Формирование современной крымскотатарской элиты:

13.08.201210:41

Проблемы и реалии

На мой взгляд, процесс возникновения элиты в разных сферах жизни и деятельности нашего народа развивается очень динамично, и характер этого процесса тесно связан с теми глобальными изменениями, которые произошли за последние полвека.

В советский период к элите относились люди науки, культуры, представители государственной и партийной номенклатуры. С развитием национального движения появилась новая группа лидеров, которая стала определять духовное состояние крымскотатарского народа. Они всем известны, это лидеры национального движения, люди которые боролись за возвращение на родину. Но период активного возвращения по основным признакам начинает уходить в прошлое, а современная ситуация и современные условия порождают новые требования к элите, особенно в сферах политики и государственного управления.

Меньше всего за постсоветский период изменилась научная и культурная элита. Ее составляют практически те же люди, что и в советский период. Это наши известные ученые, писатели, художники, музыканты. Люди, которые либо проявили себя, либо сформировались в советский период. Однако проблема в том, что в Крыму представителей этой группы не становится больше. Их становится все меньше. В Крыму процесс восстановления элитной группы упирается в ограниченные возможности для развития по ряду направлений научной деятельности, а также возможностей для качественного (но не количественного) роста культуры. Свой отпечаток на этот процесс накладывает и новый тип мировоззрения и ценностей, частично вызванных процессом экономического выживания, частично – рыночной экономикой.

В Крыму в период возвращения начала формироваться политическая элита нашего народа. Формирование этого процесса пока протекает достаточно болезненно, так как политика – это, прежде всего, сфера борьбы за власть и влияние, а возможности для представителей нашего народа достигнуть высот в Крыму и Украине пока весьма ограничены. Сказывается и тот фактор, что большинство современных крымскотатарских политиков вошли в эту сферу через национальное движение и тесно связаны и даже, скорее, зависят от своего участия в национальных институтах самоуправления. Политических фигур, которые вышли бы на серьезный политический уровень другим путем пока не видно. Ярким исключением был Эскендер Меметов, заметная в Крыму фигура, в последнем своем статусе – советник по экономическим вопросам Николая Васильевича Багрова.

Пока в достаточной степени актуальным является вопрос: имеем ли мы сегодня политическую элиту крымских татар или это прослойка людей, постоянно занятых политической деятельностью. Что точнее? Отмечу, что те люди, которые сегодня имеют наибольший капитал в этой сфере, стали таковыми благодаря участию и заслугам в национальном движении, которое по своей сути, целям и методам, является не столько политическим, сколько духовно-историческим и правозащитным явлением.

Еще одним тормозом в процессе формирования национально политической элиты является расколотость этой сферы на различные группы интересов часто противоречащих друг другу, которые, в свою очередь, несут разделение в общество.

Более активно сегодня формируется элита в области государственного управления, что стало возможным благодаря возвращению и обустройству нашего народа на родину, а также его борьбе за получение определенного статуса в структуре управлении автономии. Подталкивает этот процесс политическая динамика в Украине, которая способствует постоянной ротации высшего эшелона власти всех уровней, особенно в период смены президента страны. Возможно с этим же процессом связано и то, что новая государственная номенклатура начинает более активно позиционировать себя в основных политических течениях Украины. Похоже, что этот путь становится более предпочтительным для современной крымскотатарской молодежи, хотя оценки здесь можно будет ставить только после социологических исследований.

Более медленными темпами развивается процесс становления современной экономической элиты нашего народа. В этой сфере мы сталкиваемся с тем, что возможности появления здесь элиты связано непосредственно с наличием финансовых и экономических лидеров с большими возможностями, притом достаточно известными и представленными в публичной сфере. Такими чаще всего становятся бизнесмены – политики. Но кроме Эскендера Меметова, я затрудняюсь кого-либо назвать. Это не столько упрек нашим бизнесменам, сколько констатация ограниченных пока возможностей для представителей нашего народа в силу многих причин вырастать до больших высот в условиях современных рыночно-экономических реалий Крыма и Украины. Уже заметно, что представители нашего народа активно проявляют себя на уровне малого и среднего бизнеса. Но дальнейший рост пока ограничен.

Отдельным аспектом анализа и оценок современного состояния крымскотатарской элиты, может быть вопрос о том насколько в понимании «элитарности» используются такие признаки как «моральность», «духовность», «преданность народу», «высокий уровень профессионализма», «высокий уровень мышления». Должна ли быть современная элита примером для подражания и воспитания нового поколения. И еще два очень важных признака – умение объединять людей и умение достигать результатов.

На эту тему можно размышлять долго и разносторонне, но лучше не становиться в позицию судьи, учитывая, что, во-первых, в понимании элитарности заложена определенная идеализация и упрощение. Абсолютно элитарной элиты, то есть элиты во всех возможных отношениях, не существует. Во-вторых, качество элиты непосредственно отражает уровень самого народа. И нужно помогать элите становиться элитой, а не только заниматься ее критикой и «воспитанием».

С другой стороны, нельзя забывать и о том, что прямыми функциями элиты, если она себя таковой считает, является выработка и демонстрация таких моделей (стереотипов) поведения, мышления и оценок, которые ведут общество к духовному росту и целостности, позволяют ему сохраняться в изменяющемся мире, оставаясь при этом жизнеспособным и продуктивным.

Нузет Али

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET