Судьба фильма «Хайтарма»

12.08.201311:58

Во внеконкурсную программу IX Казанского международного фестиваля мусульманского кино вошла российская премьера фильма «Хайтарма».

Фильм будет показан в качестве спецсобытия фестиваля, передает «Татар-информ».

«Я считал и считаю, что где, как ни в Казани, нужно устроить эту премьеру в России», — заявил председатель отборочной комиссии фестиваля, киновед из Москвы, историк кино Сергей Лаврентьев.

Он добавил, что этот фильм не является шедевром мировой кинематографии, однако сама сцена депортации снята «очень страстно». В России премьера «Хайтармы» состоялась еще 18 июня во время закрытого показа в Москве.

Ранее режиссер и исполнитель роли Амет-Хана Султана в фильме «Хайтарма» Ахтем Сеитаблаев заявил, что недоволен прокатной судьбой картины и не будет больше работать с генеральным продюсером фильма Ленуром Ислямовым. Режиссер в частности сказал, что его командой был предложен целый список из 16 международных кинофестивалей, в числе которых и Одесский кинофестиваль, но ни в одном из них генеральный продюсер картины не согласился участвовать.

По словам Сеитаблаева, прокат фильма «Хайтарма» мог быть успешнее, если бы Ислямов согласился принимать участие в кинофестивалях, которые, как считает режиссер, важны для продвижения фильма.

«Это и информационная волна, и поднятие статуса, и имиджа фильма. Если мы говорим о проблематике гармоничного сосуществования людей разных национальностей, культурных традиций и религий рядом друг с другом, то мы обязаны делать все от нас зависящее для того, чтобы популяризировать фильм, где эти проблемы подняты. Я чрезвычайно обеспокоен тем, что мы с одной стороны совершаем героический в человеческом плане и щедрый в плане бизнеса поступок – делаем фильм на частные деньги, но совершенно не понимаем, что с этим делать. И не хотим понимать. Мне лично было сказано инвестором, что «ты хочешь пальмовую веточку получить, а мне это не интересно», — сказал Сеитаблаев.

В интервью Украинской правде режиссер сообщил о получении прокатного удостоверения в России: «Насколько мне известно, вроде бы, мы получили прокатное удостоверение в России. Хотя я мало верю в то, что в России случится прокат «Хайтармы» – будем откровенны. Касательно прокатной судьбы картины – по большей части этот вопрос надо задавать нашему инвестору, который является правообладателем фильма и занимается прокатом через пень-колоду. Я устал пытаться влиять на эту ситуацию. Я делаю это с февраля месяца»

На вопрос корреспондента о причине такой пассивности инвесторов режиссер ответил: «Это для меня большой секрет. Я понимаю, что участие в фестивале — это ведь не только какой-то приз, но еще и трибуна, с которой можно говорить и о своем народе, и о проблеме, которая по сей день не решена. Кроме того, на фестивале фильм мог бы вызвать интерес у дистрибуторов. А я уверен, что он был бы востребован и в Европе, и в странах, в которых живет много этнических крымских татар – Турция, Румыния, Болгария, Германия, США… У меня есть объяснение, почему инвестор так поступает, но для людей из индустрии оно покажется слишком фантастическим. Мне кажется, что человек просто хочет носить корону сам. Я больше не собираюсь с ним вести никакого диалога. В городе, в котором я родился и вырос, было очень жесткое отношение к словам, которые говоришь, к тому, как ты держишь слово и поступок. У нас как-то так сложилась атмосфера среди мальчишек, что мы знали – есть вещи, после которых нельзя ни дружить, ни общаться. Поэтому я всю жизнь буду благодарен нашему инвестору, за то, что он на сегодняшний день первый и единственный крымский татарин, который пошел на этот шаг и дал деньги на первый крымско-татарский фильм, а в остальном – Бог ему судья».

Сеитаблаев предполагал, что единственный кинофестиваль, в котором примет участие «Хайтарма», — Международный кинофестиваль мусульманского кино в Казани.

Он также признался, что впервые сталкивается с подобным отношением инвестора к съемочной команде и фильму в целом.

Со дня премьеры первого художественного крымскотатарского фильма «Хайтарма» прошло почти три месяца. За это время картину, повествующую о депортации крымскотатарского народа 1944 года, показали во многих городах Крыма, а также Киеве, Москве и даже Нью-Йорке. Надо отметить, что фильм пользовался большой популярностью среди зрителей. К примеру, только в Акъмесджите из-за небывалого ажиотажа демонстрацию картины продлевали несколько раз.

В то же время сам Ислямов удивлен реакцией Сеитаблаева на решение не участвовать в многочисленных фестивалях для продвижения фильма.

«Ахтем Сеитаблаев – человек творческий, болеющий за дело. Ему как артисту нужны софиты, премии и восхищения – от них артист питается. Это понятно. Я другой. Мне нужно, чтобы мы отдали долг нашим старикам, хотя бы частично. Мы это сделали».

Генпродюсер картины заверил, что кинофестивали, на которых представят картину, впереди.«Мы договариваемся: в Казани, Польше и Канаде – мы подали заявки, повезем туда актеров. Они этого заслужили», – подчеркнул Ислямов.

Кроме того, он сообщил, что в настоящее время ведется работа над сценарием сериала, повествующего об истории крымскотатарского народа. Кто именно будет режиссером, владелец телеканала АТР уточнять не стал.

«Это сериал о нашей истории, начиная с Хаджи Герая «О поэзии, о музыке, о любви к Крыму», — поделился Ислямов. По его словам, рабочее название сериала «Звезды над Бахчисараем».

В интервью QHA Ислямов также сообщил, что Сеитаблаева на ATР привел его брат – креативный директор телеканала Айдер Мурадосилов, который на телеканале как раз отвечает, в том числе, за участие в фестивалях. «Так что обращайтесь к нему — он все знает, если захочет, расскажет.

«Деньги за работу над фильмом все получили. Претензий ни у кого нет. В контракте не было ни слова о продвижении, пиаре, участии в фестивалях… Скандалы в творческом мире — обычное дело. Деньги от проката «Хайтармы», кстати, идут на поддержку детского телеканала «Ляле». Это не коммерческое кино, и это все понимали, когда работали над фильмом. Это обстоятельство и оттолкнуло многих крымскотатарских бизнесменов от участия в финансировании «Хайтармы». Многие в этом открыто признавались», – заверил владелец телеканала ATR..

Как сообщил следом Мурадосилов в интервью Аргументам недели, «прокатом в Крыму довольны, наши ожидания более чем оправдались, фильм побывал практически во всех регионах полуострова и везде – неизменный аншлаг. Думаю, в Крыму наша картина побила все рекорды посещаемости за всю кинопрокатную историю полуострова. За пределами Крыма – в Украине – мы надеялись на более активного зрителя, тем не менее, фильм месяц шел в Киеве, также был показ в Москве и в Нью-Йорке».

«Мы планируем выпустить диск с фильмом к 18 мая следующего года, приурочив его к 70-й годовщине депортации крымскотатарского народа. Это будет уникальное издание, с уникальным дизайном и оформлением, которое просто обязано занять свое особое место в каждом крымскотатарском, да и не только крымскотатарском, доме. Также к маю 2014 года выпустим музыкальный диск с оригинальными саундтреками из «Хайтармы», – рассказал он.

Относительно участия фильма в фестивалях креативный директор сообщил, что в начале сентября фильм будет представлен на Московской премьере, на Ташкентском международном кинофоруме «Золотой гепард» в Узбекистане – в середине октября.

«Обсуждаем возможность участия в фестивале «Золотой апельсин» в Анталии. В ноябре планируем показ на Международном фестивале кинооператоров в Польше CAMERIMAGE. Можно сказать, что в настоящее время мы активно работаем в фестивальном направлении», – рассказал креативный директор.

Ахтем Сейтаблаев, в свою очередь, планирует снимать второй крымскотатарский фильм о женщине, которая спасла десятки еврейских детей.

«Фильм будет называться «Саидэ». Это история о девушке Саидэ Арифовой, которая во время Второй мировой войны спасла 88 еврейских детей от смерти, когда в Крым пришли немцы. Саидэ дала этим детям татарские имена, научила их молиться. Она сделала так потому, что дети даже внешне были больше похожи на татар. Тем более, что и иудейским, и мусульманским мальчикам делают обрезание», – сообщил режиссер.

Кто-то из своих же крымских татар сдал Саидэ гестаповцам. Девушку продержали в гестапо две недели, ей сломали все ребра, но она ни в чем не призналась. Отпустили ее только потому, что не могли поверить, что кто-то способен такое выдержать и не сказать правду. Ее ученикам немцы устроили экзамен, и дети его выдержали. Когда девушку депортировали в 1944 году, ребята бежали за машиной, на которой ее увозили, и кричали: «Отдайте нашу маму Саидэ».

«Я мечтаю пригласить в свой следующий фильм звезд первой величины из Голливуда. Однако переговоров еще никаких не было. Есть наметки и идея. Что может заинтересовать их? В первую очередь сценарий и сама история. У меня нет телефонов агентов или директоров этих актеров. Но, думаю, что мы сумеем соединить профессионализм потенциальных инвесторов и высочайший профессионализм настоящих продюсеров, у которых есть выходы на этих звезд. Я очень хочу, чтобы география фильма была шире, а участие хороших артистов с мировым именем способствовало дальнейшей судьбе картины, чтобы не было так, как с «Хайтармой».

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET