Украина и Россия – в плену гордости и предубеждений

16.07.201223:23

От каждой украино-российской встречи ожидают прорыва, но все оканчивается ничем. Протокольные мероприятие оставляют после себя горькое послевкусие: бессодержательные выступления, декларативные документы, отсутствие прогресса. Киев и Москва далеки друг от друга как никогда.

Последняя встреча в Крыму показала, насколько российское руководство неуважительно относится к украинским партнерам. Кремлю нужно все и сразу, и желательно задаром. Если в окружение украинского президента Виктора Януковича еще и были романтики, надеющиеся на «братские отношения», то последняя встреча в Ливадийском дворце развеяла их воздушные замки.

Итак, 12 июля главы Украины и РФ встретились в рамках пятого заседаний украино-российской межгосударственной комиссии. Мероприятие организовали с помпой: встречу запланировали в Ливадийском дворце, на него съехались правительства обеих стран чуть ли не полным составом, нагнали табун прессы, обеспечили трансляцию, охрану и прочий «ангажемент». Начало запланировали на три часа дня, потом перенесли на час позже, но Путин к четырем не появился. Приехал только к шести вечера. Оказывается, все это время он проводил в компании российских байкеров. Российский президент продемонстрировал верх дипломатической бестактности, позволив себе такое опоздание, чем и показал подлинное отношение к украинскому коллеге. Словно он ехал не на международную встречу, а в родной федеральный округ, где планировал отчитать нерадивого губернатора. Янукович сделал вид, что не заметил.

Из уважения к российским гостям заседание началось с минуты молчания в память о жертвах наводнения на Кубани. Дальше – официальные приветствия. Янукович читал с листа о том, насколько для Киева важен конструктивный и доверительный диалог с Москвой, говорил правильные вещи о «стратегическом партнерстве». Хвалиться было нечем. Пришлось выжимать максимум из того, что есть. Украинский президент пытался аргументировать позицию тем, что по итогам 2011 года страны «вышли на рекордный уровень объема взаимной торговли – более 55 миллиардов долларов США» и «необходимо не только сохранить позитивную динамику, но и приумножить наши результаты». Он говорил также о том, что Украина и Россия должны модернизировать свои экономики. Тонкий намек на провал российской модернизации, запущенной еще Дмитрием Медведевым. В общем, давил на социально-экономическое вопросы, обходя энергетические и военные.

Путин с «бумажки» не читал, но в записи периодически заглядывал. По его словам, российскую делегацию интересовало, прежде всего, сотрудничество в военно-технической сфере и договоренности по пребыванию Черноморского флота России в Крыму.

О чем конкретно говорили на заседании, журналисты не узнали, так как трансляцию в пресс-центр Ливадийского дворца отключили. Встреча проходила за закрытыми дверями, прессу пригласили на церемонию подписания соглашений. Документы готовились заранее, так как физически нельзя оформить такую кипу бумаг за те полтора часа, что заседала комиссия.

Янукович и Путин подписали несколько декларативных документов: Декларацию о содержании украинских-российского стратегического партнерства, Совместное заявление по итогам пятого заседания Украинско-Российской межгосударственной комиссии и заявление о делимитации морских пространств в Азовском и Черном морях, а также в Керченском проливе. Единственный документ, который будет иметь хоть какие-то последствия. Конечно, он не содержит конкретной информации. Стороны декларировали намерение обеспечить сотрудничество в Азово-Керченской акватории, стабильную работу и развитие Керчь-Еникальского, которым будет управлять совместное предприятие. Кроме этого между министерствами и ведомствами РФ и Украины были подписаны ряд отраслевых соглашений.

Главные вопросы – цена газа и вступление Украины в Таможенный союз – повисли в воздухе. Журналисты поинтересовались об этом у президентов. Путин дал понять, что цену пересматривать не будет, дескать Киев и без того имеет существенные преференции. Российские СМИ пытались укорить Януковича в том, что в его послании к Верховной Раде Украины европейская интеграция остается национальным приоритетом. Украинский президент ответил, что не исключает сотрудничество с ТС на «секторальном уровне», но напомнил, что в российском проекте слишком часто меняются правила игры. Например, законодательную базу придется корректировать после вступления РФ в ВТО.

Подробности встречи появились уже на следующий день. Министр чрезвычайных ситуаций Виктор Балога раскритиковал встречу в пух и прах, назвав ее «обезжиренной», а Путина упрекнул в том, что тот перебивал Януковича, хозяина встречи. Непозволительный, с дипломатической точки зрения, жест. Но вряд ли президент или премьер будут одергивать подчиненного. Балога лишь произнес вслух то, о чем думают все. Скорей всего его словесный демарш произошел при молчаливом согласии администрации президента.

Межгосударственные отношения оказались в плену украинской гордости и российских предубеждений. Янукович слишком гордый человек, чтобы пропускать мимо ушей колкости Путина. Над ним довлеет менталитет шахтерского городка. «Правильный пацан» никогда не позволит брать себя «на понт». Российский президент в свою очередь зашорен совковыми стереотипами. Украина в его понимании не является ни страной, ни государством. Украина упирается, позволяя себе «наглое поведение». Она себе может это позволить. Первое, россияне должны согласовывать дислокацию кораблей с Киевом. Обновление корабельного состава РФ без разрешения украинских властей невозможно. Второе, несмотря на внеблоковый статус, Киев позволяет себе реальные контакты с НАТО. Мало кто обратил внимание, но за три дня до встречи в Одессе начались учения «Си-Бриз 2012». Россияне отозвали заявку. Третье, у Украины еще есть лимит времени, чтобы балансировать между центрами силы. Бойкот некоторых чиновников ЕС не спутал, как надеялись россияне, украинскому руководству карты. Есть еще США и Китай, у которого собираются занять денег на масштабный проект перевода промышленности с газа на уголь. А что сделает РФ? Мы и так платим слишком большую цену за газ. Путина это очень злит, чем и объясняется его поведение.