ШИРОКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ. МЕСТА ХВАТИТ ВСЕМ

25.08.201414:36

Внук: ”Къартбаба! Что такое черепица?”

Къартбаба: “Это такой стройматериал, который защищает дом от влаги.”

Внук: ”Къартбаба! А какое животное самое опасное в мире?”

Къартбаба: “Это слон, когда он пытается залезть в посудную лавку…”

Диалог внука и деда у телевизора во время просмотра рекламного ролика.

18 августа день траура для немцев, до войны проживавших в Крыму. В этот день в 1941 году около 60 тыс. граждан немецкой национальности были подвергнуты насильственной депортации из Крыма в Поволжье, на Урал, в Казахстан и Сибирь. Это было одно из первых преступлений государства над отдельно взятым народом. За несколько лет до этого с Дальнего Востока были депортированы в Казахстан корейцы. В дальнейшем все это было продолжено и в отношении других народов, населявших Крым, Кавказ и частично Прибалтику.

В силу известных событий мы оказались в составе нового государства. Конечно, за эти 5-6 месяцев нашему народу пришлось испытать столько новых, неожиданных потрясений, что этого с лихвой хватило бы на предыдущие 25 лет нашего проживания на родной земле после возвращения. И народ, прямо скажем, в унынии от удручающей реальности. Нарушен привычный ритм жизни. Что ни день, какие-то, ошарашивающие новости, которые сложно переосмыслить. Как будто какая-то неведомая сила вошла в твой дом и разрушила твой привычный размеренный образ жизни. Но к делу!

Буквально на днях я прочитал в интернете заметку следующего содержания: “Более 1000 немецких семей, подвергшихся депортации из Крыма в 40-х годах прошлого столетия, планируют вернуться обратно, из них 400 семей проживают в Германии”, — сообщил председатель Республиканского общества немцев Крыма “Видергебург” Юрий Гемпель журналистам в понедельник после траурного митинга по случаю 73 годовщины депортации крымских немцев из Акъмесджита. Это те семьи, которые в свое время эмигрировали из СССР в Германию и 600 семей из числа тех, кто в данное время проживает в основном в Казахстане… Меня эта новость несколько озадачила.… Только не подумайте, ради бога, что нам всем в Крыму места не хватит. Земли в Крыму на всех потомков депортированных хватит. Лишь бы у них было желание вернуться в родные места и создать ту пеструю многонациональную картину Крыма, в которой жили наши предки в довоенном Крыму. И, надо сказать, жили довольно дружно. Меня удивило совсем другое. Как там же в заметке говорилось, на данный момент в Крыму проживает 2.5 тыс. представителей немецкой национальности. Это порядка 500-600 семей. И вдруг нам сообщают, что планируется переезд сразу 1000 семей да еще в следующем году! Откуда берется такой оптимизм в условиях нынешней изменившейся реальности?

Приезжает крымскотатарская семья из Узбекистана и не может получить свой контейнер. За него требуют большую сумму денег. И в помине нет уже фонда “Содействие”, юристы которого оказывали неоценимую помощь вновь прибывающим. Более того, нам открытым текстом говорят, что наши соотечественники будут обустраиваться здесь, у себя на родине, на общих основаниях, как и просто бывшие граждане СССР. Для сравнения скажу, что еще год назад наши соотечественники в течение 4-5 месяцев могли пройти всю цепочку госинстанций и получить гражданство Украины. Через год они могли получить в Рескомнаце деньги за провоз багажа и за дорожные расходы. Я об этом говорю уверенно потому, что сам многих консультировал по этим вопросам… А тут такая более чем радужная картина в стане другого братского народа из числа депортированных. Так, может быть, они не в курсе дела, как изменилась ситуация и какие непредвиденные обстоятельства их ожидают на пути. Даже и не знаю, что сказать… А сегодня смотрю интервью с председателем общества немцев в Крыму уже в новостях и опять слышу более, чем радужную информацию! Более того, председатель поделился своими планами поездки в Москву и Алма-Ату, чтобы согласовать все эти вопросы. Опять ничего не ясно, откуда такой оптимизм у наших немецких друзей и пессимизм крымских татар… Вроде бы, никто пока и не объявлял, что к каждой депортированной национальности будет свой, так сказать, специфический подход. Кто бы нам разъяснил про эти коллизии? Не с неба же взяты все эти негативные примеры!

Здесь надо сделать некоторое отступление. Не секрет, что после развала Союза, когда были раздвинуты шторы “железного занавеса”, массы бывших жителей Советского Союза стали уезжать на заработки в развитые страны Европы, США и Канаду. А наиболее продвинутые из них прилагали максимум усилий для того, чтобы остаться жить в этих странах навсегда. И многие этого добились. И все это из-за того, что за 25 лет после перестроечного периода надежды бывших советских граждан на счастливую и сладкую жизнь, как на Западе (как нам обещал Егор Гайдар), не оправдались. Действительность оказалась более, чем удручающей, богатые становились богаче, а бедные своим трудом помогали преумножать их богатства. И поток желающих обосноваться за рубежом, как видим, не иссяк.

А теперь вернемся к крымским проблемам. Ну, каково услышать крымчанину, что 400 немецких семей из числа депортированных, давно обосновавшихся в Германии, проживающих там в своей национальной среде, общаясь на родном языке, впитывая культуру своей нации, находясь в европейской комфортной среде, вдруг решили все бросить и вернуться в Крым? Напомню, что до войны немецкие поселения располагались в основном в степной части Крыма. Вернуться в необустроенный, запущенный Крым со своими специфическими, буквально раздирающими друг друга проблемами и противоречиями – неужели эти энтузиасты, много лет проживая в Германии, согласятся, приехав сюда, начинать все с нуля. Бороться, как крымские татары, за восстановление своих национальных школ, истории, культуры, традиций. Вы верите в это, читатель? Я лично нет! Не верю так же, как и если некий чудак мне будет доказывать, что сорт пива “Крымское” лучше, чем “Баварское”! Просто приехать, не обрывая корни с Германией, присмотреть уютную дачку на берегу моря или в горной части Крыма, прикупить ее, чтобы ежегодно приезжать летом и наслаждаться красотами Крыма, в это можно поверить. А бросить немецкий комфорт и уют, чтобы здесь бороться с местными бюрократами за восстановление школ с национальным языком обучения, как это делают 25 лет на родной земле крымские татары,— не верю!

А теперь перейдем к тем 600-м семьям, потомкам бывших депортированных немцев, проживающим сейчас в основном в Казахстане и желающим вернуться в Крым. В их мечту переехать можно поверить, хотя статистические данные на сегодняшний день говорят, что уровень жизни в Казахстане в данное время значительно выше, чем в Крыму. И если председатель общества немцев уже планирует съездить в командировки в Москву и Алма-Ату, чтобы согласовать вопросы содействия переезду соотечественников в Крым, то остается пожелать ему в этом удачи. Может быть, это станет отправной точкой второго массового возвращения депортированных народов назад, в Крым. Да вот только проблемы, с которыми столкнутся вновь прибывающие, никуда не денутся.

И еще хотелось бы сказать вот о чем. Некоторые наши соотечественники вошли в структуры нынешней власти и там работают. В большинстве своем это представители так называемых оппозиционных Меджлису общественных организаций. Время покажет, кто был прав, а кто нет. Среди них есть и “самоназначенцы”, которые во времена очередных выборных кампаний назначили себя кураторами и координаторами по возвращению остальной части нашего народа в Крым. Вот им сейчас и карты в руки. Они всегда жаловались, что им мешает плодотворно работать Меджлис. Появился уникальный шанс! Меджлис вам не мешает, госструктуры вам благоволят. Вот и займитесь возложенной на себя задачей по возвращению остальной части нашего народа на Родину. Зеленый свет части депортированных дан. Да и нам, вроде бы, никто красным светом не угрожал! “Алгъа!”, — как восклицают на Востоке. Проконсультируйтесь у председателя общества немцев, откуда у него такой оптимизм. Зарядитесь им. С чем черт не шутит, может быть, от нас скрывали какие-то таинственные дополнительные ресурсы по возвращению народа на свою землю? Народ вам будет только благодарен за это. Воспользуйтесь представившейся возможностью один к одному с одной лишь разницей. Соотношение числа крымских татар, проживающих в Крыму, к числу остальных 4 наций депортированных относится в процентном отношении, как 96:4. Примерно в такой же пропорции будут делиться финансы, выделенные на обустройство депортированных. А это значит, если планируется переезд 600 семей из Казахстана, то можно рассчитывать на возвращение 6000 семей крымских татар из Узбекистана.

В свое время наш народ 45 лет пробивал стену для возвращения на свою историческую Родину. На крыльях этого великого подвига вернулись в Крым и остальные депортированные народы. И если у них появилось столько оптимизма для дальнейшего возвращения (даже из Германии), то, памятуя тех, благодаря которым их народ вернулся в Крым, они, конечно же, ответят сторицей.

Меня могут обвинить в чрезмерном неоправданном оптимизме при взгляде на эту проблему. На что я отвечу, что Жюль Верн написал роман “С Земли на Луну”, сидя в своем кабинете и наблюдая за Луной из окна в подзорную трубу. А оптимизм я черпаю у наших немецких друзей, таких же собратьев по несчастью. Спасибо им, что они не опустились до неуклюжих обвинений представителя болгарской диаспоры, публично заявившего, что Украина занималась обустройством только крымских татар, а остальных депортированных оставила на произвол судьбы?!