С тревогой о жизни крымских мужчин

20.02.201212:15

Существует такой стереотип, что мужчина должен быть сильным и выносить со стоическим терпением все неблагосклонности судьбы. От родителей можно часто услышать: мужчины (мальчики) не плачут; будь сильным: ты же мужчина; не будь маменьким сынком и т.д. Для мужчин привычно быть скрытными в отношении своих проблем, жесткими, категоричными и самостоятельными в их решениях, нежели женщинам.

Даже определения говорят о стереотипном восприятии представителей женского и мужского полов: сильный и слабый (прекрасный) пол. И если на западе с этим предрассудком понемногу справляются, благодаря квалифицированным психологам и психоаналитикам, то в нашей стране, как в прочем и в других странах бывшего СССР, тема проблем мужчин обходится стороной.

Меня как представителя мужского пола заинтересовала эта тема, так как самому не раз приходилось сталкиваться с этой логикой и даже руководствоваться ею.

Однажды мне довелось побывать на круглом столе, посвященном теме реализации равных прав и возможностей мужчин. После двух часов презентаций и выступлений представителей разных госучреждений и организаций (представители министерства по делам семьи, молодежи и спорта АРК, министерства труда и социальной политики, Крымского республиканского центра занятости, Управления Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказания в АРК военного комиссариата АРК, министерства здравоохранения АРК и других) у меня сложилось впечатление, что украинским, и в частности крымским, мужчинам нужно не то, что просить о помощи, им нужно кричать во всю глотку, причем так, чтобы было слышно международным гуманитарным организациям, правительствам других стран и, в первую, очередь представительницам женского пола.

Лучше всего иллюстрирует положение дел статистика. Итак:

•Средняя продолжительность жизни мужчин в автономии (63,74 лет) на 11 лет меньше, чем у женщин.

•Смертность мужчин в трудоспособном возрасте (15-59 лет) в 3,5 раза превышает смертность женщин этой же категории (15-54 лет).

•В возрасте семидесяти лет и более количество мужчин в 2,2 раза меньше, чем женщин.

•От травм, полученных на производстве, мужчин погибает в двадцать раз больше, чем женщин.

•От несчастных случаев, убийств, самоубийств мужчин погибает в 3,4 раза больше, чем женщин.

•86% страдающих наркоманией – мужчины (обычно молодые мужчины).

•69% больных активной формой туберкулеза – мужчины.

•83% страдающих алкоголизмом и алкогольным психозом – мужчины.

•67% больных СПИДом – также мужчины.

•88% всех бездомных – мужчины.

Удручающие данные. В возрасте 60 лет я, как и другие мои сверстники, надеюсь выйти на пенсию. Исходя из статистических данных, мне останется около трех с половиной лет, чтобы насладиться безмятежностью старости. У женщин в этом случае ситуация складывается лучше. До принятия пенсионной реформы у них было почти 20 лет на заслуженную старость. Сейчас уже меньше, но в любом случае в 5 раз больше чем у мужчин.

В сложившейся ситуации возникают два закономерных и привычных вопроса, волнующих не только русских классиков, но и современное общество: «кто виноват?» и «что делать?». На первый вопрос есть множество ответов: это и масс-медиа, и родители, не уделяющие достаточного внимания детям, и школьные учреждения, и государство, да и вообще, много кто. Находить виноватых для наших людей всегда было делом простым и быстрым, а вот реальных предложений для исправления положения мало, несмотря на критичность ситуации. Получается, что второй вопрос чаще всего так и остается без ответа.

С другой стороны, помочь мужчинам не так уж и легко, ведь наш самый главный и первый закон – Конституция – заключает в себе несколько спорных статей. Например, статья 24 говорит о «равноправии мужчин и женщин», и она же говорит о «специальных мерах по охране труда и здоровья женщин». То есть мужчин охранять, видимо, не надо. Или статья 42, в одной из частей которой говорится о том, что «каждый имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда», а уже в следующем абзаце можно прочитать о том, что «использование труда женщин и несовершеннолетних на опасных для их здоровья работах запрещается». То есть наше государство сначала обещает нам, что будет заботиться о том, чтобы опасных для здоровья работ не было, а потом уточняет, что женщин и несовершеннолетних использовать на такого рода работах нельзя.

Крымскотатарские мужчины не являются исключением. И хотя среди нас меньше проблем с алкоголем благодаря влиянию религии, негативные тенденции в целом схожи с теми, которые испытывают крымские мужчины других национальностей. Последние 20 лет крымскотатарские мужчины вынуждены были работать не покладая рук, часто с вредом для здоровья для того, чтобы обосноваться на родной земле. Хотя сюда же можно прибавить еще 50 лет Средней Азии, которые тоже не лучшим образом сказались на «сильном поле». Наше воспитание не признает поблажек и слабостей для мужчин. В итоге нередко можно наблюдать ситуацию, когда мужчина, который сталкивается с проблемой, не в состоянии поделиться с нею, топит горе в алкоголе или закрывается в себе. Думаю, многие знают мужчин, которые, потеряв работу, опускают руки и проводят годы на диване. В тех же случаях, когда попадается возможность поработать не на самой квалифицированной, но важной для благополучия семьи работе, мужчины считают это ниже своего достоинства и отказываются.

Все-таки хорошо, наверно, быть женщиной! Тебя не принуждают служить в армии, у тебя больше шансов получить родительские права и алименты после развода, ты раньше уходишь на пенсию, за одни и те же преступления получаешь меньший срок, нежели мужчина, да и вообще, ты дольше живешь. Конечно, я не отрицаю то, что у женщин тоже множество проблем, и наверно даже больше чем у мужчин, но вот что будут делать женщины, когда мужчин будет еще меньше? Ведь нас сейчас в Крыму всего-то 45%, и число это ползет вниз.