Разделяй и властвуй!

18.02.201323:35

Часть первая

Политика походит на мифического сфинкса: подобно ему

она пожирает тех, которые не разгадывают ее загадок.

Антуан де Ривароль

С самого зарождения человеческого рода, еще со времен Адама и Евы, практически каждый его представитель, homo sapiens, имел свое уникальное видение мира и стремление подчинить ему все и вся. Должно быть, именно этот фактор выделил человека разумного из всего остального живого мира планеты Земля и предопределил его дальнейшую историю. Причем, если в самом начале развития рода человеческого, способность одного индивида подчинить окружающих себе и, соответственно, своему мировоззрению, измерялась исключительно его физической силой, то в процессе развития общества, как количественного, так и идеологического и качественного, физическая сила в качестве обеспечителя доминирования бесповоротно уступила силе иного рода.

Определить эту силу и увидеть множество способов ее применения помогает история, этот вечный учитель рода человеческого, ибо не пристало человеку разумному учиться только на своих собственных ошибках. Сколько бы Историю не называли «политической проституткой», образовательной ценности своей она не потеряет никогда. Наблюдательному уму История предоставит массу примеров, в которых сила эта, имя которой Единство, всеми правдами и неправдами добивалась поставленных целей. История показывает силу Единства с двух сторон. С одной, это прямое единение социальной группы, совместная работа на общие цели, безмерное доверие членам своей группы. С другой – это слабость разобщенности, внутренних противоречий, неспособности достичь внутреннего консенсуса в своей группе ради достижения высших целей. Как известно, если лебедь, рак и щука будут тянуть воз каждый в свою сторону, то воз и ныне будет на том же самом месте. В своей статье я также хотел бы обратиться к Истории, чтобы явственно продемонстрировать некоторые из этих примеров.

Римская империя – политический и военный примеры: Рим, датой основания которого традиционно считается 21 апреля 753 года до нашей эры, в начале своего существования был небольшой деревушкой на левом берегу реки Тибр, критически важным условием для выживания которой являлась необходимость увеличить свое население (очень показательна легенда о краже женщин соседнего племени сабинян). Преуспев в этом за 37-летнее правление своего основателя Ромула, а впоследствии попав на более чем 2 века под этрусское господство, Рим, тем не менее, не потерял своей самоидентификации и сумел стать одним из сильнейших городов этрусского государства. С 509-го же года до нашей эры, когда был изгнан из города этрусский царь Луций Тарквиний Гордый, берет отсчет постепенное завоевание мира Римом.

Подъем Рима отнюдь не был молниеносным. Это был медленный, болезненный процесс со множеством отступлений. Общий список врагов Рима за более чем тысячелетнюю историю (до 395 года нашей эры, когда Римская Империя окончательно распалась на Западную и Восточную) впечатляет: латины (до вступления Рима в Латинский Союз), этруски, вольски, эквы, кампанцы, аврунки, самниты, кельты, умбры, галлы, южноиталийские греческие колонии (Кротон, Локры, Тарент), эпирцы, луканы, бруттии, карфагеняне, лигурийцы, бойи, инсубры, гезаты, иллирийцы, македонцы, этолийцы, спартанцы, сирийцы (Cелевкиды), ахейские греки, многочисленные восстания рабов и подвластных племен (маруцины, марсы, апулийцы, пицены, вестины, пелигны и др.), нумидяне, кимвры, тевтоны, понтийцы, скифы, сарматы, фракийцы, киликийцы, германцы, армяне, иберийцы, албанцы, гельветы, свевы, белги, нервии, адуатуки, венеты, узипеты, тенктеры, британцы, парфяне, треверы, эбуроны, сеноны, карнуты, арверны, белловаки, скордиски, дарданы, даки, бастарны, геты, маркоманны, квады и др. Помимо исконных земель этих народов, в Римскую империю также вошли и земли некогда их «союзников» (пергамцы, массилийцы, родосцы, египтяне), которые помогли римлянам справиться с врагами, а затем были также мирно аннексированы под разными предлогами. На самом деле, большинство перечисленных мною названий племен можно объединить под общим названием. К примеру, кимвры, тевтоны, свевы, нервии, адуатуки, макроманны являются германскими племенами; гельветы, белги, арверны, треверы, эбуроны, сеноны, карнуты – галльскими. Однако я не сделал этого сознательно, так как практически все вышеперечисленные племена боролись с Римом в одиночку и в разное время.

Противники Рима и в одиночку неоднократно ставили римлян в тяжелейшие военные ситуации. Сюда можно отнести сожжение Рима галлами в 410 году до н. э., нашествие самнитов, успешный поход на Италию великого карфагенского полководца Ганнибала, общегалльское восстание 52 г. до н. э., прославленное восстание Спартака, унизительное перемирие с даками с выплатой им контрибуции. Но не могли окончательно покорить римский народ. Объединиться же в единую антиримскую коалицию им не давала мудрая внешняя политика римлян и междоусобная конкуренция. Такие попытки предпринимались не раз (в частности, Ганнибалом после поражения во 2-ой Пунической войне – он именно за этим обратился к сирийскому царю Антиоху), но ни к чему не приводили. Предоставление некоторым покоренным городам прав римского гражданства и спекулирование на этом, подкуп аристократии, передача своим ставленникам власти и других преимуществ, намеренное усиление слабых «союзников» в противовес серьезным противникам в регионах, поощрение предательства во вражеских рядах в обмен на амнистию и определенные преимущества, неисполнение обещаний и нарушение договоров, активное вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику других государств с целью помешать созданию союзов, прикрытие своей агрессии высокопарным лозунгом «защиты слабых против сильных» — лишь неполный политический арсенал римского сената и дипломатов. Все это дало римской армии возможность покорить врагов поодиночке, одного за другим. Как видим, военно-политическая максима «Разделяй и властвуй!» («Divide et impera») успешно использовалась римлянами еще задолго до Гая Юлия Цезаря, хотя приписывают ее именно ему.

Шутка ли, даже личная двухтысячная гвардия великого римского полководца и императора состояла лишь наполовину из коренных римлян. Вторая половина была отобрана из лучших воинов германских племен. Эти две обособленные половинки элитной гвардии следили друг за другом и могли предупредить императора о военном заговоре, но, тем не менее, от заговора в сенате Цезаря не уберегли.

Однако исследуя причины успешной римской мировой экспансии, нельзя не учесть и военной мощи римлян, но даже она укажет нам на силу Единства.

Основными преимуществами римской армии были вовсе не физическая сила и доблесть солдат – в этом римляне сильно уступали северным племенам кельтов, галлов и германцев. Жесткая дисциплина, строгая иерархия, маневренность самого мелкого подразделения легиона манипулы (100-160 человек), правильное сочетание разных родов войск в одном легионе, тактическая и стратегическая подготовка генералов – вот те козыри, которые позволяли римлянам с наименьшими потерями разбивать армии, даже превосходящие их по численности.

Любой военный специалист подскажет вам, что в бою очень важно не допустить удара противника с фланга или с тыла. Именно поэтому во время атаки манипулы легиона были расположены в шахматном порядке – это позволяло избежать разрывов в строю, которые неизбежно появлялись при атаке линейным строем. Основанная на этом тактическая уловка обеспечила консулу Люцию Эмилию Павлу победу при Пидне в 168 году до н. э., которая стала последней битвой 3-ей Македонской войны и положила конец македонской монархии. В той битве первой пошла в атаку грозная македонская фаланга и ее удар был настолько силен, что римский авангард не выдержал и стал отступать. Македонцы стремительно бросились за ними, однако в результате этой стремительности и неровностей почвы, строй фаланги образовал разрывы во многих местах. Эмилий Павел не преминул воспользоваться этой оплошностью и, перейдя в наступление, бросил в эти разрывы свои манипулы. Македонская пехота, теперь получавшая удары со всех сторон, потеряла строй, понесла большие потери и проиграла бой. Македонская же конница во главе со своим царем Персеем, увидев поражение пехоты, позорно отступила с поля боя. 20 тысяч македонцев пали в этой битве, еще 11 тысяч попали в плен; потери же римлян были до смешного малы.

Сколь бы ни были противны современному человеку такие имперские эксплуататорские замашки, признающие только доводы военной силы, трудно не признать величайший дух и силу римского народа, доблесть армии, дальновидность сената и талант римских полководцев, сотворивших Римскую империю. Однако на первое место в этом списке все равно стоит поставить римское Единство, единение всех без исключения римлян вокруг общих целей, их непреклонное упорство в достижении общих целей. Причиной же упадка империи, которая в течение почти 400 лет правила почти всей Европой, частью Азии и Африки, стало именно снижение приверженности граждан общим целям и решимости в их достижении вследствие многих благополучных лет и эгоизма индивидуальностей. Из-за этого снизился авторитет императорской власти, из-за увеличившегося населения принятие решений усложнилось, крупные землевладельцы не желали отдавать работников в армию, все больше и больше значимых личностей начало уклоняться от назначений, в результате в Риме не стало боеспособной армии и соответствующих командиров. В 286 году нашей эры Император Диоклетиан разделил единую Римскую Империю на две половины, Западную и Восточную, которые постепенно пали под ударами врагов. Финальную точку в славной истории Римской Империи поставили турки, в 1453 году захватившие Константинополь (Византию) – столицу Восточной Римской (Византийской) Империи.

(Продолжение следует)