Но мы не враги

29.05.201316:01

Высказывания российского консула и общая атмосфера последних дней еще раз напоминает и очень четко указывает на важный факт – шовинизм не имеет национальности.

За почти 25 лет жизни после возвращения в Крым крымские татары перестают быть инородным телом. Ушли в прошлое времена, когда сложно было найти работу просто из-за того, что ты крымский татарин (органов власти это не касается, здесь налицо, скорее регресс). Не актуальны уже разборки по национальному признаку между рядовыми гражданами, а слишком негативно выражающихся о других народах, “сажают на место” как среди крымских татар, так и среди других народов.

Бытовая сфера, в которой мы проводим большую часть своей жизни, все реже несет в себе проявлений явной ксенофобии. Наоборот, самые образованные и дальновидные представители других народов, ездят на Хыдырлез, ходят на крымскотатарские концерты и смотрят “Хайтарму”. Впрочем, как и крымские татары, ставшие уже неотъемлемой частью местного бизнеса, науки и культуры.

На фоне всего этого высказанное так называемым “дипломатом” не укладывается ни в какие рамки. Предатели? Стоп, но мы же прошли это уже давно! Ведь написаны сотни статей, проведены встречи, круглые столы, обсуждения по этой теме. Ведь все знают имена крымских татар, воевавших во время Второй Мировой. А те, кто не знают, могут посмотреть эти имена в книгах, интернете, около вечного огня в Гагаринском парке, наконец! Ан-нет, все равно появляется очередной вещатель, не знающий иных способов саморекламы, кроме шовинистических высказываний.

Понятно, что это провокация и даже редко признающее собственную неправоту МИД России признало, что понимает реакцию на “некорректные формулировки, использованные российским представителем без должного учета чувствительного вопроса, требующего в любой ситуации исключительно взвешенного подхода”. Конечно, этому комментарию далеко до извинения, но все же лучше, чем ничего.

Именно то, что сама Россия, да и наверняка большая часть русских и украинцев (хочется верить), не поддерживают и не одобряют подобные высказывания, да и в целом образ мышления, позволяет сделать вывод о том, что шовинизм и ксенофобия – это не признак того или иного этноса, это признак слабого ума и необразованности. Вряд ли адекватному человеку сейчас придет в голову делить друзей и коллег на “своих” и “не своих”. Да, мы разные, мы исповедуем разную веру, говорим на разных языках и по-разному женимся и хороним умерших. Но мы не враги.

Более того, мы должны дружить, если хотим жить здесь долго, счастливо и богато. И этого явно не будет, если люди, подобные “дипломату” будут так говорить от имени страны или имени народа. Кстати, интересно, что “Русское единство”, представляющее русских Крыма так и не привело обещанных 200 человек на пикет. Видимо, адекватных людей, понимающих, что шовинизм не должен быть синонимом слова “русский”, хватает и среди них. На пикете я встречаю своих друзей и знакомых – не крымских татар. Они там не потому, что сильно любят крымских татар или не любят Россию. Они пришли выступить против глупости, хамства, против наращивания вражды между людьми разных национальностей.

Марк Бойко:

«Я решил принять участие в этом пикете, потому что, то, что сказал консул – это проблема не только крымских татар, это проблема всех крымчан, так как это прямо зависит от ситуации межнационального общения всех жителей Крыма. Мы живем в республике, на гербе которой написано: “Процветания в Единстве”, и никакому чиновнику и кем бы он ни являлся, мы не дадим нарушать наши ценности. Я частично и украинец, и поляк, и еврей, и немец, и не пойми кто там еще… но я точно знаю, что я крымчанин. Я считаю, что на такие мероприятия должны ходить представители всех национальностей, и особенно русские, потому что в данной ситуации их чиновник поступил ужасно и опозорил их народ».

Татьяна Безрук:

«На пикет под российским консульством я пришла по тем же причинам, что и на почтение жертв депортации крымских татар. Права человека не являются выборочными. Мы не можем говорить о демократических процессах в государстве, если не соблюдаются права одного из народов. По крайней мере, я не принимаю такую демократию, когда один из народов в Украине не реализует свои права в полной мере.»

По поводу Андреева. Стоит обратить внимание на некорректность самого высказывания и его подачу. Были отдельные представители народа, но не следует сейчас отождествлять с их деятельностью весь народ. Можно вспомнить расстановку сил в начале Второй мировой, те соглашения, которые подписывал Советский Союз. Но почему за отдельно взятых представителей должен нести ответственность весь народ.

На самом деле нет большой разницы в том, выдворят “дипломата” из Украины или нет. Таких людей хватает и в Крыму и для них не имеет значения то, сколько крымских татар воевали, сколько получили награды и сколько погибли во время депортации. Крымские татары должны понимать и отличать шовинистов от русских, украинцев, армян, греков и других. Более того, такие люди должны исключаться из общественной жизни и в целом из общественного сознания. Ведь шовинист не имеет национальности. Шовинист не имеет совести и достоинства. Шовиниста нельзя называть человеком.