Балалы эв – базар, баласыз эв – мезар

14.01.201315:48

Ты будешь жить на свете десять раз,
Десятикратно в детях повторенный,

И вправе будешь в свой последний час

Торжествовать над смертью покоренной.

Уильям Шекспир

«Я росла в многодетной семье. Наша мама Селиме за период с 1920 по 1939 годы родила аж девятерых детей. Я помню ее все время то беременной, то кормящей», – рассказывала мне битам во время наших частых бесед.

По ее словам, в селе Темеш-Вакуф, где она проживала до депортации, все семьи имели не менее пятерых детей. И это во времена, когда не было ни кухонных комбайнов, ни стиральных, ни посудомоечных, ни каких-либо других машин, облегчающих жизнь современным хозяйкам. Всякого, кто считает детей смыслом жизни, такая информация не может не восхищать и не быть для него примером. Наверное, кто-то усмехнется и скажет, что в те темные времена просто контрацептивов не было. Возможно, даже будет прав с определенной точки зрения. Но сдается мне, что человек, уж очень захотевший быть бездетным, без особого труда этого добился бы. Хотя бы через обет безбрачия. А крепость семейных уз и количество детей в те времена логичнее объяснить «нормой вещей».

В наше время, однако, отношение человечества, общества к детям, да и к самому институту семьи изменилось кардинально. Красноречиво говорит об этом украинская статистика по разводам и количеству детей, рожденных вне брака:

В среднем соотношение разводов к количеству зарегистрированных браков за последние 12 лет, по которым я привел статистику, равна 52,4%. Вряд ли кто-то вступает в брак с целью расторгнуть его через какое-то время. Однако каждый вступающий в брачные отношения должен знать, что каждый второй брак по статистике заканчивается разводом.

Я, конечно, ни в коем случае не возьмусь утверждать, что в крымскотатарском обществе ситуация аналогична общеукраинской. Хочется верить, что развод не стал и не станет у нас «нормой вещей». Против этого выступает как наша религия Ислам, так и многовековые традиции наших предков. Тем не менее, каждый здравомыслящий человек не может не замечать количество разведенных людей в его окружении. В рамках сравнения изменений в мировоззрении людей, приведших к таким результатам, мне было интересно подумать над тем, какие факторы мировой глобализации и ассимиляции стали катализаторами обесценивания семейных ценностей, вынудили отступить многовековые традиции и наследие народа. И вот к каким выводам я пришел.

Снижение потребности в мужской опеке. В прошлом мужская сила и выносливость были локомотивом в ведении хозяйства. Без мужской поддержки и заботы невозможно было выдержать тяготы и трудности беременности, последующего деторождения и воспитания. Мужская агрессивность и упрямство были гарантией уважительного отношения со стороны окружающих людей и других мужчин. И, соответственно, не ставилась в семьях под вопрос мужская привилегия принимать решения о действиях семьи, связанных с окружающей средой. Это было объективной необходимостью для того члена семьи, кто был за это в ответе.

В сегодняшнем мире достаточно не быть ленивым, чтобы не умереть с голоду и суметь прокормить детей. В государстве, где взаимоотношения между людьми в большей части регулируются законом, мужская агрессия стала вредным анахронизмом. Властные, волевые мужчины превратились в вымирающий вид. Вместе с ростом эмансипации каждая отдельно взятая семья стала ареной для борьбы за власть и споров, кто главнее. И если при определенном уровне альтруизма и взаимопонимания ужиться можно, то упрямство и бескомпромиссность, неизменный атрибут сильных духом мужчин, приводят к разрыву семейных уз. Для сохранения успешной и полной семьи уже недостаточно приверженности традициям, в этом деле на первое место вышли психологическая совместимость, способность к компромиссу и альтруизм.

Трансформация приоритетов. Провести опрос о жизненных приоритетах людей 19-го века, пока не изобретена машина времени, не представляется возможным. Однако если провести такой опрос среди современной молодежи, мне кажется, самым популярным будет ответ «Я хочу быть счастливым». Подразумевать под этим каждый будет что-то свое: здоровье, богатство, любовь, хорошая работа и так далее. И намного меньше будет людей, которые поставят собственное эго на второй план и ответят: «Я хочу принести пользу людям, крепкую семью и побольше детей».

Преобладание эгоистических ценностей. Это, пожалуй, главная причина увеличения возраста мужчин и женщин, сочетающихся браком и становящихся родителями, а также уменьшения количества детей в семье. По статистике средний возраст рожениц в Украине 26,2 года, при этом суммарный коэффициент рождаемости на 1 женщину – 1,3 (данные Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН за 2006 год). Коэффициент рождаемости, надо сказать, один из самых низких в мире, вдвое меньше общемирового. За причинами далеко ходить не надо: вокруг то и дело слышно, что до создания семьи надо получить образование, твердо стать на ноги, увидеть мир, построить дом, ведь мало родить, главное вырастить и образование дать. По сути все это – страх материальных и физических трудностей, попытка постелить соломку в месте возможного падения. Последнее чаще всего бесполезно, всего предусмотреть невозможно. Всеми силами решать проблемы по мере их появления рациональнее.

Помимо этого, в межличностных отношениях эгоизм проявляется как стремление получить от партнера больше (дорогой телефон, шубу, внимание и ласку, и т.д.), чем отдаешь. Человек всегда был склонен “замечать в чужом глазу соринку, в своем бревна не видя в упор”, преувеличивать свои и преуменьшать чужие заслуги. В результате, в погоне за мнимой “взаимностью”, выставляются требования и претензии, а еще одна дочь душевного дальтонизма – гордыня – не дает достичь компромисса и пойти на примирение. В стремлении обрести душевный комфорт и гармонию, люди винят в своих бедах окружающих и обстоятельства, но не себя любимого, убегают от проблем вместо того, чтобы решать их. “Счастье не в том, чтобы всегда делать то, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь”, – сказал как-то великий русский прозаик Лев Толстой, элегантно описав этими словами толстую грань между инфантильностью и рациональностью.

Ложные цели. Бывает и так, что целью вступления в брак и регистрации отношений является сам брак. Потому что “время пришло” или “хорошая партия подвернулась”. Потому что именно этого ожидают общество и окружающие близкие люди. И в целом это вполне может сработать, но только если новоиспеченные супруги психологически готовы принимать на себя ответственность за будущее семьи и партнера, были искренни в желании связать свою жизнь именно с этим человеком.

В брак, на мой взгляд, есть смысл вступать исключительно с намерением родить и воспитать детей. С любимым человеком можно быть вместе и не оформляя отношений. Сам смысл государственной регистрации супружеских отношений состоит в юридических гарантиях и социальной защите матери и ребенка в случае нежелательных осложнений в семейных отношениях. На случай, если мужчина самостоятельно не понимает своей ответственности за жизнь и благополучие людей, связавших с ним жизнь и родивших от него ребенка. И все.

Розовые очки под названием любовь. Веками воспеваемая многочисленными поэмами, серенадами и книгами, а в последнее время – попсовыми хитами и фильмами. Предмет вожделений юных розовых девочек, хотя и не юных, собственно, тоже. В их представлении это что-то внеземное и неимоверно крутое, стоит любви появиться, и жизнь тут же как по мановению волшебной палочки превратится из тыквы в сказочную карету. А собственно, что это я? Любовь она как раз такая и есть: как добрая фея превращает тыкву в карету, а рваные измазанные в саже лохмотья современной принцессы – в прекрасное свадебное платье. Но, как и полагается в таких сказках, ровно до полночи. Или, говоря языком скептика, до первых бытовых проблем и ссор о том, в чьих руках окажется пульт от телевизора.

В целом, я не отрицаю положительного влияния любви на количество зарегистрированных браков, так как она снимает психологические барьеры между людьми в нашем равнодушном мире, но вместе с тем полное игнорирование доводов разума может тяжко аукнуться на крепости семейных уз в будущем. Ведь чувство любви, вызываемое гормоном дофамином, по распространенному утверждению живет лишь 3 года.

Современная трансформация взглядов на семью и деторождение вызывает лишь грусть и сожаление. Грусть о почти 22% (больше, чем каждый пятый) внебрачно рожденных детях. И пусть часть из них просто рождены в гражданских браках, количество детей, получающих однобокое воспитание, все равно чрезмерно. Сюда ведь стоит добавить также детей, разрывающихся между разведенными родителями. Мы удивляемся порой, откуда берутся гомосексуалисты, трансвеститы и фетишисты, считая их отклонением от нормы. Не понимая при этом, что чаще всего сами и являемся провокаторами данной ситуации. Ведь мальчик, не имеющий возможности посидеть за рулем папиной машины, украдкой примерит мамины колготки и туфли, и с детства будет считать это нормальным.

Пожалуй, исходя из демографической ситуации на планете, стоит сделать вывод, что снижение рождаемости в результате культурного и технологического развития человечества – явление естественное и даже необходимое. Ведь население Земли на данный момент составляет более 7,1 миллиарда человек, и прогнозируется, что к 2050 году даже со снизившейся динамикой роста оно превысит 9,5 миллиардов человек. Тем не менее, если в ближайшее время изобретут машину времени, я буду не прочь вернуться в Крым 19-го века. Уж как-то не по душе мне безответственность в рождении и воспитании будущих поколений, понемногу становящаяся «нормой вещей». Граждане ученые, примите заявку!