За десятки тысяч километров с мыслями о Крыме

07.07.201410:41

В сегодняшней рубрике «Сильное звено» мы предлагаем вам окунуться в мир путешествий, экзотических стран и мегаполисов и станцевать вместе с ее героями – Маратом, Тимуром, Севилей Сафиными и Меметом Топал – хайтарму. Кроме этого, вы узнаете, чем схожи и отличны итальянцы и крымские татары, почему нужно опасаться трансвестит-шоу в Бангкоке, не всегда доверять гугл-картам, как внешность крымских татар может сыграть на руку в путешествиях по миру и каково это – танцевать хайтарму рядом с кратером активного вулкана.

Братья Тимур и Марат Сафины успешно совмещают любимое занятие и работу. У них свой бизнес по продаже авиабилетов, который, к сожалению, из-за нестабильной ситуации в Крыму они вынуждены были перевести в Одессу.

Марат, географ по образованию, объездил не только весь Крым и пол-Украины, но и побывал в Македонии, Польше, Таиланде, Индонезии, Малайзии, Израиле, Египте, Венгрии, Австрии, Великобритании, США, ОАЭ, Испании, Новой Зеландии, Гонконге, Макао.

«Я не любитель городов и мегаполисов, но влюбился в Нью-Йорк, Майами, Орландо, Гонконг. Незабываемыми для меня останутся леса и вулканы Новой Зеландии, волны и закаты на Бали, дикий Тарханкут и бескрайние Карпаты», – поделился мнением с «Авдетом» Марат.

Побывав в других странах, мы разрушаем или подтверждаем о них или населяющих их народах стереотипы. Наш собеседник рассказывает, что сам создает стереотипы о тех или иных странах. Вот несколько из них.

«Путешествовать по США без собственных колес – просто безумие, прокат авто на четырех человек обходится дешевле, чем прокат велосипедов. Израильтяне помешаны на своей безопасности: допрашивают и досматривают всех – иностранцев и своих граждан. Меня, например, из четырех рейсов четыре раза раздевали до нижнего белья, потом сотрудник службы безопасности провожал меня по коридору, мне давали отдельное место в хвосте самолета. И все это из-за визы Индонезии – страны с самым большим мусульманским населением в мире».

А вот новозеландцы, по словам Марата, – самые приветливые люди в мире. Они строят качественные многокилометровые дороги через живописные места, овечьи холмы, непроглядные джунгли, глубокие каньоны.

«Арабы ОАЭ культивируют ханжество, за роскошью и благополучием тысяч семей стоят миллионы неблагополучных чернорабочих. Мое предложение руки и сердца в одном марокканском ресторане Шарджи администратор воспринял как моветон. Обнять свою возлюбленную Эльмаз я смог, только вернувшись домой», – поделился стереотипами Марат.

Познакомившись с представителями многих народностей, путешественник увидел общие черты между крымскими татарами и жителями Юго-Восточной Азии.

«Мы схожи в гостеприимстве, душевности, трудолюбии, жизненных приоритетах (родители, дом, семья, дети, народ, Родина), стремлении к простоте, даже в физиологии есть определенные схожие черты», – рассказал Марат.

Языковой барьер Марат, по его словам, никогда не ощущал: выручало знание английского языка, офф-лайн переводчик на смартфоне и уникальный язык жестов. А вот в нелепых ситуациях оказываться приходилось.

«Неловко себя чувствовал, когда во время трансвестит-шоу в Бангкоке на меня показывал и смотрел один «мальчик». Мы вовремя ушли. Еще как-то при сольном пересечении границы Израиль-Египет оказалось, что мой отель, отмеченный на гугл-картах в радиусе пешеходной доступности, располагается в 30 км от предполагаемого места. В то время в Египте шла революция, и МИД Украины настоятельно рекомендовал не посещать те места, куда я направлялся. Все закончилось благополучно», – вспоминает Марат.

Побывав в стольких странах, наш собеседник мечтает вернуться на постоянное проживание в Крым, откуда пришлось уехать из-за сложившейся на полуострове политической ситуации. Кроме этого, Марат уверен, что у Крыма есть все возможности, в частности, природные, стать достойным местом отдыха и паломничества туристов. По его мнению, полуострову не хватает политической и экономической стабильности для международной аттрактивности региона, нет независимого контроля качества, лицензирования, сертифицирования, отсутствует прозрачный тендер, единый центр управления.

«В первую очередь, специалистам следует перенимать опыт зарубежных туристических систем, которые успешно можно внедрить в Крыму. Каждый раз мы приезжаем с ворохом коммерческих идей, которые оживили бы регион, но сталкиваемся с жестокой реальностью», – говорит он.

Нашим читателям Марат посоветовал в первую очередь объездить и обходить тропы родного края и родной страны.

Родной брат Марата – Тимур – является не только его партнером по бизнесу, но и единомышленником в увлечениях касательно путешествий. По словам Тимура, очень важно иметь родных и близких по духу людей, как в работе, так и в отдыхе. В этом плане ему повезло дважды – с братом и супругой.

Довольно долго жил и работал Тимур в ОАЭ, пожил и в Турции. Он побывал также в Таиланде, Испании, Китае и Новой Зеландии. По его словам, каждая из стран запомнилась ему по-своему, и с каждой связаны свои приятные воспоминания. Но особенно выделяет для себя Таиланд с его сотнями экзотических островов, красивейшей природой и улыбчивыми людьми; Новую Зеландию с ее природным великолепием и разнообразием и таким же, как и в Таиланде, приветливым народом. По мнению Тимура, любому путешественнику необходимо знать, как и где искать информацию о той или иной стране в интернете.

«Лично нам интернет очень помогает в организации наших путешествий. Там мы находим ответы на все свои вопросы: «где покушать», «как перевести слово», «где побывать», «сколько стоит» и т.д.», – рассказывает он.

В отличие от своего брата, Тимур не заметил сходств с крымскими татарами ни одного из известных ему народностей. Зато сам Крым ему напомнила…Новая Зеландия своим разнообразием ландшафтов и флорой. «Сами наборы видов ландшафтов и флоры разные, но их объединяет необычное сочетание на относительно небольшой площади: в Новой Зеландии, проехав 500 км, можно побывать в джунглях, у океана, на озерах, в выжженной пустыне, у подножья потухшего вулкана, сплавиться по реке, побывать в пещерах…». Наверное, из-за схожести с родным полуостровом Тимуру хотелось бы поселиться на берегу живописного озера в Новой Зеландии.

«Я был бы не прочь там сделать «самозахват» :)» – шутит Тимур.

Путешествия как зависимость

Супруга Тимура – Севиля Сафина – такая же заядлая путешественница. Она признается, что путешествия для нее – уже что-то вроде зависимости. Каждая страна, в которой она побывала, понравилась по-своему, у каждой свой колорит и самобытность.

По ее словам, страны Европы имеют общность в архитектуре и образе жизни и ближе всего к нашему устройству жизни.

«ОАЭ – это роскошь, сохранившая восточный колорит, что очень радует. Китай очень напомнил большой муравейник. Новая Зеландия покорила отсутствием видимых следов деятельности человека, максимум нетронутой природы и пустых дорог, плюс размеренная спокойная жизнь местного населения. И напоследок, встающая на ноги Шри-Ланка с великолепными чайными плантациями и сказочный Таиланд с невероятно улыбчивыми жителями. О Турции много говорить не буду, по-моему, там каждый почувствует себя дома)», – рассказывает девушка.

Она советует начинающим путешественникам интересоваться опытом других людей, так как, по ее мнению, это «здорово экономит деньги в вашем кошельке».

По словам Севили, играла ей на руку в путешествиях…внешность.

«Меня принимали и за итальянку, испанку, гречанку, турчанку – во всех странах своя», – делится она.

В ближайших планах путешественницы побывать в Бразилии, Аргентине, Чили, на острове Огненная Земля, а также совершить круиз по побережью Антарктиды – побывать в гостях у пингвинов.

Крымские татары и итальянцы

Следующий наш собеседник – обладатель серьезной профессии –инженер по техническому обслуживанию и ремонту самолетов Airbus A320, Boeing 737, Embraer EMB145 и вертолетов AgustaWestland AW139, как он сам себя называет «работник невидимого авиационного фронта» Мемет Топал. По его словам, жизнь и безопасность пассажиров напрямую зависят от качества выполненной инженерами и техниками работы.

Свое свободное время инженер-путешественник посвящает усовершенствованию познаний в языках, а также любит фотографировать, но для удовольствия, а не заработка. Мемет уже дважды побывал в Таиланде, США и Польше, также был в Испании, Румынии, Турции, Великобритании, Гонконге, Новой Зеландии и учился в Италии.

Кстати, жители именно этой страны напомнили Мемету соотечественников – крымских татар.

«Мне представилась возможность общаться во время учебы каждый день со своими одногруппниками и преподавателями-итальянцами, тем самым прочувствовать их культуру общения на дружеском уровне. По прошествии недели курсов они мне сказали, что я наполовину итальянец, а к концу третьей недели учебы я для них стал “Full – 100% italian”, то есть полноценным, настоящим итальянцем», – рассказывает он.

По словам Мемета, ментально и внешне итальянцы очень похожи на крымских татар.

«Но заметил и отличие: наши бабушки и дедушки не бегают по утрам и вечерам для укрепления здоровья, а их – бегают», – улыбается он.

Архитектура северной Италии своими красными черепичными покатыми крышами, выступающими порой на полтора метра от стены, и другими особенностями, напомнила нашему собеседнику крымскотатарские дома на фотографиях конца XIX – начала XX века.

«Крымскую природу и ландшафты можно разглядеть на северном острове Новой Зеландии. Путешествуя на автомобиле по этой неповторимой стране, так и хотелось увидеть за поворотом знак с надписью Baрзasaray, Qarasubazar или Eski Qэrэm», – делится своим мнением Мемет.

 

В своих путешествиях и вояжах наши собеседники не только не забывают о Родине, но и знакомят с ее частичкой людей, с которыми встречаются. Так, Мемет, Марат, Тимур и Севиля решили объединить весь мир национальным танцем хайтарма. Мемет и Тимур танцевали в разных уголках земли, Марат снимал это на камеру, а Севиля поддерживала морально. Идея необычного патриотического флешмоба принадлежит Мемету. Так, хайтарму увидели в Новой Зеландии, Испании, Гонконге и Макао.

«Танцуя в людных местах, мы часто слышали аплодисменты в наш адрес. Будь наш танец на центральной площади очередного города, в тысячелетнем лесу, на вершине вулкана, повсюду охватывал все мое тело жар, а разум испытывал восторг. Это заряжало нас еще большей энергией для «покорения» новых достопримечательностей», – рассказывает Мемет.

Марат, «главный оператор и режиссер», в свою очередь вспомнил, как танцевать и снимать пришлось, находясь чуть ли не на кратере активного вулкана.

«Сложнее всего было снимать во время семичасового трекинга (путешествия пешком) по пересеченной местности в Новой Зеландии. Когда мы уставшие поднялись на одну из вершин посреди активных вулканов, то меньше всего хотелось двигаться. Мемет включил музыку и понеслась. Они легко и задорно крутились, а я снимал, одновременно стараясь не улететь в пропасть», – рассказывает он.

Туристы, ставшие невольными свидетелями исполнения крымскотатарского танца, вели себя как настоящие зрители: аплодировали, фотографировали, снимали, знакомились и активно интересовались тем, кто эти молодые люди.

«Не раз нам задавали такой вопрос: внешность у вас вроде восточная, говорите не на арабском, а одеваетесь как европейцы…кто вы? Мы отвечали гордо: ‘We are crimean tatars!’» – вспоминает Севиля.

Крымчане, путешествуя по миру, всегда берут с собой крымскотатарскую символику.

“Как-то раз в Лондонском метро, заметив крымскотатарские флажки в наших рюкзаках, к нам подошли и завели беседу бахчисарайцы. С флажками мы повсюду, даже во время прохождения границы в аэропортах”, – рассказывают туристы.

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET