Утешение

05.05.201512:15

Мы сейчас переживаем трудное время. Нет того привычного, что было раньше. Нет любимого телеканала ATR, с которого начинался новый день. И, прямо скажем, эта непривычная обстановка угнетает. Нарушен привычный ритм жизни. В то же время жизнь не стоит на месте. Человек всегда должен быть готов к каким-то неожиданным изменениям в своей жизни. В такое непростое время тебе помогает мир искусства, музыки, литературы. Обратившись к ним, ты окунаешься в мир прекрасного, который помогает пережить трудности, зарядиться оптимизмом на будущее.

Как-то в компании за чашкой кофе известная певица Урьянэ-ханум Кенжикаева предложила организовать небольшой концерт в кругу близких и знакомых. И что интересно, компаньонами в концерте она предложила быть двум любителям пения, которые до этого и не имели особого опыта выступлений перед аудиторией. Ими оказались ее давняя знакомая Фатмы-ханум Байрач и автор этого очерка. Фатма-ханум в последние годы брала уроки у Урьянэ-ханум и, надо сказать, добилась значительных успехов в исполнении крымскотатарского фольклора. Я же с юношеских лет увлекался песнями знаменитого барда Владимира Высоцкого и втайне мечтал когда-нибудь спеть перед публикой. Урьянэ-ханум, прослушав несколько песен в моем исполнении, сделала свои замечания как профессионал. Но в то же время она отметила, что ранее особенно не увлекалась творчеством Высоцкого, но в данном случае открыла его для себя заново.

Когда я распространял билеты на концерт среди соотечественников, то не говорил, что надо поддержать известную певицу и двух начинающих певцов. Я приглашал соотечественников просто прийти, раскрепоститься, оказаться в уютном кругу своих соотечественников, отвлечься от повседневных забот и грустных дум. Ведь каждый день похож один на другой. Надо сказать, друзья и знакомые с удовольствием откликнулись на такое предложение.

Концерт проходил в уютном зале дома-музея Ильи Сельвинского. Это был концерт-сплав профессионализма и любительского искусства. И в этом была своя интрига. Зал был заполнен до отказа. И даже пришлось принести дополнительные стулья. Как и предполагалось, тон в концерте задала заслуженный деятель искусств Украины и заслуженная артистка Республики Крым Урьянэ-ханум Кенжикаева. Она открыла концерт песней, написанной 20 лет назад, “Чал кемане”. Эта песня всегда брала за душу зрителей и стала в народе легендарной. У многих в зале на глаза наворачивались слезы. Певица спела еще несколько патриотических и лирических песен, которые были приняты зрителями с большой теплотой. Непринужденное общение певицы с залом создавало атмосферу уюта и доверительности.

Хотелось бы остановиться на творчестве Фатмы-ханум Байрач. Она супруга известного, к сожалению, безвременно ушедшего из жизни скульптора Ильми Аметова. Фатма-ханум всегда увлекалась исполнением народных песен и мечтала выступить перед широкой зрительской аудиторией. В развитии ее таланта ей оказывала и оказывает помощь Урьянэ-ханум. Это было третье выступление Фатмы-ханум. Надо сказать, что зрители встретили ее выступление с большой теплотой и оценили по достоинству. Исполнение нескольких песен она посвятила памяти своего супруга. Практически после каждого номера ей преподносили букеты цветов. В зале присутствовал известный художник, автор серии полотен о депортации крымскотатарского народа “Унутма” Рустем Эминов. Он вышел на сцену, поздравил Фатму-ханум с успешным выступлением и прочитал свои проникновенные стихи, посвященные Ильми Аметову, с которым его связывала тесная дружба. Зал встретил это выступление бурными аплодисментами.

Несколько песен Владимира Высоцкого исполнил и автор статьи. Я специально подобрал такие песни, которые характеризуют Высоцкого, как неподражаемого юмориста, лирика и знатока военной тематики. Зрителю самому судить о моем исполнении. Оживление в зале вызвало исполнение шуточной песни В. Высоцкого “Письмо продавцов ташкентскими фруктами на Центральном рынке в Москве”. Наверное, нашим соотечественникам вспомнилась жизнь в далеком по расстоянию, но близком по доброжелательности Узбекистане…

Надо сказать, что тон непосредственности и доверительности на концерте, заданный Урьянэ-ханум, передался и зрителям. Исполнители и сидящие в зале были проникнуты единым духом. Во второй половине концерт принял импровизационный характер. Многие стали просить слова с места, чтобы выразить свои чувства, прочитать собственные стихи, дать общую оценку концерту. Два часа пролетели незаметно. По окончании концерта зрители не спешили расходиться. Многие хотели сфотографироваться с Урьянэ-ханум Кенжикаевой и Фатмы-ханум Байрач. Общим мнением было желание чаще устраивать такие встречи. Они объединяют народ, дают моральную поддержку в нынешнее непростое время. Хотелось бы привести некоторые высказывания о концерте присутствовавших в зале зрителей.

Молодой талантливый художник Шевкет Кешфидинов: ”На одном нерве! Именно так прошел этот музыкальный вечер! В зале было много гостей: писатели, поэты, художники, педагоги, поклонники… В начале я просто отслеживал прибывавших, фотографировал, анализировал и сам с собой полемизировал. Но как только прозвучали первые аккорды «Чал, кемане»…, что-то со мной произошло. Сердце забилось в горле. Потом настал черед «Сойле анам, сойле бабам», и я понял, что спокойным для меня концерт не будет. Я был на одной волне с артисткой Кенжикаевой, на одном нерве! А уж когда прозвучала песня на польском, посвященная маме, не стесняюсь в этом признаваться, я заплакал… И вот уже натура художника, плачу, но тут же второе “Я” отмечает, как почти театрально это выходит: гордый профиль, прямая осанка, скупая мужская слеза… Я заставлял взять себя в руки и вроде на миг удалось. Я слышал, как всхлипывают сидящие рядом, как стремительно выходят из зала те, кто не привык выказывать чувств на публике. Под «Мамины глаза» я уже плакал не картинно, а так, словно… Ай, да ладно… И без того слишком откровенно. Когда зазвучали песни на французском, когда зал протанцевал под зажигательный «Берекет»… Это было как перерождение. Накал, взрыв, боль… и счастье, что я сегодня именно здесь! Отдельно напишу про исполнительницу народных песен Фатму Байрач Я слышал много интерпретаций песни «Гидене…», но, по-моему, сегодня встретил именно того исполнителя, который спел ее наиболее удачно! Энвер Муратов! Дебют, Высоцкий, своя особенная интонация! Это была прекрасная, камерная, интимная обстановка зала дома-музея И. Сельвинского. Выступать перед зрителем, который от тебя на расстоянии вытянутой руки, нелегко, Но если исполнителю удается почувствовать единение со зрителем — это поистине прекрасно! И так было на этом вечере! Море цветов, самые добрые слова, бурные аплодисменты тому подтверждение! Сагъ олунъыз!”

Урьянэ Кенжикаева: ”Прежде всего, хочется от всей души поблагодарить заведующего музеем Людмилу Ивановну Дайнеко и сотрудницу Анну Степановну Пучкову, которые предоставили возможность выступить в доме-музее, где царит особая атмосфера. Огромная благодарность зрителям, подарившим исполнителям тепло своих сердец. Я благодарна зрителям за теплый прием выступлений моих коллег и пожелание продолжить такие встречи.”

Доктор педагогических наук Ленуза Тархан: “Камерная встреча с Урьянэ Кенжикаевой, состоявшееся в музее Ильи Сельвинского произвела большое впечатление. Всегда, когда присутствуешь на встречах с ней, попадаешь в различное эмоциональное состояние: это грусть, тоска, любовь, мечта, радость, даже иногда озорство. Песни у нее, ее песни, всегда чувственны, трогают душу. А песни на разных языках передают весь накал страстей, даже если ты не понимаешь слов. На ее концертах одновременно и отдыхаешь и вдохновляешься. Иногда эмоции переполняют до слез. Сама Урьянэ красива, утонченна, интеллигентна! Сложно ее не любить!

Своим зрителям она преподнесла неожиданный подарок: вывела на встречу двух исполнителей – Фатму Байрач и Энвера Мурата, у которых в обыденной жизни песня не занимает основное место. Выйти впервые на суд незнакомых людей – надо обладать определенным мужеством! Фатма-ханум порадовала нас народными песнями. Ее мягкий, слегка грудной голос, добрые игривые глаза, чувство музыки оставили приятное впечатление. Энвер-бей исполнил несколько песен В. Высоцкого и задал более мягкий тон этим песням, что было неожиданно. Да, есть, что вспомнить! Вечер удался!!!”

Вот на такой высокой ноте хотелось бы закончить наше сообщение об этом мероприятии.