Хаджи по прозвищу Мелек / 3

17.11.201413:24

Окончание. Начало в №43, 44

Сохранилось еще одно предание. Когда Хаджи вновь утвердился на крымском престоле, к нему с поздравлениями приехал суфий Девлет-Гельди. Хаджи спросил у старца, на какую милость тот рассчитывает. И тогда Девлет-Гельди попросил своего бывшего воспитанника присовокупить к имени хана Хаджи имя своего племени – «Гираи». Хаджи согласился на его просьбу и с этого времени стал именоваться Хаджи Гирай. Так ли это было на самом деле, неизвестно, однако род Гираев пошел именно от Хаджи – первого Гирая.

К сожалению, до этих дней не дожила правительница города Кырк-Ер – Джанике ханым. Возможно, она бы одобрила важное решение своего племянника перенести столицу юрта в центр полуострова, а именно в Кырк-Ер – в один из административных и военных центров Крымского улуса-юрта. Здесь уже были мечеть, общественные здания, кварталы, а также, как и во многих средневековых столицах той эпохи, крепость на вершине непреступной скалы с одноименным названием Кырк-Ер. И все же очень скоро в долине Ашлама, под склонами мыса Бурунчак, заработали кирки строителей: началось строительство нового дворцового комплекса, который получит название – Девлет-Сарай.

Ко времени окончательного восшествия на престол предков Хаджи Гирай успел проявить свои качества в огне сражений. Он пользовался уважением и почетом. Хаджи был красивым, полным обаяния мужчиной. Это был человек невероятной притягательной силы, способный увлечь и других за собой. Он был настоящим властителем, физически сильным и бесстрашным, горячим и мужественным. Он обладал незаурядным умом, был талантливым политиком.

Крымскому хану представился случай вновь сразиться с главным врагом. Причиной столкновения стал поход хана Сеида-Ахмеда в литовские земли. Князь Казимир призвал своего крымского союзника совместно нанести ответный удар. В походе принимают участие и старшие сыновья хана Девлетьяр, Нур-Девлет и Айдер.

1452 год. Берег Днепра, ставка ордынского хана Сеида-Ахмеда. Он только что возвратился из похода в земли Великого княжества Литовского (ВКЛ).

Вечереет. В лагере царит оживление. Никто и не подозревает, что передовой отряд непримиримого врага Сеид-Ахмеда – Хаджи Гирая хана издали уже наблюдает за ставкой противника.

Утром крымцы вплотную приблизились к ставке Сеида-Ахмеда, окружив ее, лавой обрушились на ордынцев. За считанные часы победа была одержана. Сеиду-Ахмеду со своей семьей удается бежать. Но он оставляет своему врагу главный трофей – тронный шатер.

Разбив на Днепре Сеида-Ахмеда, Хаджи Гирай вступает в тронный шатер и восседает на тронное место. Теперь он больше, чем хан Крыма: отныне он полноправный повелитель Великой Орды и Крымского Улуса.

Его соратники – главы четырех крымских родов и старшие сыновья здесь же. Беи поднимают вопрос о следующем походе на город Сарай – столицу Орды. Но Хаджи отвечает, что столица Орды – Кырк-Ер, и сейчас не время для похода на Сарай. Хан отдает распоряжение возвращаться в Крым. Он забирает с собой главные трофеи – атрибуты ханской власти: шатер, трон, санджак-шериф (хоругвь Чингисхана), меч великого хакана и т. д.

Победоносное возвращение в Кырк-Ер. Здесь хана и его приближенных встречают поданные, и ханская семья: мать, жены и младшие дети.

Отныне центр Великого Улуса переместился в Кырк-Ер. Это имело важные для Крымского юрта последствия – больше не было опасного претендента, а соседние государства признали законную власть Хаджи Гирая.

Первый Диван. Присутствуют главы четырех родов, старшие сыновья хана, главнокомандующие и представители высших чинов ханства. Принимаются новые законы, утверждаются новые ярлыки. И главное Хаджи объявляет официального наследника на престол. Им становится Девлетьяр.

С 1434 года данницей ханства была и Кафа. После неудачного похода Ломеллино в городе постоянно находился ханский представитель, который собирал часть доходов от таможенных пошлин в пользу ханской казны. Два года подряд, в 1454-м и 55-м годах, сюда приезжала мать хана Асие ханым. Консул Гримальди встречал почтенную даму с почестями, полагавшимися ее высокому статусу. В Кафу прибывали и сыновья крымского правителя. Особым дружеским расположением пользовался шестой сын хана – Менгли. Большинство населения города составляли ханские подданные.

11 июля 1454 года в кафинском порту появилась османская эскадра из 56 судов. Это событие взволновало население города.

А уже ранним утром 14 июля с суши к кафинской крепости подошел и Хаджи Гирай с армией. Поползли слухи, будто бы это хан призвал османов совместно захватить город. К тому же ни для кого не было секретом, что в 50-х годах у хана установились хорошие отношения с османским султаном Мехмедом II Фатихом, известным завоевателем Константинополя. Слухи распространял генуэзский епископ Кампори. Он уже давно враждовал с кафинским консулом Вивальди и жаловался в митрополию, что последний находится в дружеских отношениях с Хаджи Гираем.

В результате переговоров Хаджи Гирая с османским главнокомандующим капудан-пашой Демиром-Кяхья предложили кафинцам снабдить османские суда провиантом, после чего те подняли якоря и ушли. Опасность миновала, и в благодарность за помощь хана Вивальди распорядился увеличить ежегодный налог, выплачиваемый ханству. Конечно же, хану было невыгодно, чтобы Кафу захватывали османы.

Во внутренней политике Хаджи Гирай приступил к консолидации своего государства. Хан всячески поощрял стремления многих кочевых родов вести оседлый образ жизни. Даровал им земельные владения – вотчины, которое отныне являлись их собственностью и передавались по наследству. В первую очередь это отвечало экономике государства.

Со временем Каламита, или Инкерман, полностью перешел во владение хана и стал первым морским торговым портом. Именно здесь появились первые торговые суда ханства.

Хаджи Гирай провел ряд реформ внутри государства, которые требовали мирного развития, – они касались внутреннего административного, экономического и культурного строительства.

Конечно же, эпоха ханства Хаджи Гирая мало освещена, в ней еще много пробелов. Одним из таких пробелов остается 1456 год. Дело в том, что именно в этом году имя Хаджи Гирая не упоминается. Иностранцы, находившиеся в Крыму, пишут об отношениях с новым ханом. О каком «новом» хане идет речь, не сказано. Но судя по всему, именно в этот год, в ханстве произошла важная перемена, которой придают очень серьезное политическое значение.

Некоторые исследователи едины в том, что в этот период власть в ханстве захватил третий сын хана – Айдер. Правил он всего несколько месяцев. Но нет прямых доказательств переворота, устроенного якобы Айдером. Вполне возможно, что именно в это время странное исчезновение Хаджи связано с другим событием. Он вполне мог отправиться в хадж к святым местам и оставить вместо себя именно третьего сына. Либо временно отошел от дел по какой-либо иной причине. Как бы там ни было, а уже на следующий год Хаджи Гирай снова у кормила власти. Вполне возможно, что причина отхода от власти крылась в семейной драме, которая могла повлиять на Хаджи: умер его старший и любимый сын Девлетьяр – наследник престола. После смерти Девлетьяра Хаджи официального наследника не назначил, хотя не мог не предвидеть, что после смерти его отпрыски не начнут между собой борьбу за престол.

Помня о поддержке литовских князей Витовта, Сигизмунда и Казимира IV, преемник Великой Орды – как он сам себя именует – укрепляет дружественные отношения с Литвой и в знак благодарности в 1461 году дарует литовскому князю ярлык с золотой печатью на право владения обширными территориями, ранее входившими в состав Великого Улуса.

Территории необходимо было удерживать, и Хаджи Гирай, дабы сохранить целостность и власть над землями предков, в знак дружбы жаловал великим литовским князьям ярлыки с золотой печатью. Сегодня эти земли – часть современной Украины. За возможность пользоваться данными территориями литовские князья обязывались платить Хаджи Гираю ежегодный налог. Говоря современным языком, ярлыками документально подтверждалась долгосрочная аренда.

Кульминационным стал для Хаджи Гирая 1465 год, когда он сумел разбить войско сарайского хана Махмуда и стать властителем всего Великого Улуса. Отныне он и его потомство становились единственными и неоспоримыми наследниками могущественной державы Чингисидов.

Хаджи Гирай был хорошо известен и в Центральной Европе. После взятия османами Константинополя римский папа Павел II попытался организовать новый крестовый поход с целью освободить Византию и провозгласить создание новой Латинской империи. В своих стремлениях Ватикан зашел так далеко, что в 1466 году ко двору крымского хана прибыл папский нунций с предложением принять участие в этом мероприятии. Хаджи Гирай хорошо знал, что крестовый поход был для Ватикана очередной финансовой операцией и предпочел отказаться, ссылаясь на то, что подобное положение вещей не соответствует желанию его друга – великого князя литовского, который дружен с султаном Османским. Этот случай подтвердил, что Западная Европа не только признавала новое государство, но и считалась с его мнением.

Хаджи Гирай был необычайно популярен в народе, за что получил прозвище Мелек – Ангел. Дошедшие до нас источники красноречиво говорят: он умел привлекать сердца. Хаджи Гирай, безусловно, был лидером. Лидером харизматичным. Народ ему безоговорочно доверял и верил в его неограниченные возможности, иначе он просто не смог бы встать во главе государства, доставшегося ему в наследие от великих предков.

Хаджи Гирай умер в конце 1466 года. Он был погребен с большими почестями в Кырк-Ере в склепе, над которым очень скоро будет возведено красивое дюрбе.

Гульнара АБДУЛАЕВА

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET