Властелин металла Раим Минаев

04.02.20139:34

Почти все время он проводит среди железа, а все свободное время проводит в спортзале. Но он не культурист-армрестлер, как вы могли ошибочно подумать, он кузнец и тренер по одному из восточных единоборств – ушу. Он волшебник, обуздавший стихию огня, и последователь суфизма. Герой сегодняшней нашей рубрики – Раим Минаев.

Кузня таланта

В небольшом, на первый взгляд, заброшенном дворике находится помещение с огромным количеством непонятных для простого смертного предметов. Переступив его порог, из-за стоящего там шума, перестаешь слышать людей рядом, поэтому повышаешь голос, и, видя огромное количество неизвестных и громадных по размерам предметов, огонь, невольно начинаешь опасаться за свою безопасность. Но мало кто догадывается, что именно здесь создаются ни много ни мало произведения искусства.

В кузнице тяжело дышать, несмотря на то, что в кузнице имеется специальная вытяжка, которая «высасывает» продукты горения. Здесь находится горн – печь, в которой нагревается металл до высоких температур. Другой непременный атрибут кузнечной мастерской – наковальня, на которой металл превращают в настоящее произведение искусства. Особенно пугает женское воображение кузнечный молот, который приводится в движение легким движением…ноги. Здесь и совмещает хобби с работой Раим Минаев.

Настоящая мужская работа

Сегодня, когда мужчины все больше работают мозгами и все меньше руками, Раим Минаев уверен, что кузнечное мастерство – это один из видов настоящей мужской работы, что каждый мужчина должен уметь изготовить что-то собственными руками.

Раим рассказывает, что делать что-то своими руками мечтал с детства, а выбрал именно кузнечное дело, потому что всегда чувствовал влечение к металлу.

– Любой мальчишка, насмотревшийся фильмов о войнах, героях и подвигах, мечтает иметь у себя саблю или меч. И, конечно, они должны быть сделаны только своими руками. Я не исключение, – говорит он.

Когда-то представители одной из самых уважаемых профессий, в наш век кузнецы не такие престижные специалисты. В Крыму практически нет учебных заведений, в которых можно было бы научиться кузнечному мастерству. Несколько лет назад курсы для кузнецов были открыты в Крымском художественном училище им. Н.С. Самокиша. У Раим-бея часто проходят практику студенты, обучающиеся в симферопольском центре занятости.

Бахчисарай, откуда берут начало корни семьи Раима Минаева, дал Крыму многих мастеров-народных умельцев: потомственных филигранщиков, чеканщиков, гончаров. Однако он уверяет, что кузнецов в их роду не было. Он учился кузнечному делу у мастера и только потом получил официальный диплом. Вспоминает, что пришел к мастеру-кузнецу, чтобы вместе с ним сделать мечи для тренировок. Это было восемь лет назад, сейчас он кузнец 3-го разряда.

Все, что нужно, чтобы стать кузнецом, по словам Раим-бея, – это желание.

– Сегодня молодые мужчины не хотят работать, или хотят быстрых денег, не желая учиться чему-то, приобретая мастерство, – считает он.

После периода некоторого забвения кузнечное дело сегодня потихоньку становится востребованным, от чего и конкурентов на этом поприще с каждым днем все больше.

– Я думаю, что кузнечное дело становится популярным, учитывая огромное количество кузниц только в Акъмесджите. Но какое качество – это уже другая тема. Поэтому, я считаю, что развивать этот вид ремесла все-таки нужно, – считает он.

Кроме использования ковки в быту, изделия из металла часто становятся оригинальными подарками. В мастерской у Раим-бея ворота, калитки, заборы, мебель и прочее изготавливают, в первую очередь, для заработка, а оружие делают для собственного удовольствия, для души. Их Раим-бей сделал уже великое множество – мечи, сабли, кинжалы, ножи. Так, в месяц мастер делает по два-три таких изделия, но при этом в собственном доме, по его словам, нет ни одного сделанного им ножа: он их либо раздаривает, либо их раскупают. Первое изделие, принесшее кузнецу прибыль, была сабля с выведенными на нем сорока именами Аллаха.

– Я ее очень долго делал. К сожалению, все 99 имен не вместилось, поэтому пришлось выбирать те имена, которые больше подходят к оружию – Защитник, Справедливый, – вспоминает Раим-бей.

Изделие, которое мечтает сделать Раим-бей, — это кованый памятник жертвам депортации крымскотатарского народа. По его мнению, он должен находиться не в каком-нибудь парке или сквере, а при въезде в Крым.

Не обходится в кузне и без травматизмов. Особенно страдает зрение. Супруга Рим-бея офтальмолог, и ей часто приходится оказывать медицинскую помощь кузнецам. Кроме этого, постоянный шум и вдыхание копоти тоже не лучшее показание для здоровья. Поэтому настаивать, чтобы его дети, которых у Раим-бея трое, занимались именно кузнечным делом, не собирается.

– Хотелось бы, чтобы дети умели что-то делать своими руками, а что это будет, они решат сами, – говорит мастер.

Спорт в жизни мастера

С детства занимавшийся восточными единоборствами Раим-бей уже двенадцать лет является тренером по ушу. Среди его учеников дети от семи лет и взрослые. Раим-бей воспитал трижды чемпиона мира по ушу. Самому тренеру более близок внутренний стиль ушу, а именно багуа джитан. Этот стиль, по словам мастера, считается мусульманским стилем единоборств, им занимались в Северном Китае.

– Это специфический и интересный вид восточного единоборства, при этом очень редкий. В нем все движения проводятся в кругу, – рассказывает Раим-бей.

Именно спорт помогает Раиму Минаеву беречь здоровье и быть в форме.

Помимо спорта, Раим-бей участвует в различных рыцарских турнирах, дает мастер-классы по кузнечному ремеслу.