Памятник жертвам депортации на скорую руку

10.06.201314:01

Для будущего памятника жертвам депортации крымские татары еще двадцать лет назад установили закладной камень в сквере рядом с железнодорожным вокзалом Акъмесджита. Этот памятник должен был напоминать о трагедии, постигшей крымскотатарский народ в 1944 году. Сюда ежегодно должны были приходить крымские татары, чтобы почтить память погибших.

В 2012 году инициативу создания памятника взял в свои руки крымский премьер Анатолий Могилев. Глава Меджлиса Мустафа Джемилев высказал общую догадку: Могилев просто пытается восстановить подмоченную репутацию.

«Человек, который называет депортацию правильной и оправданной, решил вдруг сделать такой шаг. Я понимаю, для чего он это делает. В контексте сегодняшних взаимоотношений с Меджлисом он хочет показать, что поддерживает крымских татар», –сказал Мустафа Джемилев.

В рекордные сроки был проведен блиц-конкурс эскизов будущего памятника. На конкурс представили всего

девять работ. Единственной работой, выполненной в стиле мусульманских традиций и крымскотатарского зодчества, оказался проект, в центре которого находилась белокаменная мечеть с двумя минаретами, ажурной резьбой по камню, цветными витражами.

Однако победу присудили не этому проекту. Лучшим, по мнению жюри, оказался проект скандально прославившегося скульптора Степана Феодориди. Выполненный им в Керчи монумент “Героям Эльтигенского десанта” вызвал широкий общественный резонанс. Многим керчанам не понравился этот пятиметровый памятник весом в 18 тонн, возведенный в честь 69-летней годовщины Керченско-Эльтигенской десантной операции за бюджетные средства. В частности, людей возмутили “уродливые” лица воинов, которых в интернете прозвали “гоблинами”. Высказывалось также мнение, что один из изображенных скульптором десантников чем-то напоминает мэра Керчи Олега Осадчего.

Симферопольские «гоблины»

В жюри, которое состояло из 19 человек, помимо архитекторов, художников и дизайнеров, вошли также глава Рекомнаца Рефат Кенжалиев, министр культуры Крыма Алена Плакида и генеральный директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин. Примечательно, что среди них не было ни одного представителя депортированных народов.

Центральной композицией проекта памятника является фигура скорбящей матери и пяти многофигурных композиций, каждая из которых отражает национальную принадлежность к одному из пяти депортированных народов и этносов: крымские татары, греки, армяне, болгары, немцы.

Скорбящая мать символизирует единое, общее начало – родную землю, которую в скорби покидали депортированные народы. В ее руках лежит символическая карта Крыма, на которой изображены даты высылки и численности депортированных лиц пяти национальностей.

Каждая многофигурная композиция будет отображать национальную принадлежность и характерные особенности и будет представлена в виде группы людей разного возраста, олицетворяющих семью. Композиция будет располагаться внутри каменных блоков, сложенных в хаотичном порядке. Внутри композиции будет прослеживаться борьба людей, а блоки, изображающие античеловечность данной трагедии, будут давить и нависать над людьми.

Предположительно, центральная фигура и многофигурные группы будут выполнены в бронзе, меди или бетоне, затонированном под бронзу. Постамент для центральной фигуры будет облицован гранитом красного цвета. Блоки для многофигурных групп сделают из пиленого высокопрочного камня.

Кроме этого, возмущение вызвало, то, что, согласно проекту, победившему на конкурсе, будущий мемориал жертвам депортации собираются превратить в рекреационную зону. Для этого комплекс будет включать в себя скамейки, урны и ночное освещение.

«Низкопробный памятник»

В Меджлисе крымскотатарского народа не в восторге от проекта памятника жертвам депортации.

Глава секретариата Меджлиса Заир Смедляев назвал проект мемориала “низкопробным”.

“Как художник-графист по первому образованию могу говорить об эстетических качествах этого памятника – он низкопробный, такой же, как и “керченские гоблины”. Ничего такого, что вызывало бы нормальные чувства, в нем нет”, – заявил Смедляев в комментарии изданию 15 минут.

Глава Секретариата Меджлиса усмотрел в этом проекте памятника очередное проявление цинизма руководства автономии.

“Власти хотят сделать из памятника жертвам депортации сборную солянку и какую-нибудь порнографию, чтобы организовать там чуть ли не увеселительное заведение. Можно в день подписания указа о депортации праздновать Хыдырлез. Можно поставить памятник и потом говорить, что там должно быть место отдыха”, – возмутился Смедляев.

По мнению главы Секретариата Меджлиса, средства, выделенные на строительство мемориального комплекса, могут быть присвоены.

“То, что автор этого проекта – также автор “керченских гоблинов”, говорит о том, что у него будет неимоверная цена, там будет отмывка денег, которые должны быть направлены на обустройство депортированных, а не на то, чтобы им еще раз плюнуть в душу”, – сказал глава секретариата.

Однако, как обычно, никто из представителей депортированных народов, кроме крымских татар свое возмущение высказать не смог. Немцы Крыма проектом мемориального комплекса в память о жертвах депортации остались довольны. ”В целом памятник достаточно неплохой. У нас нет возражений по поводу этого проекта”, – сказал глава республиканского общества немцев “Видергебурт” Юрий Гемпель.

Правда, по мнению главы немецкого общества, мемориальный комплекс не должен быть зоной отдыха.

“Я считаю неуместным ставить там урны, скамейки. Я считаю, что это должно быть местом, куда приходят депортированные и их потомки не для отдыха”, – отметил Гемпель.

Гемпель также недоволен тем, что представителей депортированных народов не пригласили к обсуждению проектов памятника. ”Было бы неплохо, если бы мы более плотно участвовали в обсуждении этого памятника”, – сказал он.

В обществе болгар Крыма сообщили, что проект и вовсе не видели. Очевидно, что официально представители депортированных греков тоже не станут негативно высказываться о памятнике.