Женский портрет в творчестве Халила Мемедляева

09.12.201319:23

Создание портрета – работа, требующая глубокого проникновения в психологию своего героя. Автор портрета не должен стать бесстрастным регистратором внешних и внутренних особенностей портретируемого.

На произведение зримый отпечаток накладывают личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера. Художник должен вслушаться в душу портретируемого, пытаясь уловить невидимые оттенки, скрытые выражения лица, обобщить черты характера, отразить свое видение построение рисунка. Внешнее сходство не единственный да и, пожалуй, не главный критерий художественного достоинства портрета. Искусство портрета требует, чтобы наряду с внешним сходством в облике человека отражались его духовные интересы, социальное положение, типичные черты той эпохи, в которой он жил.

В КРУ «Крымскотатарский музей искусств» представлена выставка из семнадцати женских портретов кисти современного живописца Халила Мемедляева, посвященная его 75-летию.

Халил Мемедляев известен в искусстве Крыма, Украины и Средней Азии своими произведениями, созданными в разных жанрах. Выставка освещает определенную тему и знакомит крымчан и гостей полуострова с произведениями Халила Мемедляева, в которых отражены образы женщин – исторических личностей, современниц художника, женщин молодых и в преклонном возрасте.

Автор целого ряда портретов, создавая свои произведения, стремится передать всю глубину той личности, которая вдохновила его на такую работу. Женские портреты, созданные художником, отличает особое качество. Х. Мемедляев пишет портрет, не просто передавая внешнее сходство или внешнюю красоту, но и силу характера, внутренний свет, целеустремленность, мудрость своих героинь – женщин Крыма, тюркских женщин.

Написанные в разные годы женские портреты Х. Мемедляева сюжетны, колоритны, в них видна четко продуманная композиция, они символичны, «читаемы». Это портреты реальных лиц – наших современниц, ярких, с активной жизненной позицией – Зеры Бекировой, Лили Буджуровой, Гульнары Абдуллаевой, Эльзары Ислямовой, Урьяне Кенжикаевой, Заремы Ханум. Также в экспозиции представлены портреты женщин средневековой эпохи – жены крымского хана Менгли Гирея – Нур Султан, дочери хана Тохтамыша – Джанике ханым, дочери Гъазы Герая, поэтессы Хан-заде Ханым.

Изображая женщин, Халил-агъа стремится использовать значимые детали. Например, портрет генерального директора холдинга АТР – Эльзары Ислямовой. Ее руки – изящные, тонкие, молодые – управляют большим производством. В правой руке героини портрета веер – символ того, что она легко отметает различного рода трудности, кроме того, поза, положение рук и веер, ярко характеризуют энергичный темперамент героини, придавая ему немного испанского колорита. На правой кисти женщины на тесьме висит вышитый кисет с крымскотатарской тамгой в тонах золотом и голубом, соответствующим крымскотатарскому национальному флагу.

Другая наша известная современница, вдохновившая художника, – это певица Зарема Ханум. Кроме того, что это великолепная артистка, это еще мать большого семейства, в котором взрослеют талантливые дети – так многие знают участницу конкурса «Голос Країни» певицу Севиль Меметову. Певческая карьера Заремы Ханум началась в конце 70-х, она стала участвовать в концертах вместе с ансамблем “Хайтарма” по деревням Узбекистана. В Крыму народная любовь к певице осталась такой же горячей. Среди людей пользуется особой популярностью песня “Осман-паша”, “Арабаджы” и “Арафат”. Когда-то Зарему Ханум сравнили с изысканной черной розой. Халил Мемедляев подчеркнул стиль, шарм, манеру великолепной Заремы Ханум, создав в портрете яркий образ. «Быть всегда на высоте!» – жизненный девиз Заремы Ханум. Зритель видит очень сильную, стойкую под ударами судьбы личность, ее осанка и гордо приподнятый подбородок подчеркивают внутренний стержень, а взгляд – сильную харизму артистки.

Иначе изображена известная крымскотатарская певица Урьяне Кенджикаева. Художник словно ограждает свою героиню от реального мира, уводит в мир образов. Одной рукой она чуть обнимает себя за талию, другой придерживает очки, за которыми прячет взгляд. Хрупкий, легко уязвимый мир музыкального восприятия, тонких материй словно пытается сохранить в себе героиня художника.

Портрет молодой писательницы, историка Гульнары Абдуллаевой не только знакомит зрителя с талантливой современницей, но и переносит в эпоху правления хана Шагин Гирея, автором книги о котором является героиня портрета.

Художник располагает свою героиню в Венеции, придавая девушке задумчивый вид. Писательница словно находится в плену образов прошлого, сюжета будущей книги: за ее спиной разворачивается панорама прибытия Шагин Гирея в Венецию. Художник своеобразно компонует линию ниспадающих волос, которая находит продолжение в руках. И правая, кажется, уже готова записывать новые строки.

Наши современницы для художника интересны тем, что они открыты, активны, деятельны, интеллектуальны. Лиля Буджурова побуждает художника к размышлениям. Халил Мемедляев изображает известную журналистку, поэтессу, ведущую аналитических передач на телевидении с яблоком в руке. Яблоко – это многозначный символ. Известно выражение: «Три яблока изменили мир – яблоко, которое дала Ева Адаму, яблоко, которое упало на голову Ньютону, и яблоко Стива Джобса». Как символ текучести времени, отграничения эпох художник помещает справа от женщины песочные часы.

Также яблоко известно как символ раздора. Не зря за левым плечом героини видно стилизованное под яблоню изображение Крымского полуострова, на котором видны города – плоды яблони.

Наши современницы хранят в своей крови память предков, древнюю силу, которую дарит им родная земля, крымское солнце. Портрет Зеры Бекировой отражает волю, целеустремленность известной журналистки, главного редактора газеты «Янъы дюнья», журнала «Ненкеджан». Художник выражает эти качества в линии сомкнутых губ, в уверенной позе с чуть отставленным локтем.

В экспозиции представлены портреты женщин средневековой эпохи. Остановимся на минуту перед портретом Ханзаде-ханым – дочери Газы II Гирея, который обладал незаурядными политическими и военными способностями. Человек высокообразованный и творческий, хан Газы II (псевдоним Газайи) стал известен миру как талантливый поэт, писавший на крымскотатарском, арабском, персидском и турецком языках, и как прекрасный композитор, музыкант и каллиграф.

От отца Ханзаде передалась любовь к поэзии и искусству. Она писала стихи, оказывала поддержку и помощь ученым, поэтам, людям искусства, являвшимися частыми гостями в Хансарае. Все, кто знал Ханзаде, восхищались ее образованностью, эрудицией, остроумием, тактом, жизнерадостностью.

Нужно обратить внимание на то, что, изображая царственные особы, художник Х. Мемедляев использует титульный красный цвет. Также средневековые женщины украшены височными подвесками, серьгами, характерными для своих эпох. Живописец продумывает детали одежды, фон. Создает своеобразный сюжетный рассказ о своей героине.

Так портрет Джанике, дочери хана Тохтамыша, супруги эмира Едигея, рассказывает о женщине в момент ее путешествия. Джанике-ханым – довольно известная фигура в истории Золотой Орды и Крыма. Ее имя удостоилось множества легенд. Часто в них она – невинная жертва трагической любви или своего рода Жанна д’Арк, возглавившая защиту города во время войны. В любых легендах она картинно гибнет в расцвете юности. Причем по многим сказаниям она попадает в пропасть с утеса, на котором впоследствии и возведен ее мавзолей.

В литературе ее образ увековечил, например, Осман Акъчокъракълы, известный ученый, археолог, каллиграф, который написал по легендарному сюжету большой красоты лирическую повесть «Ненекеджан ханым дюрбеси» в 1904 г.

Известно, что реальная Джанике поддерживала политику своего мужа Едигея, противоположную позиции ее отца, а также стала сторонницей Хаджи Гирея в основании самостоятельного Крымского ханства. Умерла Джанике в 57 лет настоящей государыней, пользовавшейся непререкаемым авторитетом в народе и среди других восточных государств.

Все три изображенные средневековые героини портретов Халила Мемедляева имели большое влияние на политику государства, совершили хадж, занимались благотворительностью. Нур-Султан, супруга крымского хана Менгли-Гирея, в конце 15 века совершила большое путешествие по Востоку. Посетила Аравию и Египет со своим братом князем Хусейном побывала в Мекке и Медине. После вместе с пасынком царевичем Сахиб Гиреем совершила второе большое путешествие, в этот раз на Север. Посетила Москву, Казань, повидалась со своими сыновьями от предыдущих браков. Поездка завершилась подписанием мирного договора между Крымом, Казанью и Москвой.

Колорит национального крымскотатарского костюма, особая грация крымскотатарских женщин отражена в портретах танцовщицы Майе Анафиевой, Нияры Тархан и других.

Портреты пожилых женщин Халил Мемедляев наделяет особым отпечатком жизненного опыта, размышлений, мудрости. Это портреты тружениц Азии и наиболее пронзительные и символичные работы – портрет Шефики Муртазаевой под названием «Хартанай» и портрет Хатидже Джемилевой. Обе (уже покойные) героини Халила Мемедляева словно концентрировали в себе духовность, традиции крымскотатарского народа.

Шефика Муртазаева и Хатидже Джемилева прожили разные и вместе с тем похожие судьбы. Впрочем, они были участницами всех событий, которые выпали на долю народа.

Портрет Хатидже Юнус къызы Джемилевой написан в светло-золотистой гамме, фоном являются постройки на Азизе, купол мечети. Художник связывает это с фамильной легендой. Считается, что этот род шейхов был хранителем предметов, принадлежащих Пророку Мухаммеду. Как бы то ни было, сама Хатидже Юнус къызы (1922 г.р., д. Текие Къарасувбазарского района) обучалась в Зынджырлы медресе. Она всегда отмечала важность образования, чистоты телесной и духовной для человека. Скончалась Хатидже-ханым в 2000 году. Ее дочь Лутфие Османова сейчас ведет исследования по прошлому Крыма, публикует статьи о людях интересных судеб, издала книгу, написанную по дневникам своей матери.

Произведение «Хартанай» отмечено пронзительным драматизмом. В нем ярко выражена скорбь, боль матерей, которые выстояли и сохранили крымскотатарский народ в трагедии депортации и всей своей волей вернули своих детей на родину.

Шефикъа-къартана (1917 г. рождения Чоткъара, Бахчисарайского района) была выслана в Ташкентскую область, пос. Алмазар с двумя сыновьями Ленмаром (умер в 1945 г.р.) и Марленом четырех лет от роду. Супруг Ваап Муртазаев, который доводился двоюродным братом Эшрефа Шемьи-заде, родился в 1902 году, был директором школы д. Топчикой (с. Долинное) Бахчисарайского района, погиб в 1941 году на фронте.

Еще ребенком Шефикъа вместе с семьей должна была быть выслана из деревни в период раскулачивания. Но жители деревни встали на защиту своего муллы, и семья вернулась домой.

До возвращения в Крым проживала в совхозе «Нарпай» Навоинской области, в 1988 г. переехала в с. Амурское Курманского (Красногвардейского) района Крыма. Скончалась в 2004 году.

Художник акцентирует внимание на руках женщин. У Хатидже Юнус-къызы они сложены на четках, в работе «Хартанай» натруженные руки встревожено приподняты к груди. Глаза у одной словно лучатся покоем, у другой наполнены болью.

Халил Мемедляев говорит, что серия женских портретов, задуманная им, – это дань благодарности матерям, бабушкам. Они берегли своих детей в тяжелое время от холода, голода. Это посвящение крымскотатарским женщинам, признание в любви матерям.

Не станем спорить, что женщины всегда трепетно относятся к своему отражению, фотоснимкам, портретам. Сложно угодить своей модели, также сложно верно угадать ее внутренний мир. Мы надеемся, что, посетив экспозицию «Женский портрет в творчестве Халила Мемедляева», наши гости откроют для себя по-новому известных современниц, такими, какими их увидел художник.

Мы рады поздравить Халил-агъа с его юбилеем и желаем реализовать свои творческие замыслы. Ждем любителей изобразительного искусства в обновленном музее.

Выставка работает по адресу г. Симферополь, ул. Чехова, 17. Телефон для связи (0652) 24-95-32

Научный сотрудник отдела декоративно-прикладного и изобразительного искусства КРУ «Крымскотатарский музей искусств»

Майе Абдулганиева

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET