Милицейские войны, или Кто хочет утопить министра?

22.07.201317:59

Украина отличается от той же России тем, что у нас очень трудно построить жесткую вертикаль власти. Казалось бы, по сравнению с северным соседом, страна относительно небольшая, и управлять такими территориями можно из одного-двух высоких кабинетов. Наверно, так думает каждый, пока реально не столкнется с тем, что происходит за пределами киевских холмов.

В Конституции записано, что мы живем в демократическом, правовом и социальном государстве, где источником власти является народ. Он осуществляет свою власть косвенно или посредством уполномоченных представителей. Но это только красивая теория.

На самом деле нам еще очень далеко до подлинной демократии, к которой привыкли жители США. На Западе в течение столетий складывался механизм, когда политики в конкурентной борьбе за голоса избирателей получали право принимать важные государственные решения. Во-вторых, американским лидерам в годы Второй мировой войны удалось отделить крупный бизнес от политики. Франклин Рузвельт воспользовался сложной ситуацией в стране, чтобы поставить криминальные кланы “в стойло”. Они попытались возродить прежнее могущество при следующем президенте Гарри Трумэне, но потерпели фиаско.

Их система основана не на личностях, а на формальных правилах игры, которым следуют все. Все это выражается в двух емких и простых словах одновременно: “законность” и “порядок”. Может смениться правительство или даже президент, но государственный курс (как внешний, так и внутренний) остается неизменным. Дискуссии разгораются вокруг “мелочей”: эвтаназия, браки гомосексуалистов, права детей, экология, ограничения на покупку оружия гражданскими лицами и т.д. Демократия в ее западном измерении – автомобиль, который сам везет водителя.

У нас же с точностью до наоборот. Сменился министр, глава областной государственной администрации или даже руководитель района – и все застывают в ожидании леденящего душу “ветра перемен”. Кого назначат, чьи интересы будет лоббировать, кого первым попрут с должностей, чьи интересы пострадают, кого отодвинут от бюджетной кормушки – далеко не полный перечень вопросов, который в таких случаях терзает местные элиты и административный аппарат.

В 2010 году в стране фактически произошел конституционный переворот. Виктору Януковичу стало тесно в “политических обносках” Виктора Ющенко и его команда “отменила” политическую реформу 2004 года, вернув стране прежнюю редакцию Основного закона, который предполагал большие полномочия президентской вертикали. Сделали как всегда нагло и без капли интеллекта. Поправки в Конституцию “сообразили” не решением парламента, а вердиктом Конституционного суда, который признал, что поправки в Основной закон, принятые в 2004 году, протащили с нарушениями.

В Администрации президента “забыли”, что КСУ своими решениями не изменяет отечественное законодательство, он только постановляет, соответствует ли нормативно-правовой акт Конституции или нет. Если закон не соответствует, то Верховная Рада вносит в него поправки. Коль речь зашла о постановлении или распоряжении правительства, то Кабмин должен изменить документ. Точка.

Новая власть как всегда плюнула на такие формальности, растоптав и без того хилые ростки правового общества. Зачем правила, если есть всесильный “папа”, который все рассудит и все решит. Многие сейчас понимают, что “благосклонность папы” – штука относительная и гарантированно ее могут получить только члены семьи. И не зря это слово стало нарицательным. “Семьей” в Украине уже называют семейство Януковичей, близкое окружение и связанный с ними бизнес.

До 2010 года страна жила в условиях, отдаленно напоминающих сословно-представительную монархию, где президент был, условно говоря, первым среди равных олигархов. Теперь все иначе. Централизация власти в одних руках, отсутствие внятных правил игры оказывают власти медвежью услугу. Вместо того, чтобы наказать провинившегося, соблюсти элементарные приличия, власти приходится до последнего отмазывать своих выкормышей.

Терпение у людей на исходе

Всем хорошо известны события в Николаевской области, где двух милиционеров подозревают в изнасиловании жительницы поселка Врадиевка, а местные жители штурмом взяли районный отдел милиции. Потом последовало убийство оперативника в г. Смела Черкасской области, штурм Святошинского РОВД столицы, в г. Буча (говорящее название, неправда ли?) Киевской области разозленные водители разогнали сотрудников ГАИ. Из Врадиевки в Киев отправилась колонна протестующих, которые намеревались в Киеве устроить бессрочную акцию протестов и требовать отставки главы МВД Виталия Захарченко. Министр ушел в отпуск, а “бунтари” по дороге в столицу разгромили городское управление милиции Фастова.

Не успели они добраться до Майдана Независимости в Киеве и разбить палатки, как в ночь с 18 на 19 июля пара сотен сотрудников спецподразделения “Беркут” разогнали толпу, жестоко избивая людей.

За пару дней до этого на милицейских форумах как бы украинские правоохранители “перетирали” возможность использовать против митингующих боевое оружие. Милиция, с одной стороны, испугалась, что “лохозавры подняли голову”, а с другой, — стала еще злее.

В информационном пространстве запустили слух, что за “бунтами” стоят высокие чины в Киеве, которые хотят “свалить” Захарченко. Политолог Виктор Небоженко заявил, что каждый раз, когда глава МВД собирается переходить на место главы Администрации Президента, в стране происходят скандалы, связанные с милицией.

“Понятно, что какая-то олигархическая группа активно поддерживает в СМИ интерес к деятельности нашей милиции и активно работает против Захарченко. Известно, что Захарченко собирался переходить на место главы Администрации Президента, но именно в это время произошли события с побитой журналисткой 5 канала. Теперь опять к своему Дню рождения президент хотел перевести Захарченко в АП, но произошел случай во Врадиевке”, – отметил он в комментарии изданию Главком.

Понятно, о какой “олигархической группе” идет речь: Левочкина-Фирташа или “группа газовиков”. Они здорово помогли Януковичу в 2010 году, фактически сделав его президентом, но, как ни крути, они всегда были в его окружении “пришельцами”. Мало кто помнит, но “газовики” — группа, которая из-под Ющенко перешла к Януковичу, чем спровоцировала недовольство многих влиятельных регионалов. Особенно отличился Нестор Шуфрич, который набросился на Сергея Левочкина с кулаками.

Группа Фирташа-Левочкина не так близка к президенту, как “Семья”, в которую вхожи руководители силовиков: главный милиционер Захарченко и главный налоговик Клименко.

Если Янукович задумал отстранить Левочкина с поста главы администрации президента и заменить его на Захарченко, ему стоит детально взвесить все “за” и “против” такого шага.

Концентрация власти в одних руках, правовая вакханалия, сращивание милиции с криминалом и специфический менталитет украинцев, которые, в отличие от россиян, не привыкли ассоциировать президента с “царем”, представляют собой гремучую смесь. Власти ничего не добьются, жестоко разгоняя митинги и акции протеста. Люди станут только злее. Если МВД хочет придушить “восстание”, то придется применять против митингующих боевое оружие. Вот на это Янукович не пойдет никогда. В таком случае ему и его Семье закроют въезд в западные страны, оставив один на один с путинской Россией. На переизбрании в 2015 году можно будет ставить жирный крест.