Имам аль-Газали и фикх приоритетов

08.09.201410:57

Одним из ученых, еще на ранних этапах обратившим серьезное внимание на фикх приоритетов, был имам Абу Хамид аль-Газали. В своей книге «Ихья улуму aд-дин «Оживление наук о вере» он обращается с серьезной критикой к исламскому обществу за нарушение приоритетов в своих действиях.

Приведу лишь два примера, которые доказывают его глубокое понимание религии и мирской жизни людей.

Пример первый:

Имам аль-Газали говорит: «Есть среди людей такие, кто, пренебрегая обязательным, чрезмерно увлекается дополнительным. Как, например, человек, которому шайтан вселяет множество сомнений в процессе омовения и он совершает его так тщательно, что выходит за рамки разумного, а когда дело касается употребления дозволенной пищи, то здесь он проявляет удивительную халатность. Вот если бы бдительность перешла у него с воды на пищу, то это было бы больше похоже на действия сподвижников.

Или же другой человек проявляет глубокую смиренность в добровольных молитвах и оставляет ее в обязательных. Он спешит с совершением добровольных молитв, как только представится удобный случай, но не проявляет подобного усердия в обязательных молитвах, откладывая их на потом, забывая при этом слова Аллаха, переданные Пророком Мухаммадом (с.а.с.) в священном хадисе: «Самое любимое для Меня, когда Мой раб совершает то, что Я вменил ему в обязанность».

(аль-Бухари)

Само по себе несоблюдение приоритетов при совершении благих поступков уже является пагубным деянием».

(аль-Ихья, 3400-404)

То, о чем говорит аль-Газали, имеет очень большое значение и современные проповедники должны все это учитывать. Каждому действию мы должны придавать столько внимания, сколько оно заслуживает с точки зрения Шариата, не завышая и не занижая его.

Второй пример:

Люди, имеющие большое состояние и колоссальные возможности для совершения блага, проявляют материальную скупость, но щедры в физическом поклонении. Они совершают множество молитв, соблюдают добровольные посты, много читают Коран. При этом они не обращают внимания на тот факт, что губительная болезнь скупости полностью поразила их душу. Они нуждаются в лечении этой болезни, и лекарством здесь будет только расходование средств.

Бишру бну Харрису (одному из уважаемых знатоков хадисов) однажды сказали: «Один богатый человек много молится и постится (добровольно)». На что он ответил: «Он оставил свои обязанности и занялся обязанностями другого, тогда как его обязанность — помогать нуждающимся».

Еще одним из моментов, порицаемых аль-Газали (еще 900 лет тому назад) было совершение состоятельным человеком одного хаджа за другим притом, что его соседи близкие люди живут впроголодь. «Однажды человек пришел к Бишру бну Харису и сказал:

— Я намереваюсь совершить хадж, посоветуешь ли мне что-нибудь?

Бишр спросил:

— Какую сумму ты приготовил дня поездки?

— Две тысячи дирхемов. Бишр спросил:

— А к чему ты стремишься?

— К довольству Аллаха.

— А если ты добьешься довольства Аллаха, не уезжая из дома, и потратишь эти деньги, ты сделаешь это?

— Да.

— Иди и отдай их либо должнику, чтобы он смог погасить свои долги; либо многодетному, чтобы он мог содержать свою семью; либо опекуну сироты, чтобы он мог его порадовать. Если ты сможешь раздать эти деньги кому-нибудь из них, то сделай это. Обрадовать мусульманина или помочь нуждающемуся будет для тебя лучше, чем совершение дополнительного хаджа (этот человек раньше уже совершил свой обязательный хадж)».

(«аль Ихья»,3409)

Другие ученые о фикхе приоритетов

Один из современников аль-Газали ар-Рагиб аль-Асфагани в свое время говорил: «Кого обязательное поклонение отвлекает от дополнительного, тот будет прощен, а кого дополнительное отвлекает от обязательного, тот погибнет».

Еще одним ученым, обращавшим в свое время внимание на фикх приоритетов, был ибн аль-Джаузи. Он критиковал общество за нарушения в понимании приоритетов и усматривал одну из основных причин этого в ложных хадисах, получивших распространение среди людей. Для исправления сложившейся ситуации он составил сборник ложных хадисов (аль-Mаудуат), чтобы люди могли от них избавляться.

Еще один пример обращения ученых раннего периода к фикху приоритетов мы можем видеть в трудах Изуддина бну Абдуссаляма.

Ибн Таймия и фикх приоритетов

Еще одним ученым, сделавшим значительный вклад в развитие фикха приоритетов, был ибн Таймия, и за ним по этому пути последовал его ученик ибн аль-Каим.

В книгах, письмах и фетвах ибн Таймии мы можем видеть большое количество примеров, наглядно показывающих глубину его понимания религии и уровень внимания к фикху приоритетов.

Приведем следующий пример: «Ибн Таймия говорит: «Одно и то же действие иногда может быть желательным, а иногда и наоборот нежелательным, в зависимости от последствий, которые за этим могут последовать».

Например, Пророк (с.а.с.) отказался перестраивать здание Каабы по тем размерам, в которых она была построена Пророком Ибрахимом. На это предложение Айшы он ответил следующее: «Если бы не недавнее принятие ислама твоими родственниками, то я бы перестроил Каабу и сделал бы для нее две двери. Через одну из них люди бы заходили, а через другую выходили».

(аль-Бухари и Муслим).

Пророк (с.а.с.) отказался вернуть Каабе прежние размеры по причине того, что вред от этого действия был бы намного больше пользы.

Исходя из этого положения, ученые, например, такие как Ахмад, рекомендовали имаму отходить от мнения, которое у него является предпочтительным, в пользу другого мнения, если тем самым он добьется сближения сердец молящихся.

Например, у имама предпочтительным является раздельное совершение молитвы витр (2 + 1), но он возглавляет в молитве коллектив, предпочитающий совместное совершение данной молитвы. Если настаивание имама на своем мнении приведет к конфликту, то ему в данной ситуации предпочтительнее будет принять мнение коллектива. То же самое можно сказать и по поводу произнесения «бисмилляхи-ррахмани-ррахим» вслух или про себя.

Другой пример: имам для обучения людей какому-то положению, например, в молитве, отходит от того, что является предпочтительным при совершении этого действия. Например, произнесение вслух «открывающего» восхваления (дуа аль истифтах) при совершении молитвы, или «аузу билляхи мин аш-шайтани р-раджим», или «бисмилляхи-ррахмани-ррахим».

В достоверных хадисах передается, что Умар ибн Хаттаб говорил вслух открывающее дуа. Он произносил первый «такбир» – «Аллаху акбар» – и читал вслух следующее дуа: «Субханакя Ллахумма ва бихамдикя, табааракя-смукя ва тааля-джаддукя ва ля Иляха гайрукя». Муслим передает со слов аль-Асвада бну Язида, что он сказал следующее: «Я молился за Умаром несколько десятков раз, и всегда, начиная молитву, он произносил это дуа вслух». Поэтому эта форма открывающего дуа получила массовое распространение.

Также передается, что ибн Умар и ибн Аббас произносили вслух «аузу билляхи мин аш-шайтани р-раджим» («прошу у Аллаха защиты от шайтана»).

От сподвижников передано множество подобных примеров. Кто-то из них произносил «бисмилля» вслух, а кто-то про себя. Одни из них читали аяты Корана в похоронной молитве, а другие нет. Одни считали это обязательным, а другие просто желательным.

Иногда сподвижники делали так, а иногда по-другому.

Во всех подобных примерах одно из действий всегда является предпочтительнее другого. Но иногда, в силу определенных обстоятельств, дело может обстоять и наоборот, например, для обучения других,

Это положение касается всех действий. Более предпочтительное в некоторых ситуациях может оказаться менее предпочтительным. Так, молитва как таковая лучше чтения Корана; чтение Корана, лучше зикра, а зикр лучше дуа (мольбы). Но, к примеру, какая-либо молитва после совершения обязательной утренней молитвы является запретной, и в данное время чтение Корана, зикр (поминание Аллаха) и дуа (мольба) оказываются лучше и предпочтительнее.

Мы должны каждой вещи уделять то внимание и ставить ее на то место, которого она заслуживает. Во всех своих поступках нам следует учитывать то, что любит Аллах и Его Посланник (с.а.с.) и помнить о том, что наилучшие слова — это слова Аллаха, а наилучшее руководство — руководство Мухаммада (с.а.с.).

(Маджмуа фатава, 24/195-199)

В подобном духе были и ответы имама Хасана аль-Банны. Однажды жители одной из деревень, где он находился с визитом, спросили его о молитве таравих: сколько совершать ракаатов — 20 или 8? Этот вопрос посеял среди жителей деревни серьезные разногласия.

Имам аль-Банна ответил им, что таравих, в конечном итоге, является сунной, а единство мусульман — обязанностью. Как можно пренебречь обязанностью ради сунны? Если бы они молились у себя дома и при этом не враждовали друг с другом, то это было бы лучше.

Продолжение следует…

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET