Кисель нашего времени

10.11.201412:03

Около Куйбышевского рынка в Акъмесджите есть улица, на которой практически в любую погоду стоят люди, торгующие из сумок, ящиков, коробок, короче говоря – с рук. Там можно купить примерно то же, что и на рынке: овощи, фрукты, соленья и прочие дары природы. Там стоят и сидят бабульки со спрятанными в старых авоськах пучками зелени или банками чищеных орехов.

Непонятно даже, откуда у них берутся силы стоять там чуть ли не весь день, получая свой скудный заработок. В целом же, торгующие там люди приезжают в основном из сел и деревень и продают свой товар, не имея возможности арендовать официальное место на рынке. В большинстве своем – небогатые люди, тяжелым трудом зарабатывающие скромные деньги.

Официально торговля на этой улице нелегальна. Оборудованных мест нет, санитарные нормы не соблюдаются, медицинские книжки у продавцов никто не проверяет. Но свято место пусто не бывает, и нишу официальных платежей в пользу дирекции рынка на этой улице заняли другие предприимчивые люди в форме, похожей на форму участковых (что, конечно, не говорит об их принадлежности к правоохранительным органам, но как же похожи!).

Торгующие с платежами соглашаются по трем причинам. Во-первых, официальный платеж выше да и арендовать официальное место сложней из-за конкуренции. Во-вторых, предприимчивым ребятам в форме особо не будешь перечить, т.к. могут забрать товар да и самого торгующего вместе с товаром “до выяснения обстоятельств”. Ну и, в-третьих, когда кто-то из городского или всекрымского руководства решает “окончательно решить вопрос с нелегальной торговлей”, предприимчивые ребята вовремя сливают информацию о грядущих облавах. Стоит ли объяснять недоумение инспекторов, которые, объявив об облаве лишь полчаса назад на закрытом заседании, приезжают на пустую улицу, вдоль которой там и тут стоят люди с закрытыми большими сумками. Ответственный за инспекцию кроет подчиненных отборнейшим русским матом и уезжает.

К чему это я. Все описанное выше происходило в прошлом году и в позапрошлом – в общем началось очень давно. С тех пор произошло много событий, а на маленькой улочке около Куйбышевского рынка не изменилось ничего. Люди все таким же суровым трудом зарабатывают копейки на жизнь, все так же быстро сворачиваются во время облав и так же исправно вносят платежи. Беззубые старушки все так же стоят с пучками зелени. Покупатели все так же покупают на улице, потому что дешевле. Разве что предприимчивые ребята теперь ходят в другой форме.

Это лишь один из многих примеров многослойной и разнообразной жизни, происходящей вокруг нас в тысячах и тысячах событий. Но он является яркой иллюстрацией того, как те перемены, о которых так усердно говорят чиновники, чаще всего остаются на бумаге и в головах говорящих. Еще один такой пример из совсем недавних – на праздничное мероприятие, посвященное Дню народного единства и проходившее недавно в центре города, как и раньше под роспись выгнали сотрудников государственных и бюджетных организаций. Начавшись в 10 утра, “народное гуляние” уже через час растворилось, оставив только рабочих, убирающих сцену.

Уже много раз было сказано и написано, что те люди, которые были здесь при всех предыдущих властях, никуда не исчезли. Все “эффективные” менеджеры-руководители, считающие, что сотрудника надо мотивировать или кнутом, или палкой, все те, кто меняли политические партии как перчатки, те, для кого время остановилось и превратилось в кисель, так и сидят в своих пыльных кабинетах с большими столами, лишь меняя время от времени портреты и книги на полках, а когда они стареют, им сменяют такие же люди, пусть с другими именами и фамилиями, но с тем же подходом. Поменялось государство, но не люди. Люди все так же продолжают устраивать ненастоящие облавы и показушные праздники.