Какие легенды таит Таракъташ, и как удалось сохранить древнее ремесло крымских татар

22.04.201323:46

По извилистой дороге в Судак, Новый свет раскинулся Таракъташ… Отсюда отличный вид на Ай-Ванскую долину, море, Судакскую крепость, окружающие горы.

На этот раз крымскотатарская молодежь, объединенная организацией «Яшлар Шурасы» и национальным центром «Хазине» (в недавнем прошлом «Мирас»), отправилась в чудный, овеянный легендами и преданиями Таракъташ.

Покорив вершину Бакъаташ – визитную карточку села Таракъташ – и увидев неописуемые достояния восточного Крыма, в душе невольно чувствуешь искреннюю любовь и гордость за свою Родину.

Легенды Таракъташа

Историю Таракъташа, его легенды и предания мы услышали из уст местной жительницы, экскурсовода Натальи Романовой.

Немного истории… Таракъташ – причудливый скалистый хребет, прикрывающий с севера Ай-Ванскую долину и село Дачное, которое до 1948 г. также носило имя Таракъташ. В XIX веке на месте современного Дачного располагались две татарские деревни – Биюк Таракташ и Кучук Таракташ (Большой Таракташ и Малый Таракташ). Длительное время обе деревни «сохранялись во всей чистоте ханского времени». Как писал Евгений Марков, выдающийся крымовед, в XIX веке: «Большой Таракташ спрятан в складке гор и смотрит совершенным кавказским аулом. Дома темного камня, двухэтажные над обрывами — бойницы бойницами. Малый Таракташ кругом дороги, с ярко разодетыми татарками, с белыми стариками в чалмах. Тут сплошное непочатое мусульманство, ничто чужое не расшатало его, не прососалось в него».

Наше путешествие началось с Кучук Таракъташа, а точнее с посещения старой мечети, которую после прихода советской власти закрыли, а после 1944 года оборудовали под клуб. Наталья рассказала нам, что сохранились воспоминания старожилов, как люди плакали, когда сносили минарет, что сделать было не так-то просто, поскольку он был построен по древней традиции арабскими мастерами. Для осуществления своей цели советские власти воспользовались конской силой, с помощью которой и снесли минарет. Наше внимание обратили и на невысокую возвышенность позади мечети, гору «Эй, джемаат». Оказывается, в то время, пока строился минарет, имам взбирался на нее и, произнося «Эй, джемаат», обращался к жителям. Мечеть сегодня находится в аварийном состоянии. Местные крымские татары всеми силами пытаются добиться отстройки бывшего мусульманского молитвенного сооружения. Внутреннее состояние здания опечалило бы каждого мусульманина: прогнивший потолок, пол, сырые стены, однако до сих пор висят старинные люстры. Предполагаю, что каждый, как и я, был проникнут проблемой кучуктаракъташцев относительно реставрации мечети.

Пока мы рассматривали внутренние постройки здания, на улице нас ожидала экскурсовод Наталья. Как нам было известно раннее, эта местность связана с именем народного героя «разбойника» Алима, грабившего богачей и помогавшего беднякам. Предание гласит, что он часто скрывался здесь у местных жителей. Наталья рассказала одну из легенд, связанную с горой Бакъаташ: два выступа у подножия горы, напоминающие верхнюю часть человеческих силуэтов, местные жители соотносили с именем разбойника Алима и его возлюбленной. Также бытуют легенды о том, что Алим укрывался в гроте на вершине горы.

Хочется отметить приветливость и гостеприимность таракъташцев, поскольку они не раз приветствовали нас даже издалека, видя развивающийся крымскотатарский байракъ. Сложно передать словами те чувства, которые испытываешь в такие моменты. В окрестностях Таракъташа нам повстречался колодец (къую), которому не менее 200 лет, глубина его составляет более 26 метров. В Таракъташе каждый житель старался выкопать в своем дворе колодец. Можем себе представить, насколько зажиточным и трудолюбивым был крымский татарин, который мог добыть источник, копая более 20 метров в глубину. Мы не упустили возможность попробовать воду из колодца.

Ковроткачество в Таракъташе

Основным занятием жителей Таракъташа в далекие времена было овцеводство. Для того, чтобы мастер-класс по ковроткачеству был более эффективным и понятным, нам показали места, где выпасали и до сих пор выпасают овец, из шерсти которых и ткут знаменитые килимы. Для этого мы поднялись на вершину Бакъаташ, откуда увидели все окружающие Таракъташ массивы.

Урок по прядению килимов провели на ткацком станке, воссозданном по секретным семейным чертежам. Окунула в мир ковроткачества известная крымская мастерица 85-летняя Айше-абла Умерова. И, несмотря на свой возраст, она находит силы ткать, а это, как мы сами убедились, нелегкая, кропотливая работа. Айше-абла удивила амбициозных крымских татар своим мастерством. Она рассказала, что ткацкий станок соорудил ее свекор, а национальному ремеслу ее научили мать и родная тетя. Подобным занятием Айше-абла занимается по призыву души. Мастерица не знает точное количество вытканных ее руками ковров – столько много их было. Ковры Айше-абла шьет не для продажи. Но никогда не отказывает тем, кто хочет приобрести ее изделия. Особый интерес у молодых людей вызвало ткачество «намазлыкъ килим» (коврика для намаза). В роли ткачей попробовали себя все желающие. После гости отведали традиционный къаве, сваренный по старинным рецептам и чай, приготовленный из трав, собранных на склонах окрестных гор. По словам старожилов, эти травы обладают целебными свойствами.

Семья Умеровых одна из немногих, сумевших сохранить древнее ремесло крымских татар – ковроткачество. Много времени и внимания нам уделила дочь Айше-аблы, Ава-ханум. Сама Айше-абла была очень рада, что ее ремеслом интересуется молодое поколение: «Вы потом будете вспоминать, что ткать вас научила Айше-ката. А ваша задача передавать это ремесло последующим поколениям. Но самое главное – берегите свое здоровье».

Еще одним запомнившимся моментом в нашем маленьком путешествии стали рассказанные Ульвие-ханум Аблаевой легенды о Крыме, записанные ею из уст пожилых крымских татар. И пока мы прогуливались по окрестностям Таракъташа, Ульвие-ханум собирала народный фольклор и по дороге в Акъмесджит рассказала молодежи много нового и интересного. Ульвие Аблаева – сотрудница крымского исторического музея «Ларишес». Сейчас она работает над созданием настоящего крымскотатарского костюма.

То, что молодые люди знакомятся со старыми традициями своего народа, легендами и преданиями, — заслуга тех, кто не жалеет времени и сил, чтобы передавать свои знания новому поколению. В данном случае это семья Айше-абла, Наталья Романова, Ульвие Аблаева и Адиле Меметова, руководитель национального центра «Хазине» («Сокровищница»), благодаря которому совместно с общественной организацией «Яшлар Шурасы» и был реализован данный проект. В рамках последнего периодически посещаются мастер-классы по декоративно-прикладному искусству, крымскотатарскому ремеслу. Хочется выразить благодарность Адиле-ханум от имени всех участников поездки. Благодаря всем этим людям поездка в Таракъташ стала не банальной прогулкой, а богатой полезной информацией экскурсией.