Недим Усеинов / Сильное звено

30.07.201211:26

Чем больше я путешествую по Европе, тем больше люблю Крым

Представитель немногочисленной крымскотатарской диаспоры в Польше, политолог, общественный деятель Недим Усеинов живет уже более 10 лет в этой стране и активно участвует в общественной жизни как Польши, так и Крыма. Он закончил аспирантуру Гданьского университета.

Сейчас является членом Европейского Центра Солидарности. При его активном участии были реализованы различные проекты, связанные с крымскими татарами: проект по этнорадио, в рамках которого в нескольких школах Джанкойского района открыли школьные радиостудии, семинары по журналистике для крымских школьников, проект по межкультурному образованию Этно-ДИАЛОГ, семинары для учителей, проект по обмену опытом между крымскотатарскими и кашубскими журналистами Этно-МЕДИЯ и другие.

Как политолог и человек, живущий в Польше, но имеющий непосредственное отношение к Украине, Недим Усеинов поделился с нами своими мыслями относительно развития двух соседних государств.

– В чем, по-вашему, причина того, что за короткий период Польша из коммунистического сумела превратиться в демократическое европейское государство?

Естественно, что коммунизм оказал огромное влияние на Польшу, но после 1989-го года поляки смогли реформировать свою страну по европейскому образцу. В этом, конечно-же, помогло отсутствие различий политических взглядов у общества, которое в основной своей массе всегда отвергало коммунистическую идеологию. Воспоминания о Второй мировой войне и роли Советского Союза, который многие поляки считали своим обидчиком, превратило период ПНР в борьбу за суверенитет народа и государства. Уже в 60-е годы XX в. началось антикоммунистическое движение, которое в 80-м году объединило 10 миллионов активных людей. История профсоюза «Солидарность» во главе с легендарным Лехом Валенсой, думаю, известна многим читателям.

– Как Вы думаете, Украина могла бы пойти по такому пути, и почему этого не произошло?

В Украине, в СССР тоже были диссидентские и правозащитные движения. Если вы имеете в виду, почему Польша сегодня член ЕС, более демократична и развита, тогда мне сложно дать краткий и однозначный ответ. Исторический опыт каждого народа уникален. У Украины более короткий чем у западного соседа опыт государственности, а формальная независимость периода СССР была тоже условной. Тогда все решалось в Москве, а не в Киеве, причем интерес самих украинцев как народа практически не учитывался. К тому же, коммунизм в Украине существовал уже с 20-х годов прошлого века, а Польша тогда воевала с большевиками. У нас советская идеология, за исключением западной Украины, не встретила такого яростного отторжения как у польских соседей.

– В 2004 году в Украине организовали попытку совершить революционный переворот. Тогда Вы уже жили в Польше, как воспринимало польское общество происходящее в Украине?

– В месте с моими польскими друзьями и большинством польского общества мы, конечно, поддержали Помаранчевую революцию. Было много энтузиазма среди здешней молодежи, которая высоко ценит свободу слова и выбора, а также открытость границ, что является одним из столпов ЕС. Поляки поверили, что украинцы сделали свой выбор и решили наконец об этом сплоченно заявить, так, как «Солидарность» в свое время разбудила гражданское общество в Польше. Но помаранчевая команда не справилась с величайшей ответственностью, которую на нее возложил народ. С другой стороны, феномен 2004 года, наверняка, сыграл важную роль в формировании украинской демократии.

Вернемся к свободе передвижения в Шенгенской зоне. Доступ к ней мог бы предопределить много положительных изменений в Украине. Считаю, что молодые активные люди должны непременно иметь опыт зарубежных поездок в более успешные и развитые (экономически, политически) страны для перенятия их опыта. Многие выедут и решат остаться, но те, кто вернутся и применят свои навыки дома, будут куда более эффективными и полезными чем те, кто всему учился в «родной школе». Я спустя более 10 лет проживания в другой стране все еще не сомневаюсь в своем скором возвращении в родной Крым. А пока стараюсь помочь соотечественникам побывать в Польше и ознакомиться с ее опытом.

– То есть вам хотелось бы, чтобы молодежь массово получала образование за границей?

– Если бы я принимал такие решения, то стремился бы к обеспечению возможности выезда молодых талантливых людей на учебу в зарубежные страны, особенно в соседний Европейский Союз. Я уверен, что обучение, стажировки и работа в иностранных учреждениях Европы и мира положительно отразятся на интеллектуальном и профессиональном росте нашей молодежи. Мне как крымскому татарину особенно интересно пропагандировать эту идею среди своих соотечественников.

– В Украине и в Грузии практически одновременно прошли революции, но их результаты для обеих стран разные. Как Вы думаете, почему так произошло?

– Частично потому, что Грузия – это маленькая страна и не такая разобщенная в политическом плане. После российско-грузинского военного конфликта, когда в ответ на действия грузинской стороны, Россия отколола часть земли этого государства и признала независимость сепаратистских территорий, укрепились позиции президента Саакашвили, которого так нелюбит Кремль. В целом в стране усилились антироссийские настроения, а промосковские, оппозиционные Саакашвили силы потеряли поддержку грузинского общества. Позиции грузинского лидера укрепляет также всеобщий энтузиазм вызванный его антикоррупционной политикой. Предствляете себе в современной Украине, в нынешних условиях, полное отсутствие коррупции, например, в ДАІ? Я не представляю.

Будучи крымским татарином и человеком, интересующимся происходящими в Крыму и крымскотатарском обществе событиями, он ответил на наши вопросы относительно роли крымских татар в развитии демократического Украинского государства, системы национального самоуправления и о крымскотатарской молодежи.

– В идеологически разделенном украинском обществе, как вы считаете, какой позиции должны придерживаться крымские татары?

– Я считаю, что нам нужно привлекать больше молодых сознательных людей в политику. Сегодня наши политические институты сильны благодаря иконам национального движения, таким как Мустафа Джемилев. Но наша задача заключается в достижении поставленных целей, которые обеспечат полноценное развитие крымскотатарского народа и его культуры в будущем в Крыму. Для этого нужно воспитать молодое поколение крымскотатакрских политических деятелей. Этот процесс уже заметен, действуют различные молодежные крымскотатарские организации. Однако двери в эти организации должны быть открыты для всех молодых людей, которые искренне любят свой народ и желают тяжело трудиться во имя его будущего в Крыму. Политическое и патриотическое воспитание поможет следующим поколениям сохранить историческую память и продолжить дело своих предшественников. К примеру, почему бы нам не создать что-то вроде молодежного Курултая? Сколько людей сегодня знают как работают национальные институты, как принимаются решения на заседаниях Меджлиса и т.д? Вообще, насколько политически грамотны крымские татары, в частности как граждане Украины?

А что касается идеологической разобщенности Украины, то мы, крымские татары и впредь должны оставаться оплотом демократичности и защитниками позиций суверенного украинского государства в Крыму. В этом наш стратегический интерес.

– Какими должны быть крымские татары?

– Крымские татары должны обязательно знать свою историю и героев. Историческая память поможет сохранить наш народ, а патриотизм и приверженность общим целям позволит бороться за язык, культуру и национальное образование. Хорошо, что у нас зародилась массовая популярная культура, что есть популярные СМИ – телевидение, радио, газеты и журналы. Канал АТР, к примеру, я смотрю почти каждый день с помощью интернета. Моя дочь понимает, что ее папа не единственный в мире человек, который говорит с ней на крымскотатарском. Скоро она осознает, что у нас есть своя популярная культура, что быть крымским татарином в XXI веке – это модно, оригинально и перспективно. Мы ведь не маленький народ, который готовится занять свое место на карте исчезнувших этносов. У нас есть шанс сохраниться и аспирации для достижения этой цели. А самое главное у нас есть историческая память, культура и родная земля под ногами.

– А как Вы оцениваете динамику развития института представительного органа?

– Еще до репатриации у нас сформировались прочные фундаменты демократических институтов – Меджлиса и Курултая. Национальное движение времен СССР достигло цели возвращения в Крым, затем заново осмыслило и сформировало новые и приступило к их реализации. Как в любом демократическом процессе достижение этих целей обусловлено многими факторами. Но думаю, что демократичность и открытость, основанная на богатом наследии крымскотатарского национального движения, во многом предопределит эффективность представительных органов нащего народа.

– Как известно, одним из критериев демократии является наличие оппозиции. Как Вы думаете, какой должна быть крымскотатарская оппозиция?

– Если вы имеете в виду, какой должна быть оппозиция в рамках системы Меджлис – Курултай, то, думаю, она нужна и нужна очень сильная. Но нам нельзя путать понятий. Оппозиция к Меджлису, и оппозиционные движения в рамках национального движения – это разные вещи. Меджлис, как и Курултай, формируется в результате волеизъявления нашего народа. И только народ может изменить свой выбор с помощью существующих механизмов. Сегодня в нашем национальном движении я не вижу политической силы способной пошатнуть позиции нынешнего состава Меджлиса. Не мне судить, хорошо это или полохо, но думаю, что после смены председателя главного представительного органа, ситуация не изменится.

– Каким, по-вашему, должен быть лидер Меджлиса?

– Прагматичным, рассудительным, патриотичным и демократичным.

– Как Вы думаете, лидером должен быть молодой человек или всё-таки человек с опытом?

– С точки зрения интереса нашего народа, возраст лидера не принципиален, лишь бы принимаемые им решения максимально отображали интересы представителей разных поколений. Молодой лидер может быть более динамичным, но ему не будет хватать мудрости, а опытный порой бывает слишком консервативным. Идеальный лидер – это тот, который сосредоточит в себе максимум достоинств молодого и более опытного.

– Какой совет Вы бы дали молодым крымским татарам?

– Путушествовать зарубеж, создавать и вступать в политические и общественные организации и учить иностранные языки. Но это они и без меня знают.

Визит в Польшу осуществлен в рамках проекта “Этно-диалог для культуры и гражданского образования Крым – Померания – 2012”, реализуемого Домом им. Максимилиана Кольбе при поддержке программы Перемены в Регионе РИТА.