Курултайгъа – миллет ичюн!

14.10.201311:04

Выдвижение своей кандидатуры в делегаты Курултая крымскотатарского народа предполагает осознание своих целей и задач в системе национального самоуправления. Интересно, осознавало ли молодое поколение будущих делегатов, на что идет, какими планами, идеями, побуждениями руководствуется, в силах ли оправдать надежды?

Как известно, каждый делегат Курултая должен значительную часть своего времени уделять вопросам народа. Работать не для своего блага, а, как говорится, «миллет ичюн». Ведь именно с этой целью и создан наш высший представительный полномочный народный орган власти. Понимают ли это новые делегаты?

Корреспонденты «Авдета» попытались узнать у молодых делегатов об их планах, целях и настроениях в преддверии первой сессии Курултая VI созыва.

 

Дилявер Акиев, 24 года – делегат Курултая, председатель Лиги крымскотатарских юристов “Инициум”, сотрудник юридической службы Меджлиса крымскотатарского народа, член молодежной организации “Яшлар Шурасы”.

akiev_dilyaver_(1)

— Как Вы думаете, каким образом будут задействованы молодые делегаты в деятельности Курултая?

— Начать ответ на Ваш вопрос хотелось бы крымскотатарской пословицей: «Акъыл яшта дегиль – акъыл башта». По моему мнению, каждый делегат, независимо от возраста должен работать ежедневно, объем работы для этого достаточно большой, ведь у каждого делегата была предвыборная программа, с которой он шел на выборы. А одними лишь голосованиями эти программы не реализовать. Я имею в виду то, что важно не быть, как сейчас часто говорят «статистами», которые считают, что их работа заключается исключительно в том, чтобы ходить на сессии Курултая и голосовать по тем или иным вопросам.

Каким образом молодежь будет задействована в деятельности Курултая – это, прежде всего, зависит от нас самих: чем активнее мы будем себя проявлять, тем эффективнее будет наша деятельность в Курултае, в Меджлисе, в местных органах национального самоуправления. Я уверен в том, что старшие делегаты, особенно те, которые уже более 20 лет в национальном движении, будут подсказывать и помогать в реализации нами необходимых и важных идей. Потому как получить опыт – очень важно, ведь будущее в наших руках. На мой взгляд, в Курултае представлены одни из самых активных представителей молодежи и, думаю, что каждый из нас сможет достойно представить себя в работе Курултая. Хотелось бы, чтобы все молодые делегаты объединились в некую платформу, или можно сказать, в коалицию, которая работала бы над созданием и реализацией молодежной политики.

— Какой Вы видите свою дальнейшую деятельность? Имеете ли собственные проекты и какими путями планируете их реализовывать?

— У меня много идей: относительно молодежной политики, реформирования Курултая и его постоянных органов. Поскольку я уже более 4 лет работаю в юридическом отделе Меджлиса, мною замечены основные правовые проблемы, с которыми сталкиваются наши соотечественники. Зачастую эти проблемы возникают из-за правовой неосведомленности граждан. В этом направлении, безусловно, можно сделать много полезного.

Я был избран делегатом в Курманском регионе. Проводя консультации с другими делегатами от нашего района, получил поддержку своей кандидатуры в Миллий Меджлис. Аллаh къысмет этсе, планирую выставить свою кандидатуру в Меджлис. Свою работу в Меджлисе вижу в двух направлениях: правовой сектор – то, чем занимаюсь 5 лет, а также планирую предложить создание молодежного управления в Меджлисе и работать в области молодежной политики. Хотелось бы отметить, что в настоящее время я работаю над положением молодежного управления Меджлиса крымскотатарского народа, который намерен представить на утверждение (независимо от того, буду в Меджлисе или нет) после консультаций с более опытными нормотворцами.

— Реально ли достичь определенных результатов в сотрудничестве с нынешней властью?

На этот счет есть разные мнения. Некоторые считают, что сотрудничать с нынешней властью бесполезно, другие, наоборот, выступают за тесное взаимодействие с властью, предлагают отойти от принципиальности, митингов и пикетов, утверждают, что наши вопросы можно решать лишь путем сотрудничества.

Но, как мы видим, сегодня сотрудничество с нынешней властью практически не дало никаких положительных результатов в области восстановления прав крымскотатарского народа. Имеем советы представителей, комитеты, комиссии по межнациональным отношениям, которые возглавляют сторонники «сотрудничества с нынешней властью». И что в итоге? Где наша топонимика? Где аэропорт имени Амет-Хана Султана? Где школа на Фонтанах?

Я считаю, что если бы ветераны национального движения придерживались такого же мнения и ждали, пока власть сама перевезет наш народ, не проявляли бы принципиальные, решительные меры по возвращению, то жили бы мы до сих пор где-то в Азии.

Конечно же, диалог нужен. Искать компромиссы тоже необходимо, но это должно быть обоюдным. Только тогда можно будет говорить о положительных результатах сотрудничества с властью.

— Когда можно будет оценить деятельность новоизбранных депутатов Курултая, в частности молодых политиков?

Делегат Курултая избирается сроком на 5 лет. Вот в течение всего этого срока можно будет давать оценки его деятельности, а итоговую – в конце срока полномочий. Как я уже говорил выше, работа делегата – это, в первую очередь, каждодневная работа, ведь именно народ будет оценивать деятельность своего представителя.

 

Руслан Якубов, 36 лет – делегат Курултая от села Чоюнчи (Урожайное) Акъмесджитского района, заместитель председателя сельского совета, активный общественный деятель.

yakubov_ruslan

— В каких проектах Курултая Вы хотели бы участвовать?

— Мы сегодня являемся свидетелями того, что на фоне еще не решенных проблем, связанных с обустройством крымскотатарского народа, государство не хочет или не может заниматься их решением. Необходимо направить все усилия на консолидацию внутренних ресурсов: профессиональных, финансовых, на решение социально-экономических и гуманитарных вопросов. Я хотел бы участвовать в проектах, направленных на развитие регуляторной деятельности, стратегии развития региональных и местных меджлисов. Мы все должны научиться использовать в своей работе весь правовой ресурс государства для реализации решений Курултая, например: законы Украины «О местном самоуправлении», «О статусе депутатов местных советов» «О доступе к публичной информации» и т. д. Это, конечно, общие фразы, а на деле необходимо систематически проводить встречи и обучения членов местных меджлисов и депутатов местного самоуправления.

— Как Вы рассматриваете понятие «новая политика» Курултая?

— Конечно же, нельзя говорить, что с избранием нового Курултая должна полностью измениться его политика. Усилия необходимо направить на обустройство крымскотатарского народа. Ни в коем случае нельзя говорить, что процесс возвращения полностью закончен, я думаю, нужно найти пути для организации возвращения и обустройства и тех наших соотечественников, которые остались в местах депортации. Для решения вышеназванных проблем крайне важно обеспечение представительства крымских татар в органах исполнительной власти на всех уровнях. Курултай при определении своей политики должен учитывать, прежде всего, интересы крымскотатарского народа и учитывать политику Украины. На примере международного форума по крымскотатарской тематике мы видим, что политическая элита Украины не хочет его проведения, наша задача убедить и показать всю выгоду от ее проведения и для Украины.

— В каких сроках можно будет оценить деятельность новоизбранных депутатов Курултая?

– Все будет зависеть от того, как выстроит свою деятельность новый Курултай. Создадутся и будут результативно работать новые структуры Курултая. Я думаю, о каких-то результатах можно будет говорить через 2-2,5 года. Еще 1- 1,5 года мы будем видеть результаты работы предыдущего созыва. Ровно столько же уйдет на такие процессы, как притирка новой команды и выработка общей стратегии по решению определенных задач.