Сельское хозяйство в Крымском ханстве

18.03.201313:53

Часть 3. Садоводство

Французский инженер Гийом де Боплан, венецианский архитектор Алоизио да Монтаньяна, миссионеры Жан де Люк и Дортелли д’Асколи, польский посол Мартин Броневский, османский путешественник Эвлия Челеби, историк Иоганн Тунманн и многие другие побывавшие в Крымском ханстве, оставили о нем подробные описания.

Примечательно, что нет среди них ни одного, кто бы обошел в своих трудах тему садоводства, не обратил бы внимания на плоды, произраставшие в богатом краю, не перечислил сорта яблони, груши, сливы, вишни, айвы и ореховых деревьев, растущих в ханстве в изобилии. Не отметил бы, что дома местных жителей окружены пышными фруктовыми садами, к которым ведут кипарисные аллеи. Одним словом, не осветил одну из передовых отраслей сельского хозяйства могущественной державы.

Посетившие в разные времена и с разной миссией Крымское ханство путешественники не оставались равнодушны к обилию и разнообразию террасных садов и парков, которыми изобиловало государство Гираев. Все они в один голос утверждали, что это заслуга исключительно коренного населения – крымских татар, которые во все времена славились своим особым умением разводить сады, потому и города их буквально утопали в зелени.

Действительно, неотъемлемой частью народной культуры являлось садоводство. Уже в XV веке в ханстве были хорошо развиты селекция, гибридизация и аккультурация, которые применялись к постоянно завозимым из-за рубежа экзотическим сортам и видам растений. Тому яркий пример Ашлама сарай – дворец крымских ханов в одноименной горной долине, окруженный великолепными террасными садами, частично сохранившимися до наших дней. Само название Ашлама – означает привитый. В современном понятии парк Ашлама мог бы вполне именоваться одним из первых Ботанических садов позднего Средневековья в Европе. Именно здесь культивировались, изучались и демонстрировались коллекции живых растений привозимых из разных частей света.

Крымскотатарские сады были индивидуальны, здесь не придерживались каких-либо стандартов, пропорций, геометрий как, к примеру, это было в Новое время в Европе. Здесь подстраивались под природный ландшафт и обеспечивали необходимый уход.

Наиболее благоприятными для развития садоводства были; долины рек Альма, Бельбек, Качи, Салгир, Озенбаш, окрестности Карасубазара, Старого Крыма, Акмесджита и, конечно же, Южный берег. Посетивший Крым Жильбер Ромм не смог скрыть своего восхищения он писал: «Нет ничего прекраснее Алуштинской долины; сплошь тянутся плодовые сады. У подножия большинства деревьев вьется виноградная лоза, ветви и плоды которой переплетаются с ветвями деревьев. Нежащая глаз зелень ковром покрывает землю, повсюду орошаемую при посредстве каналов, которые доставляют воду на возвышенные места с верховьев речки».

Сады в Крымском ханстве были засажены хорошими сортами деревьев, а благодаря тщательному уходу приносили богатые урожаи. Большая часть деревьев отличалась долговечностью. Почву вокруг деревьев тщательно обрабатывали. Размер окопанного круга соответствовал диаметру кроны. Землю перекапывали, вносили удобрения и, в зависимости от осадков, поливали. Хорошо была развита система искусственного орошения, особенно необходимая в степной зоне. Как правило, вода при посредстве запруд отводилась канавой из речки, направлялась по естественному уклону вдоль верхней границы сада и распределялась по магистральным канавам и целой сети мелких канавок, проходящих к каждому дереву.

Деревья обрезали с помощью различных пилок и ножа называемого «кескеч» в виде серпа с длинной ручкой. Считалось, что прививать дерево и колировать – это большой савап, то есть доброе дело, заслуга перед Всевышним. При большом урожае вокруг деревьев ставили подпорки – чатал. Как правило, плоды складывали в конусообразные корзины, обшитые холстом, чтобы они не мялись о стенки.

Благодаря сохранившимся письменным свидетельствам можно проследить, какие сорта различных плодов выращивали в своих садах наши предки до аннексии Крымского ханства.

Известно, что, к примеру, здесь росли съедобные разновидности каштановых деревьев, гранатовые, масличные, фиговые и лавровые деревья, которые прежде были садовые и нуждались в постоянном уходе. И если они со временем одичали, то некоторые другие, менее капризные деревья еще не один десяток лет после распада ханства дарили своим хозяевам вкусные и сочные плоды.

Итак, обратимся к небольшому перечню плодовых деревьев известных в период Крымского ханства.

Большое распространение получила яблоня. Османский путешественник Эвлия Челеби особенно воспевал судакские яблони. «Таких яблок, как здесь, – писал Челеби – нет больше нигде… Они благоухают как мускус и амбра».

Кроме судакских яблонь сохранились известия и о других сортах, распространенных в Крыму таких, как Султан-синап, Кандиль-синап, Сарлы-синап, Кара-синап, Памук-алша, Челеби алма, последнее представляло собой небольшое розовое яблоко с заостренным концом, а также Къабак алма или тыквенное яблоко, крупное по размеру, мягкое и сладкое.

Крымскотатарские селекционеры добивались не только прекрасных вкусовых качеств яблоневых сортов, но и невероятной урожайности. Так одно 30-летнее дерево сорта Синап могло нести 2 000 плодов – естественно, при этом вокруг ствола высился целый лес чаталов.

Сохранились свидетельства, что в Качинской долине выращивались яблоки весом до полукилограмма.

А вот что касается вишневого дерева, то тут, судя по записи герцога Карамана в конце XVIII века, культивировались не только обычные, но и искусственно выведенные карликовые деревья, которые были более плодоносны и удобны при сборе урожая. Путешественник видел такие сады в районе от Мангупа вплоть до бахчисарайских предместий.

Черешные и абрикосовые деревья в ханстве считались массовой культурой, но больше всего их было в Старом Крыму и Судаке.

А вот слива имела четыре основных сорта: первая желтая круглая, величиной с грецкий орех, как правило, росла она в бахчисарайском и судакском районах, вторая желтая имела продолговатую форму. Третья именовалась Изюм-ерик, из которого давили сок или делали чернослив, а вот четвертая, черная, величиной с куриное яйцо называлась Джан-ерик. Менее распространены были сорта Ал-ерик, Сар-ерик, Орах-ерик, Печен-ерик и Куз-ерик. В целом крымская слива производила на путешественников впечатление своей величиной, так как, по их словам, была вдвое крупнее обычных сортов.

Груши росли здесь желто-зеленые, круглые, сочные, созревали, как правило, в июле. До нас дошли названия таких сортов, как Султане, Кутуармуд, Терез, Шише, Акъ, Сияр, Буздаргал, Сазы-Буздаргал.

Особый интерес представляла шелковица. Уже тогда в ханстве был выведен особый сорт Стамбул-дут. Судя по описанию дерева, листа и плода, этот сорт был широко распространен до аннексии, не исключено, что он и выведен был здесь, а не за морем, если судить по названию. Крымские татары употребляли шелковичные ягоды как свежими, так и сушеными, делали из них сироп, считавшийся очень полезным. Кроме вышеупомянутого были и более мелкие сорта с плодами красными и белыми, их использовали в местном шелководстве.

Повсюду в ханстве рос грецкий орех. Известно, что это дерево славится не только своим долголетием, но и длительным периодом плодоношения. Поэтому нередко древние орехи передавались по наследству на протяжении многих поколений. Вопреки общепринятому мнению, родиной грецкого ореха является отнюдь не Греция. Известно, что на юг Балканского полуострова эта ценная культура была завезена из стран, расположенных на берегах Черного моря, не исключено, что этот вид ореха был выведен в Крыму.

А вот фундук в ханстве был выведен двух садовых сортов. Кроме того, в лесах росли кусты с круглыми и продолговатыми плодами. Крымские миндальные орехи отличались тонкой кожурой и сладким ядром.

Самые крупные и сочные персики росли у Гурзуфа и Судака, А инжир лучших сортов рос на всем южном побережье от Балаклавы до Судака.

Лучшие сорта айвы были между Балаклавой и Алуштой. Садовая рябина давала ягоды круглые и грушевидные, величиной с лесное яблоко.

Кизил выращивали повсюду, много было и дикого. Крымские татары потребляли его свежим, сушили, варили и даже солили, употребляя как приправу к мясу.

Гранаты хоть и не были никогда крупными, но хорошо вызревали до октября. Встречались в садах от Балаклавы до Алушты.

Многие тысячи стволов маслин встречались вдоль всего Южного берега, но больше всего было их между Балаклавой и Ламбатом. Ягоды крымской маслины были не очень крупными, но чрезвычайно обильными. Масла из них почти не давили, предпочитая солить в деревянной или керамической таре.

Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что в крымскотатарском государстве садоводство было поистине народной наукой. Облагораживались и местные культурные и дикие сорта плодовых деревьев, вследствие чего удавалось достичь отличных результатов.

Разводились, культивировались и приспосабливались к местной среде и завезенные виды растений, а это лучшее свидетельство трудолюбия мудрого народа бережно относившегося к своей земле.

Естественно, жители плодородных долин потребляли лишь часть этого изобилия, основная масса продукции, как правило, шла на продажу или обмен в степные провинции ханства, где не все вышеперечисленное произрастало в силу климатических условий.

Подготовила Гульнара Абдулаева

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET