Род Яшлав

20.09.201214:56

Костяк дворянской аристократии в крымскотатарском государстве представляли бейские роды. Лидерами всегда оставались четыре клана — Ширины, Барыны, Аргины и Седжеуты. Эти фамилии издревле именовались Дёрт карачи. Они никогда и никому не уступали своих позиций, даже в те периоды истории, когда официально их число достигало шести. Но кроме главной четверки карачи-беев были и другие влиятельные династии.

Они также пользовались непререкаемым авторитетом и традиционными политическими привилегиями. Один из них – старинный род Яшлау или Яшлав – известен был в крымском улусе-юрте еще с догираевского периода. Позже Яшлавские беи, наравне с Ширинами, приняли активное участие в создании новой державы — Крымское ханство. Они не раз доказывали свою преданность правящей династии, поддерживали ее в трудные времена, а потому более других и были приближены к крымским ханам.

С первых лет образования Крымского ханства особое положение в молодом государстве занимал старинный и прославленный род Яшлав. Этот род во многом отличался от других знатных фамилий своим привилегированным положением и особым статусом. И это было неслучайно. Дело в том, что в землях рода Яшлав, в самом сердце джучиевого улуса-юрта был город Кырк-Ер. Именно его в XV веке и избрал первый крымский хан Хаджи Гирай второй столицей молодой независимой крымскотатарской державы. Традицию продолжили и его потомки, основав здесь же в Яшлавском бейлыке в долине новую столицу — Бахчисарай. Это еще раз подчеркивало значимость Яшлавских беев, пользовавшихся особым доверием ханской семьи.

Причина, по которой крымские ханы предпочли Кырк-Ер более крупным центрам молодого государства, заключалась в преданности, которую не раз доказывали Яшлавские беи Гираям. Поэтому в окружении вотчинных земель и подданных этого рода первые крымские ханы чувствовали себя в безопасности.

Сам же центр Яшлавского бейлика с дворцом находился в Яш-Даге в живописном месте, в лесах между Кыр-Ером и рекой Альма. Но, к сожалению, до наших дней ни дворец, ни селение не сохранились. Второй резиденцией владетельных беев рода Яшлав было большое село Биюк-Яшлав (сегодня это село Репино Бахчисарайского района). Здесь постоянно находился пышный двор главы этого рода.

Основатель рода Яшлав Абак или Абан бей Кудалан на исторической арене появился задолго до образования независимого государства — Крымского ханства. Он завоевал обширные земли в долинах рек Альма и Кача и на плоскогорьях Внешней гряды Крымских гор с центром в городе Кырк-Ер. Один из участков его владений, носил название Яш-Даг (Молодой Лес), со временем он трансформировался в топоним Яшлау и распространился на весь массив. А вскоре и осевшие в этой части крымского юрта, укрепившие свои позиции и пустившие корни потомки Кудалана отныне стали называть себя не иначе как Кудалан Яшлав. От своего предка беи Яшлав унаследовали родовую тамгу, называемую таган.

В 1428 году Яшлавы присягнули на верность верховному властителю — крымскому хану. Пожалуй, это был один из тех родов, который оставался верен своей присяге до конца. В тот же год главы рода выступили на стороне молодого хана Хаджи в его борьбе с золотоордынским ханом Улу-Мухаммедом, который предъявил свои права на крымский улус-юрт. К сожалению, в этой войне верх одержал последний. Вторая попытка восстановить на престоле Хаджи в 1434 году также не увенчалась успехом, и только через семь лет, в 1441 году, когда ситуация изменилась в лучшую сторону, крымскотатарская аристократия, объединившись во главе со знатным бейским кланом Ширинов, от имени крымского народа призвали Хаджи Гирая на крымский престол. Крымские беи видели только в Гирае своего предводителя и, даже несмотря на его отсутствие в Крыму, никогда не теряли с ним связь.

Первые годы основатель ханской династии Гираев прожил в столичном Къырыме, но очень скоро обстоятельства подвигли его перенести свою столицу в Кырк-Ер, в один из административных и военных центров Крымского юрта, принадлежавший роду Яшлав. Сами же Яшлавы не жили в Кырк-Ере. Изначально их резиденции и одновременно главные центры бейлыка располагались в Яш-Даге и Биюк-Яшлаве.

Как уже было сказано, этот род был приближен к хану и пользовался исключительным доверием последнего. Яшлавские, являясь членами Дивана, как и другие карачи имели полное право оказывать существенное влияние на решение во внешней и внутренней политике хана. А, как известно, без бейского утверждения не имели силы ханские указы, международные договоры, объявления войны и мира. Кроме этого, представителям Яшлав были даны особые полномочия в дипломатических контактах крымских государей. Глава этого рода курировал все московские дела. Более того, он имел право принимать у себя послов разных государств. Для последних аудиенция у Яшлав бея была той ступенькой, которая позволяла приблизиться к обсуждению того или иного вопроса отношений с другими странами.

Прерогативой рода Яшлав были не только поддержания официальных отношений между ханством и северным соседом. Яшлав пользовался правом, наряду с ханом, распоряжаться на территории своего бейлыка, жизнью и смертью своих подданных, в том числе и эмиров, а также привилегией главного распорядителя на важнейших торжествах рода Гираев, в том числе на свадьбах принцев крови. Кроме того, именно Яшлавские беи, а не ханские представители собирали налоги с жителей поселений, располагавшихся в самом сердце страны, — близ городов Кырк-Ер, Эски-Юрт и Бахчисарай. Этот особый статус объясняется тем, что крымские ханы по сути были «гостями» на землях Яшлав.

Одним словом, на своей земле они были почти полными хозяевами, некоторое исключение составлял сбор пошлины с торгового оборота жителей бейлыка, часть которой поступала в ханскую казну. Традиционно часть этого дохода оставалась у бея, она не контролировалась, о ее размерах не говорилось даже в документах. Возможно, это говорит о доверии к представителям сословной знати. Так, в одном из ярлыков Менгли Гирая хана сообщалось, что бей Яшлавский получает право: «…пользоваться взысканием с торговцев того, что ему предоставлено и что он вправе удерживать для пропитания и на прочие нужды свои. Никто другой не может вмешиваться в это дело, и да будет это всем и каждому известно».

Доходы Яшлавов составляли плодородные земли и налоги с подданных, это было официально согласовано с ханской семьей. Подтверждением служит ярлык крымского хана Бахадира Гирая Джантемиру бею Яшлавскому, в котором перечисляются все подати населения бейлыка.

Представители рода Яшлав приняли самое активное участие в создании крымскотатарской державы, предоставили свои земли для ханских резиденций, пользовались доверием и поддержкой Гираев, играли важную социально-политическую и культурную роль в ханстве. Наравне с другими бейскими кланами стояли на защите государственных законов и национальных традиций. А при надобности могли в поддержку хану выставить собственное войско — бейсерак. И такое положение сохранялось веками. Однако со временем этот древний и знатный род уступил первенство династиям Барын, Аргин, Седжеут, не говоря уже о Ширинах, которые были изначально признаны лидерами. Но при этом не утратил своего значения.

Паллас в конце XVIII века называл род Яшлав «прежде очень значительным и довольно многочисленным, жившим вокруг Бахчисарая», между реками Альма и Бельбек.

Это род был довольно богатым и со временем, кроме родовых владений, приобрел земли в других регионах полуострова. Им принадлежали две деревни близ Кезлева. Известно, что после аннексии Крымского ханства они находились в собственности родственников Арифа бея и Асана бея Яшлавских. Близ Акъмесджита, у деревни Орта-Кисек, владели садами на собственной земле Мартаза бей и Умер бей Яшлавские.

Гульнара Абдулаева

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET