Возрождение памятников духовного наследия Крыма

26.11.20128:56

Уточнение от «Фонда развития Крыма»

В последнее время в крымских и украинских средствах массовой информации появилась информация о том, что при спонсорстве президента БО «Фонд развития Крыма» начались работы по реставрации и открытию в Бахчисарае одной из главных мечетей Нового времени, памятника XVIII века – Орта-Джами.

В связи с этим «Фонд развития Крыма» вносит дополнительные сведения и справки к ранее прозвучавшей информации.

Мечеть Орта-Джами построена в 1737-1743 годах двумя братьями-ханами, по очереди занимавшими крымский престол.

Старший из них, Менгли II Селимогълу Герай, прославился как спаситель Крыма в трудные времена – организовал отпор военным вторжениям на полуостров и послевоенное обустройство Крыма. Помимо высоких организаторских способностей, он отличался склонностью к литературе и теологии. Менгли был членом суфийского ордена, писал труды и, несмотря на трудные времена, жертвовал средства на постройку мечетей.

Младший брат, Селямет II Селимогълу Герай, занял трон после смерти Менгли и вошел в историю как «Хан-Восстановитель». Он не только реконструировал старинные памятники (в том числе Хансарай), но и строил новые общественно значимые объекты. Селямет завершил постройку Орта-Джами, начатую старшим братом. Кроме того, братья-ханы вошли в историю как выдающиеся благотворители, а также теологи и литераторы.

Период деятельности братьев пришелся на эпоху после вторжения фельдмаршала Миниха, который в 1736 году устроил пожар в Бахчисарае. Как указывает современный крымский историк Олекса Гайворонский, «раны миниховского разгрома были быстро залечены Селяметом II Гераем и другими ханами», которые придали городской архитектуре «более современный облик». Исследователь начала ХХ века, Борис Засыпкин, в очерке «Памятники архитектуры крымских татар» 1924 года отмечает, что модные веяния той поры в архитектуре развивались под непосредственным османским влиянием, которое, в свою очередь, испытало сильнейшее влияние «французского стиля». В частности, турецкий историк Джелал Эссад (чей русский перевод вышел в 1919 году) писал, что французские инженеры, призванные в Турцию в 1730-1754 годах для гидрографических работ, привезли с собой скульпторов, декораторов и рисовальщиков, которые ввели стиль Людовика XV и барокко. «С течением времени османские художники все более и более приближались к европейскому типу орнамента, который вошел в моду и обыкновенно назывался в то время “а 1а franсе”». Принципы османского искусства быстро вытеснялись этой модой на «помпоны и раковины стиля Людовика XV» и итальянский рококо».

О бахчисарайских квартальных мечетях как культурном феномене пишет современный искусствовед Ибрагим Абдуллаев: «Квартальные мечети были настоящими мужскими клубами. В условиях, отличных от Запада, где городское самоуправление породило ратуши, роль соборных мечетей была огромной. Они олицетворяли собой духовное единство членов городской общины, там утверждались нормы правопорядка и морально-эстетические положения ислама. Каждый пришелец, прежде чем пользоваться привилегиями горожан, должен был прийти в соборную мечеть и тем как бы подтвердить свое безусловное подчинение всем требованиям местной духовной и светской власти».

В списке азизов, составленных Духовным управлением мусульман Крыма, упоминается об азизе Сеит-Мемет Эрен, располагавшемся рядом с Орта-Джами.

В советское время памятник архитектуры и национальная святыня Орта-Джами были заняты домом культуры, кинотеатром, пока, наконец, здание совершенно не запустело, а архитектура оригинального периода теперь нуждается в очистке от множества хозяйственных пристроек утилитарного характера.

Восстановление мечети Орта-Джами в наши дни – это инициатива, осуществляемая при поддержке семьи Умеровых во главе с Хаджи Энвер агъа Умеровым. Финансирование обеспечивается за счет личных средств Умеровых – отца и его сыновей, Аслана и Рустема.

Для семьи Умеровых это не первый проект. Ранее они участвовали в финансировании ремонтно-реставрационных работ мечети в Хан-Чаир (6-й микрорайон) Бахчисарая и ряда других объектов, финансировали и юридически организовали возвращение и безвозмездное оформление здания мечети в Бахчисарае на Духовное управление мусульман Крыма.

– Мы были донорами реставрационных и строительных работ родовой мечети в Алуште. Джами была построена нашим прапрадедушкой, который и был первым имамом и проповедником этой мечети. Рядом с мечетью в центре генуэзской крепости и по сей день находится родовой дом семьи Умеровых. Прапрадедушка, отправившись в хадж со своими шестью сыновьями, завершив обряды поломничества и став хаджи, умер и похоронен в Мекке. В рамках соглашений о сотрудничестве между нашей семьей, во главе с нашим отцом Хаджи Энвер-агъа Умеровым и Муфтием Крыма Хаджи Эмирали-агъа Аблаевым, мы продолжаем деятельность по возрождению духовного наследия нашего полуострова, — отмечает Рустем Умеров.

Примечательно, что возрождение крымских традиций благотворительности в связке предпринимательства, меценатства, семейных и культурных ценностей было отмечено экспертным сообществом. Так, обнародованный 24 октября отчет Центра ближневосточных исследований (г. Киев) по проекту «Крымскотатарское гражданское общество на пути к демократии участия» (поддержанному Международным фондом «Возрождение») сообщает о новом тренде – возникновении фондов и ассоциаций, поддержанных местным бизнесом.

Пресс-служба БО «Фонд развития Крыма»

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET