Украинская демократия: пациент скорее жив, чем мертв

05.11.201217:34

Выборы в Верховную Раду Украины состоялись. В парламент прошли пять политических сил: Партия регионов, «Батькивщина», УДАР Виталия Кличко, коммунисты и ВО «Свобода», а также самовыдвиженцы и представители партий «второго дивизиона».

По предварительным данным, регионалы получают 185 мандатов, «Батькивщина» 102, УДАР 42, «Свобода» 38, коммунисты заводят в сессионный зал 32 депутатских «штыка». У самовыдвиженцев – 51 мандат. Рада будущего созыва – карточный домик. Парламентское большинство, если его удастся собрать, продержится от силы год. В случае экономических катаклизмов оно распадется еще раньше.

Парламент избирали по смешанной, мажоритарно-пропорциональной, системе. Как и предполагалось, избиратель проголосовал не столько за идеи и стратегии развития страны, сколько за пресловутую «гречку» и позорные подачки, которые щедро раздавали кандидаты-мажоритарщики.

Несмотря на заверения власти, выборы прошли с нарушениями, применением административного ресурса, перекосами в сторону провластных кандидатов. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Парламентская ассамблея ОБСЕ, Парламентская ассамблея Совета Европы, Европейский Парламент, Парламентская ассамблея НАТО и Госдепартамент США раскритиковали ход избирательной кампании, назвав ее “недемократичной” и “непрозрачной”. Международные наблюдатели отметили также ограниченный доступ оппозиционных кандидатов к СМИ. Особенно, в регионах и глубинке.

Движение «Спільна справа» заявило, что результаты волеизъявления были искажены в пользу власти в нескольких регионах страны. По результатам параллельного подсчета голосов, проведенного «Спільной справой», на 35 мажоритарных округах, где, по данным ЦИК, победили провластные кандидаты, на самом деле лидировали кандидаты от оппозиции или самовыдвиженцы. Координатор движения Александр Данилюк заявил, что фальсификаторы действовали практически на всей территории Винницкой, Волынской, Хмельницкой, Житомирской, Полтавской, Киевской, Кировоградской и Черкасской областей. Методы фальсификаций были везде одинаковыми: уточнение окружными комиссиями протоколов участковых избирательных комиссий. Доходило до того, что голоса оппозиционного кандидата просто приписывали представителю ПР или лояльному к власти самовыдвиженцу.

Типичная ситуация сложилась в округе №215 в Киеве. Основная борьба шла между секретарем Киеврады Галиной Герегой и кандидатом от ВО “Свобода” Андреем Ильенко. Свободовцы заявили, что представители Гереги украли их голоса и приписали своему кандидату. В течение всей ночи около окружкома дежурили несколько сотен людей и десятки милиционеров. Пару раз доходило до драки. Герега выставила против сторонников Ильенко охранников из своих коммерческих структур. Все равно “Свободе” удалось защитить полученный результат, и Герега признала свое поражение.

Фальсификаторы шли не только на подлог, но и запугивали членов комиссий и избирателей. При штабах формировали так называемые “оперативные группы”. В них набирали крепких мужчин, снабжали их транспортом, средствами связи, фото-видео аппаратурой и даже электрошокерами. Чтобы они могли присутствовать при подсчете голосов, им массово выписывали журналистские удостоверения. Как правило, внештатных сотрудников коммунальных СМИ. Если на каком-нибудь участке поднималась “буча”, штаб отправлял ребят “разобраться в ситуации”. В Крыму тоже были такие бригады, но они особенно не понадобились. Так как больше половины крымчан просто не пришли на выборы, а активность оппозиционных партий, особенно УДАРА, была невысокой. Крымские регионалы говорят об “уверенной победе”, но это только попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Изначально перед регионалами стояла задача набрать около 65% – именно столько Крым в лучшие годы давал за “бело-голубых”, – но ее не выполнили. Только каждый четвертый из пришедших на участки поддержал партию власти. Жители автономии голосуют за нее не столько из-за качества ее работы, сколько из-за безысходности. Через подконтрольные СМИ крымчанам вбивали в голову, что по спискам “Батькивщины”, “УДАРА” и “Свободы” идут “оголтелые националисты” и “русофобы”, которым, дескать, чужды интересы Крыма. Никого не смутило, что, например, в списке партии Кличко шли бывший глава Совмина Сергей Куницын, мэр Одессы Эдуард Гурвиц и выходец из “Русского единства” Михаил Фабрин, которых трудно заподозрить в антирусских настроениях. Но получилось так, как получилось. УДАР, который шел на повышенных рейтингах, за неделю до дня голосования неожиданно “просел”. Штабная работа сводилась только к обеспечению приезда в Крым партийных лидеров. Ударовцы фактически всю кампанию провели только за счет бренда “Кличко”. Местные активисты особенно не выделялись. И вообще технологи Кличко сделали ставку на центральные и западные области.

Несмотря на лидерство, ПР придется договариваться с самовыдвиженцами. Коммунисты уже заявили, что не собираются голосовать вместе с властью. Экономическая ситуация только ухудшается, а КПУ жизненно необходимо удержать электорат, который тает на глазах. Коммунисты не победили ни в одном из мажоритарных округов, а это серьезный сигнал для партии. Люди не такие глупые и видят, как КПУ сотрудничала с властью. Когда речь заходит о так называемой пенсионной реформе, коммунисты хором вопят: “Мы за нее не голосовали!”. Долго петь такую песню не получится. Вывод: “красным” придется находиться в перманентной оппозиции к режиму Януковича.

Власть даже с учетом коммунистов и самовыдвиженцев не получает конституционного большинства. И это можно назвать победой всех демократических сил. Некоторые наши соотечественники, воодушевленные успехом «Свободы», ее борьбой за каждый голос в избирателях, уже присматриваются к этой политической силе. Украинские национал-демократы всегда рассматривали крымских татар в качестве союзников. И высказывание, что «настоящий украинец в Крыму – это крымский татарин» не далеко от истины. В отношении ВО «Свобода» не все так просто. В программе партии четко записано, что Украина должна быть полноценной унитарной державой, а автономный статус Крыма нужно отменить. Чем скорее это будет сделано, тем лучше. Крымские татары не первый год добиваются национальной автономии в рамках Украины. В этой части интересы коренного народа кардинально расходятся с программными установками партии Олега Тягнибока, которого периодически обвиняют в сотрудничестве с регионалами. Дескать, ВО “Свобода” – технический проект ПР или некоторых олигархов (называют фамилии Коломойского и Клюева), созданный для нагнетания страха среди жителей юго-востока страны. Регионалы при случае могут сказать своим избирателям: “С экономикой не все так хорошо, зато мы защитим вас от украинских шовинистов”. Бред, но люди в такое верят! Равно как в очередной раз поверили увещеваниям сделать русский вторым государственным. Им это обещают с 1994 года, каждый раз “кидают”, но совдеповский электорат, словно отчаянный мазохист, наступает на старые грабли.

Ведь буквально через два года нам придется выбирать местные совета, а через три –– грядут президентские выборы. Велик риск того, что Кремль захочет сыграть на опережение и выставить против действующего президента Януковича своего кандидата. Подготовка к такому сценарию ведется. Никто особенно не скрывает политические амбиции Виктора Медведчука –– бывшего главы администрации президента Кучмы на президентское кресло. Наверно, трудно найти в Украине человека, который бы не знал, что Медведчук не просто друг российского президента Путина, но и его кум. Для русских и украинцев кумовские связи порой значат больше, чем родственные. Медведчук, заручившись поддержкой коммунистов, может на себя перетянуть голоса юго-востока. В такой ситуации Януковичу выгоднее выйти во второй тур с Тягнибоком, как в 1999 году Кучма вышел против коммуниста Симоненко. Запад и центр Украины, испугавшись “коммунистического реванша”, отдал голоса Куче. Но пока строить долгосрочные прогнозы бессмысленно. И даже, если регионалы используют “Свободу” в своих интересах, может получиться так, что уши начнут махать ослом.