Толерантность – исторический опыт крымских татар

10.03.201414:24

События последних дней не оставили равнодушным ни одного человека, который вот уже несколько десятилетий не знал, что такое военное положение. Возможно, по телевизору видели войны и политические битвы в других странах, но у многих в глубине души складывалось некое ощущение счастья, что их регион такие ужасные события обошли стороной.

Нагнетание обстановки и постоянная информационная война настолько поглотили разум каждого из нас, что остается ждать чего-то плохого от окружающего положения. Ведь вокруг ходят неизвестные вооруженные люди. Позже выясняется, что это солдаты соседнего государства, правители которого, пользуясь нестабильной обстановкой в стране, решили отхватить себе еще кусок земли, даже несмотря на все те протесты, которые исходят со стороны местных жителей.

Наше человеческое сознание уже давно привыкло к собственным душевным угнетениям из-за любой слышимой новости о стрельбе, захвате, провокационных действиях. Тут сразу появляется мысль о настигающей опасности. Это вполне понятная реакция, так как каждому дорога жизнь, какой бы бедной или богатой она ни была. Все желают жить в мире и комфорте. Но помимо войн, мы люди сталкиваемся с различными ежедневными проблемами, при разрешении которых проявляем определенное терпение и толерантность. Без них никак нынче. Порой в голове не укладывается, как назвать поведение многих крымчан, которые при виде вооруженных людей не поддаются провокациям, влекущим к активным действиям. Возможно даже, огромную роль в этом спокойствии сыграл Меджлис в лице его председателя Рефата Чубарова, который в первые дни оккупации призывал всех сохранять спокойствие и не поддаваться различного рода провокациям. Даже были случаи, когда русскоязычное население благодарило его за такие оперативные действия по работе с населением.

Но что же толкает человека на противодействие таким оккупационным действиям? Ведь таких аналогов толерантности очень мало в мире. В любом месте, где происходила оккупация, всегда срабатывает защитный рефлекс давать отпор напавшему врагу. Это уже становилось поводом для ведения дальнейших вооруженных действий, ведь если бы была проявлена определенная мудрость хотя бы со стороны известных политиков, то можно было избежать многих кровопролитных войн. Возможно даже, такие реакции зависят от ментальности населения, которые либо не имеют опыта военных действий, либо не извлекли уроков от прошлых войн, что, конечно же, приводит к гибели некоторой части населения. Не хочется кого-то критиковать или осуждать, но это, в принципе, естественная реакция для защиты своего дома и страны, даже ценой собственной жизни.

Откуда же тогда в такую трудную минуту у крымских татар появилась устремленность к толерантности? Быть может, оттого, что наши предки претерпели различные испытания и в них учили нас выживать именно при помощи толерантности, которой так не хватает порой в нашей обыденной жизни. Имеются в виду те межнациональные конфликты, которые возникают из-за каких-то бессмысленных провокаций или ущемлений прав народа. Но когда пришла беда, то эта проснувшаяся толерантность как бы заразила все население, хотя в душе многих граждан и таился страх перед оккупантами. Сегодня наступила эпоха решения всех проблем дипломатическим путем, и любое применение военной силы считается варварством и агрессией, чего, конечно, не пожелал бы ни один гражданин в отношении себя и своих соотечественников.

Глубокоуважаемый профессор Валерий Возгрин в своей книге «История крымских татар» очень ярко характеризует образ крымского татарина, приводя высказывания различных исследователей 18-19 вв. В частности, особое внимание уделено нравственности, культуре, быту крымских татар, их отношений с другими народностями, то есть, кто бы ни приезжал в Крым в те далекие времена, всегда поражался особенностями этой немногочисленной нации: вере в Единого Аллаха и следование всем Его предписаниям. Отсюда и получаем то проявление толерантности, которое привито коренным жителям Крыма уже несколько столетий. Не хочется обделять вниманием другие национальности, но их жизнь по соседству с крымскими татарами как-то бессознательно позволила в какой-то мере перенять это уникальное нравственное качество. Апогеем ее проявления можно назвать реакцию людей на последние события.

Пусть даже местами и слышатся какие-то призывы о прекращении оккупации и вытекающей из нее войны, но именно эти призывы и являются плодом толерантности, которая результативно противодействует на физические угрозы и провокации. Опыт крымских татар при аннексии, депортации и других событиях передался многим жителям полуострова. Возможно, что кто-то опровергнет это, но проявляемая реакция населения и призыв Меджлиса к спокойствию тому явное подтверждение. Это спокойствие есть знаковое оружие против деспотичных правителей, которые всеми способами будут пытаться спровоцировать какой-нибудь конфликт, чтобы доказать свою правоту относительно оккупации. Можно не сомневаться, что в душах правителей оккупантов горит огонь, возможно, из-за неудавшихся планов при ведении военных операций.

Многие жители Крыма, привыкшие к мирному сосуществованию друг с другом, можно сказать, были шокированы аргументами оккупантов, которые напоминали об опасности фантомных националистов. Возможно, своевременно поняв лживость подобных угроз, наши соотечественники не поддались на провокации и включили здравый рассудок. Хотя находятся люди, которые прозомбированы идеей об опасности националистов. Но их, к счастью, немного. Лишь дальнейшее толерантное отношение к происходящему вокруг позволит выйти из ситуации победителями, так как оппоненты стали давать задний ход. Какие бы провокации ни ожидали крымчан в ближайшем будущем, лишь такая толерантность и спокойствие позволят вытеснить оккупантов с территории Крыма, ведь они надеялись на совсем иною реакцию, а получили то, чего вообще не ожидали увидеть.

Тот горький исторический опыт крымских татар, думается, позволяет сегодня контролировать обстановку на полуострове. Провокационные аргументы у оппонентов рано или поздно закончатся, и они будут вынуждены отступить и дать жителям Крыма жить в спокойствии и мире, как это было прежде. Возможно даже, такая беда и сплотит многонациональный Крым, и уменьшатся или исчезнут те притеснения, которые до этого существовали на национальной почве. Будем надеяться, что проявляемая толерантность и терпение в эти трудные дни обернуться тем успехом и покоем, которого мы все так желаем. И эти же два ценных качества будут достойным противодействием угрозам и провокациям наших оппонентов.