки. Причем, люблю не просто купить и любоваться, а выращивать самой.

Самое страшное чувство, которое могут испытывать люди, – это зависть.

Как и для любой женщины, смысл моей жизни – это мои дети. Неописуемое счастье испытала, когда у меня здесь, в Крыму, в 1989 году родился сын.

Аллах не посылает нам трудностей, которые мы не смогли бы пережить. Я верю, что после черной полосы обязательно придет белая.

Я всегда благодарю Всевышнего за жизнь, за детей, за добрых людей, которые встречаются на моем пути.

Никогда не пыталась сравняться с толпой, одеваться как все, вести себя как все. Я приверженец индивидуальности.

Женщина должна уметь выслушать и суметь промолчать там, где это нужно.

Мужчина не должен знать, сколько денег женщина тратит на туфли.

Женщин, которые ревнуют своих сыновей к невесткам, просто не понимаю. Это неразумно. Когда-нибудь сын женится, дочь выйдет замуж. В этом и есть смысл жизни.

Подготовила АЙ-мелевШЕ

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET