Дети и внуки – залог счастливой старости

29.09.201415:45

Письмо в редакцию
Газета «Авдет» каждой своей статьей призывает к диалогу, к размышлениям. Ее призыв «Дёрт бизни къуртараджакъ» является как нельзя верным и актуальным для нашего народа. У нас есть изречение о количестве детей в семье: «Бирин ёкъ сай, экисин бир сай, учюни эки сай».

И наука также утверждает, что для обновления общества необходимо иметь троих или четверых детей и разъясняет: за мать, за отца и как страховка от несчастного случая. Это тоже верно, особенно если учитывать сегодняшнюю экологию.

Хотим мы этого или нет, но от ряда рискованных случаев мы не застрахованы. И если в семье один ребенок, то муж и жена обрекают себя на одиночество в старости. А это страшное несчастье, когда немощные старики не окружены вниманием, заботой внуков и правнуков.

Крымскому народу исторически присуще иметь много детей, где старший воспитывает младшего. Можно привести примеры родителей либо примеры своей семьи.

Я у мамы единственный ребенок, но не потому, что она не хотела иметь еще детей, а потому, что ее мужа, преподавателя истории в Бахчисарайском медицинском техникуме, в 1940 году забрали в трудармию, а затем на фронт. Я отца не видела. А в местах депортации мама только и знала, что работала (медицинской сестрой) днем и ночью. Растила, учила меня.

Я окончила среднюю школу в Ангрене Ташкентской области. Очень хотела учиться в институте. Но в 1958 году их в Ангрене не было, а ехать в Ташкент мне ни мама, ни ее брат не позволяли.

Я стала работать пионервожатой в школе и посещать уроки литературы, истории. Меня не покидала мечта учиться в вузе. В 50-60-е годы далеко не многие крымские татары имели возможность получить полное среднее образование. В выпуске 1957-1958 года в школе № 2 Ангрена, где я училась, из крымских татар до выпускного класса дошла только я. Я стала просить маму разрешить мне учиться заочно. Но мама была непреклонна и выдвинула свое условие относительно моего обучения: только после замужества, если позволит муж.

Так, в 18 лет я вышла замуж за преподавателя физики Ибраима Ильясова, который был старше меня на 15 лет. Ему я рассказала о своей мечте учиться, а он в свою очередь пообещал дать мне такую возможность и никогда не обижать меня.

Уже в 1959 году я стала учиться в Ташкентском педагогическом институте им. Низами на историческом факультете и работать учительницей начальных классов. Было очень трудно. В классе было 42 ученика: после войны резко выросла рождаемость, кроме этого, не хватало школ, классов, учителей. Даже десятиклассники учили второклассников, переписывая разработки уроков у опытных учителей.

С утра я посещала все уроки одного из лучших педагогов города, а во вторую смену эти же уроки вела в своем 2-Д классе, которые и посещал мой учитель. Так я училась методике преподавания в начальных классах. И, признаться, овладела мастерством в этой профессии. Работая и в классе, и в группе продленного дня, добилась 100% успеваемости. До сих пор помню, как зав.гороно Ангрена Панфил Тимофеевич Кириллов отметил меня в своем докладе на августовском совещании.

Вечерами писала контрольные по истории. По воскресеньям ездила в Ахангаран, где сдавала эти контрольные, зачеты. И на летней сессии оставалось лишь сдать экзамены.

Ко всем этим трудностям прибавилось рождение дочери Мелек в 1960 году. Конечно, помогала мама, ведь тогда декретный отпуск состоял всего из 58 дней. В семье шло все хорошо. Получили двухкомнатную квартиру. Муж работал на ГРЭС старшим инженером. Вечером преподавал в вечерней школе, где учились рабочие, которые в Крыму до депортации успели окончить 3-4 класса. Позже муж стал работать в вечернем политехническом институте, где преподавал теоретическую механику.

Я же, перейдя на 3-й курс, выпустив первый свой класс, преподавала историю в 5-8 классах.

В 1963 году купили «Волгу», а с 1964 стали ездить в Крым в поисках дома либо любого другого жилья хотя бы в крымском селе. Но, увы.

К нам часто приезжал в гости Эскендер Эдемов – старший брат писательницы Урье Эдемовой, которые приходились родственниками моему мужу.

Мы были рады гостям. Тем более, у мамы был хороший огород, сад. Выезжали с гостями на нашей «Волге» в горы, отдыхали у реки Ангрен. Но Эскендер Эдемов и Белял Мамбет (муж Урье Эдемовой) будто бы приезжали уговорить нас, чтобы в нашей семье было 5 детей. Мы с мужем недоумевали. Ведь было так хорошо: работа, отдых с ребенком, мамой. Зачем еще загружать себя лишней заботой? Но, оказывается, эти разговоры, беседы влияют на сознание, зачастую о необходимости иметь много детей слышишь на дуа. И у нас в 1965 году родился сын Нариман, который сейчас живет со свое семьей в Москве. В 1973 родился сын, который умер при родах. Он родился с белой асфексией – удушье. А в 1978 году родилась Эмине.

И институт закончен, и в пединституте Ангрена стала работать старшим преподавателем на кафедре истории, и аспирантура закончена, и на Родину вернулись, и здесь старшим преподавателем истории, политологии проработала на крымском факультете Киевского национального экономического университета. Была делегатом Курултая трех созывов, в Миллий Меджлисе возглавляла отдел образования, и немало сделала для возрождения крымскотатарского языка, открытия классов и школ с крымскотатарским языком обучения. Все успела и могу еще и еще работать. Но жалею лишь о том, что не родила больше детей, чего теперь не наверстать, ведь деторождаемая функция организма не вечна. Хорошо, если четверо детей родятся до 30-35 лет, т.к. это лучший период рождаемости.

Не бывает в жизни и без больших огорчений. При возвращении на Родину трагически погиб муж. Вот уже 24 года мы всей семьей вспоминаем его, проводим дуа.

Всю жизнь мы прожили счастливо.

Ибраим подарил нам с детьми незабываемые воспоминания о наших многочисленных путешествиях. Когда мы приехали в Литву к моей университетской подруге на «Волге» с ташкентскими номерами, все были удивлены. Еще больше недоумевали майоры г. Горького, где сын служил в вертолетной части. Были в Москве у друзей, которые работают в космонавтике и живут в Жуковском. Объездили всю Среднюю Азию. Были в Челябинске, где муж во время войны работал слесарем на ЧТЗ, который выпускал танки.

За 30 лет совместной счастливой жизни мы достигли многого. Но главное – это наши дети. Мелек работает в КРИППО, возглавляет отделение крымскотатарской филологии. Сын Нариман в Москве работает замдиректором интерната искусств. Эмине закончила Киевский национальный университет, получила профессию бухгалтера, но из-за трудностей в трудоустройстве в Крыму, работает в Турции: ухаживает за двумя девочками.

Еще более радуют 7 внуков. Все мы собираемся в моей двухкомнатной квартире. Радости нет предела. Все они со мной. Это и есть счастье для меня.

Бейе ИЛЬЯСОВА

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET