Торговля в Крымском ханстве

23.04.201211:25

К моменту возникновения независимого государства — Крымского ханства, на его территориях уже сложились и постепенно развивались торговые пути, по которым двигались из страны в страну товары, приезжали заморские купцы. Торговые пути связывали десятки государств и народов.

Получила развитие и денежная система.

С первых лет образования Крымского ханства торговля, как значительный источник налоговых поступлений в бюджет страны, играла одну из важнейших ролей в жизни его граждан.

А вот что касается торговли, то здесь дело обстояло иначе. Дело в том, что жители ханства продавали исключительно свою продукцию, будь то продукты питания или изделия ремесленных корпораций, тем более что большинство мастерских одновременно были и лавками. Так что в этом деле им не требовались посредники. Торговля находилась в руках местных жителей, а товары славились качеством и дешевизной.

О крымской продукции нередко писали иностранцы, побывавшие в Крыму. Так, один из них Николаас Витсен, голландский политик, предприниматель и одновременно картограф, посетив в конце XVII века Кефе, оставил любопытные описания, как самого города, так и его базара: «Я не знаю, есть ли в мире другой город, где жизненные припасы были бы лучше и стоили дешевле, чем в Кефе. Баранина обладает здесь отменным, превосходным вкусом, а стоит 4 пеннинга за полкило. Другие виды мяса, хлеб, фрукты, птица и сливочное масло стоят еще дешевле. Можно сказать, их тут задаром отдают… О торговых оборотах говорит один факт: за 14 дней, что я здесь пробыл, в гавань пришло и ушло более 400 судов, не считая маломерных, которые курсируют вдоль берегов… На первом месте из товаров здесь стоит азовская соленая рыба и икра, которыми снабжается вся Европа… После рыбы идет зерно, сливочное масло, соль. Этот город снабжает Стамбул и ряд более мелких городов. Турки предпочитают всем иным кефинский сорт сливочного масла…».

Другие путешественники отмечали, что в Кефе, как, впрочем, и в других крупных центрах ханства базары и лавки работали ежедневно, что, собственно, и притягивало сюда больше иностранных купцов и негоциантов, так как в других местах рынки и базары функционировали только по пятницам.

Более того, в таких торговых центрах как Эски Къырым и Къарасубазар, связанных со старинными караванными путями, наряду с розничной торговлей процветала и оптовая. Сюда съезжались как местные производители, так и иностранные купцы с иноземным товаром. Останавливались они в удобных ханах-гостиницах, выстроенных специально для этих целей. Как правило, крымские торговцы и приезжие коммерсанты могли здесь снять просторное складское помещение и сразу несколько жилых комнат, где размещали наиболее дорогостоящий товар. А так как гостиницы находились вблизи базара, то было заведено, что прямо сюда могли приходить и покупатели. Иногда прямо на постоялом дворе происходил обмен продукцией между местными производителями с приезжими купцами. Последние знакомились с образцами товара, приценивались, торговались и, если все устраивало, заключали сделки. Дошедшие до нас нотариальные акты, заключенные еще в первые годы образования Крымского ханства, свидетельствуют, что из Эски Къырыма купцы вывозили в портовый город Кефе шелк-серец трех сортов, кожу, меха, пряности, дорогие ткани, красители, изделия из золота и серебра и многое другое. А уже оттуда товар шел в Европу.

Как правило, большая часть товара была местного производства. Так, к примеру, кожа, ценившаяся во всем средиземноморском регионе, в основном доставлялась в Эски Къырым и Къарасубазар из ногайских степей. Благодаря нотариальным документам сохранились сведения, что средняя партия кожи, вывозимая уже из Кефе в Геную, состояла из двухсот штук. Не меньшим спросом пользовались уже готовые изделия из кожи, к примеру, седла и обувь из цветного сафьяна. А вот меха, в основном горностай и белка, привозимые в Крым и местный каракуль везли в скорняжные мастерские. Где шкурки подвергались обработке и только после отправлялись на иностранные рынки.

Шли крымские товары и на восток, в основном, на Кавказ. Так, черкесы-адыги закупали в Крыму ткани, изделия из кожи, женские украшения, посуду, оружие и многое другое. В Османскую империю из Крыма шли ремесленные изделия, пшеница, мясо, масло, кожи, воск, табак, мука всех сортов, шерсть, войлок, земляное мыло — кил, таманская икра, пряжа, хлопок, мед, керченская нефть и сафьян. На север, в основном в Запорожье, шли ослы, соль, вино, шерсть, овчина, сафьян, шелковые ткани, обувь, шкуры, оружие и другие ремесленные изделия.

Вне конкуренции долгое время были изделия крымскотатарских ремесленников, зарекомендовавших себя высоким качеством и мастерством. Рассвет крымскотатарского ремесла пришелся на XV-XVII века. Следует отметить, что именно в это время соседняя Османская империя переживала упадок своего ремесла. Тогда как крымские производители пользовались спросом и ценились за мастерство и искусство в кузнечном, гончарном, ткацком, прядильном, шорном, сапожном, кожевенном, ювелирном, оружейном и многом другом деле. Товары крымских мастеров, а также продукты сельского хозяйства и животноводства, вывозившиеся из ханства в одну лишь Османскую империю, представляли собой довольно внушительный список.

Конечно же, торговцы Крыма облагались налогами. Из документов времен Менгли Гирая II известно, что в первой четверти XVIII века торговые подати и пошлины на своих территориях взимали беи, часть этих доходов они оставляли себе, а часть денег поступала в ханскую казну. Так, согласно ханскому указу этого периода, направленному бею Яшлавскому, видно, что последний должен был взыскивать с каждой телеги фруктов, отправляемых на продажу не более 4 акче, а вот с каждой бочки вина по 15 акче. Примечательно, что в ханстве с ремесленников различных отраслей, продававших свой товар, пошлина бралась одинаково со всех подданных, без разделения по их религиозному или национальному признакам.

Важной составной в крымской торговле являлись как водные, так и сухопутные перевозки. Другими словами, торговля делала необходимым развитие транспортной отрасли, обслуживающей в первую очередь местное население. Основной транспорт в ханстве был сухопутный. Арбы и мажары, обладающие специфическими крымскими чертами, меняющимися и совершенствовавшимися из года в год, изготавливались из поколения в поколения мастерами из Буюк-Озенбаша и Бахчисарая. Качеством и легкостью славились здешние повозки и всевозможные принадлежности к ним. Груженные товарами, транспортные средства отправлялись на базары Кефе, Эски-Къырыма, Къарасубазара и Бахчисарая.

Понятно, что арбы – прекрасное средство передвижения в горной местности, не обладали и не могли обладать значительной грузоподъемностью или вместимостью, иначе была бы утрачена их поворотливость, что прежде всего необходимо на узких и извилистых горных дорогах и лесных проезжих тропах. Другое дело мажары, использовавшиеся в предгорьях и, главным образом, на степных просторах. Здесь в основу конструкции были положены именно вместимость и грузоподъемность. Тяговой силой была парная верблюжья упряжка, которая могла везти груз большей массы.

Распространено заблуждение, что торговое мореплаванье в Крыму было уделом исключительно греков или пребывающих сюда иностранцев. На самом деле крымские татары активно занимались не только перевозками на судах, но и строительством их. В Гурзуфе, Партените и Кучук-Узене строили суда: небольшие шхуны, рыбачьи баркасы, на которых совершали регулярные перевозки в порты Османской империи и Кавказа. Кучук-ламбатские и партенитские судовладельцы — крымские татары занимались каботажными, грузовыми и даже пассажирскими перевозками.

Накануне аннексии крымскотатарская торговля по морю достигла своего расцвета. Английский специалист по международным перевозкам, посетивший в эти годы Крым, отметил, что из Кефе торговые суда постоянно ходят в такие порты как «Стамбул, Трапезунд, Синоп, Амасию, Гераклею, Самсун, Абазу, Бургас и Варну, в другие районы Анатолии и Румелии». При этом только ханам принадлежало в различные годы от 800 до 1 000 судов, сравнительно небольших, средней грузоподъемностью «в 150 тонн или вместимостью в 1 200 четвертей зерна». Не говоря уже о перевозках из Кезлева и Керчи. Последняя, имея удобную гавань, использовалась для зимнего перестоя торговых судов как крымскотатарских, так и других судовладельцев, имевших собственность в Крыму.

Торговля процветала и обогащала как государственную казну, так и местное население, не испытывавшего нужды и лишений.

Гульнара АБДУЛАЕВА

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET