Приветы из сумасшедшего года

22.10.201217:37

Каждые два года приходится оказываться в сумасшествии. Регулярность выборов не дает прийти в себя. Причем с ума сходит большинство вполне нормальных в остальное время людей. Звучит абсурдно, но по факту единственными адекватными людьми среди всего этого остаются пациенты психиатрических лечебниц.

По крайней мере, они всегда смогут объяснить свое поведение безумием. Что будем говорить мы?

Выборы меняют людей быстрее, чем века традиций и годы воспитания. Два года назад в мэры Акъмесджите выбрали человека, который за два месяца до самих выборов имел рейтинг в примерно 0%. Невольно начинаешь верить в чудеса. Параллельно с верой в чудеса возникает неловкое чувство того, что большинство окружающих тебя людей не желают использовать свою голову кроме как для приема пищи и просмотра последних боевиков.

Реклама заставляет людей верить в то, во что они усердно не верили с момента последних выборов. В то, что дороги строятся, больницы ремонтируются, детские сады открываются. Восхваление собственных заслуг доходит до абсурда. В интернете стала популярной шутка про то, что при поддержке партии растут деревья, текут реки и стучат дятлы. Вся страна завешана сине-белыми плакатами с рассказами о 5 (!) новых аэропортах, паре сотен детских садов и еще о чем-то. Видимо, людей принимают за последних дураков, если сделанное за бюджетные деньги выставляется как собственное достижение. Бюджетные деньги, если вдруг кто забыл, это деньги наши. Те деньги, которые мы платим в бюджет из наших же карманов. С таким же успехом партия может хвалиться выращенными у каждого огородника помидорами и огурцами и расхваливать количество построенных гражданами домов.

Самый лучший электорат

Крым – интереснейшее место. Кажется, только здесь можно обманывать электорат одними и теми же методами из года в год, от выборов к выборам. Общаясь с местными, можно наблюдать занимательную тенденцию. Во время выборов большинство крымчан-ура-патриотов активизируются и с пеной у рта доказывают подсмотренные на плакатах сказки о наступившем стабильном настоящем и грядущем светлом будущем. Конечно, ведь зарплаты подняли (неважно, что в плане покупательной способности деньги стали менее ценны), дороги сделали (правда, они через месяц начинают зиять печальными дырами).

Ура-патриоты с победой своей партии еще месяцок-другой ходят в состоянии легкой эйфории. Ну конечно, партия ведь выиграла, теперь-то заживем! Устраиваются показательные народные гуляния, оппозиционеры поддаются издевке и насмешкам, радости нет предела. Но проходит полгода или год, и оказывается, что партии наплевать на своих ярых поклонников. Оказывается, что партия не только не оценила по достоинству местечковый патриотизм, но и привезла новых «эффективных руководителей» из других областей, которые в большинстве своем оказываются друг другу родственниками, кумовьями.

После этого начинается новый период для местных патриотов. Не осмеливаясь говорить вслух, на кухнях и в тесных кабинетах воздух сотрясается тихими угрозами и праведным возмущением. Электорат внезапно понимает, что было-то не так уж плохо. Но, как оказалось, познать это можно, лишь сравнив с тем, что стало. И это притом, что мало кто из этих последователей «покращення життя вже сьогодні» не оценивает ситуацию со свободой прессы, с макроэкономическими показателями и с восприятием Украины в цивилизованном мире (то, что мы сейчас далеки от уровня, который можно было бы назвать «цивилизованным», наверняка, понятно уже всем).

Старые посылы самые лучшие

Во всем этом сумасшествии четко видно насколько просто и легко можно вести избирательную кампанию в Украине. Во-первых, достаточно придумать один посыл и можно использовать его на всех выборах, начиная от местных советов, заканчивая президентскими. Во-вторых, оголтелый популизм не только не вызывает приступов тошноты (что было бы, пожалуй, подходящей реакцией), но, наоборот, воспринимается лучше всего. В-третьих, у украинцев плохая память.

Вместо того, чтобы говорить о том, как развивать экономику, что делать для того, чтобы отстаивать национальные интересы на международном уровне и как сделать так, чтобы лучшие умы не только оставались в Украине (что происходит редко), но и занимали руководящие посты, слышны лишь истеричные крики. Одни рассказывают о том, что «руину подолано» и что «оранжевых нельзя пускать к власти», другие кричат о том, что «соловьиный язык уничтожают» и «страну разваливают». И это из года в год. Оранжевых уже давно нет, но для предвыборной риторики и запугиваний страшилка просто отличная.

Русский и украинский языки вместо того, чтобы исполнять свою роль в качестве инструмента общения стали инструментами битвы за галочки в бюллетенях. Наблюдая весь этот цирк с принятием законов о региональных языках и обещаниями сделать второй государственный, осознаешь, что Кафка мог бы создать много прекрасных творений, живи он в наше время. В телевизорах говорят о притеснениях то русского, то украинского. На улице говорят в основном матами и обычно в сторону всех власть имущих вне зависимости от политической принадлежности. В таких случаях, кстати, смысл в обоих языках общий.

Будь у нас чуть больше памяти, мы бы вспомнили, что все предыдущие выборы были практически такими же, как и эти. Такие же обещания, такой же накал страстей и даже те же лица. Такой себе флешмоб, повторяющийся с периодичностью в пару лет.

И имя тебе – избиратель

Непонятно, кто виноват больше. Кандидат в нардепы, раздающий пакеты с проднаборами или избиратель, их берущий и радушно отдающий свой голос «за» того, кого нужно. Первые, безусловно, поступают неправильно, ведь это не что иное, как подкуп избирателей. Хотя, с другой стороны, избирателям-то ничего больше и не нужно. Они с удовольствием принимают все, что дается. Даже во Львове, казалось бы, оплоте всего украинского очереди за сине-белыми зонтиками похожи на очереди с советских фотографий.

Пакет еды в обмен на 5 лет власти людей, знающих, что тебя можно купить… Возможно, у нас не проходят массовые протесты из-за того, что всем тем, кто брал пакеты в прошлые выборы просто стыдно выходить на улицу?

Украинский избиратель – уникальный среди своих собратьев. В США сенатор работает весь срок со своим округом, потому что точно знает, что не выиграет во второй раз, если о нем не будут знать люди, либо если его работа не будет видна. Наших депутатов видно раз в 5 лет. Причем в этот короткий промежуток видно так, что в глазах рябит. После выборов все куда-то испаряются. Можно было бы предположить, что они идут работать в здание Верховной Рады Украины, однако на видео из стен парламента видно, что там сидит ровно столько человек, сколько нужно для того, чтобы нажимать на кнопки за отсутствующих коллег (прыткий депутат может нажать за несколько секунд голосования 5-6 кнопок).

Во время войны с оккупированных территорий часто вывозят сырье, которое может пригодиться на родине. Если бы сенаторы из Америки осознали, какие в Украине избиратели, наверняка, затеяли войну и вывезли бы себе пару миллионов избирателей. Объявили бы русский язык региональным где-нибудь в Теннесси и регулярно бы выигрывали.

Виден ли конец безумию

Платону приписывают цитату о том, что лишь мертвые видели конец войне. Можно ее перефразировать и сказать, что лишь мертвые видели конец выборам. Через несколько лет все повторится. Те же люди с трибун в больших и маленьких городах будут говорить, что это решающая битва между добром и злом и что если сейчас не победить, то все пропало.

Помнится, когда к власти пришел Ющенко, некоторые крымчане чуть ли не эмигрировать собирались, настолько людям промыли мозг. Прошло пару лет и истерия прошла, уступив место привычному ворчанию и поругиванию власти. Когда к власти пришел Янукович, то же самое произошло, но уже с жителями западных областей Украины. По сути, большой разницы между этими двумя людьми нет. Оба строили свою риторику на противостоянии. Сейчас происходит примерно то же.

Хочется верить, что конец безумию настанет. Для этого достаточно приложить минимальные умственные усилия, прежде чем голосовать. Достаточно вспомнить прошедшие выборы, вспомнить, что нам говорили тогда и что говорят сейчас. Если приглядеться внимательно к предвыборным программам разных партий, окажется, что одни взяли идеи других 5-летней давности и выдают их сегодня за свои.

В 1990 году на Берлинской стене (тогда уже ставшей художественной галереей под открытым небом) появилось граффити, изображающее поцелуй Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева и руководителя ГДР Э. Хонеккера, с подписью «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви». Немцам повезло, стены не стало, Германия объединилась. Нам же остается произносить молитвы – «Господи! Помоги нам выжить среди этих смертных выборов» в надежде на то, что мы тоже когда-то объединимся со здравым смыслом.