Судьба родов Асановых и Гафаровых

19.05.20159:42
8-1.JPG

Зачем ты так прекрасен, милый Крым?

Степей твоих пьянящее дыханье

Сравнимо с фимиамом дорогим,

Назначенным богам для воздыханья

Ленур Ибраимов

Отец Февзи-агъа, Бейтулла Асан-огълу, родился в 1898 г. в деревне Улусала (Синапное). Учился в сельской школе.

С детства у него проявлялись организаторские способности. Это сказалось впоследствии при назначении на работу. В 1921 году его выбрали председателем общества деревни Улусала. Затем он вступил в партию ВКП(б). Через два года его назначили руководителем в Бахчисарайский сельхоз банк. На всех рабочих местах он проявлял недюженные организаторские способности. В 1925 году его назначили управляющим Госбанка в Акъмесджите. Спустя год в семье родился первый сын, которого назвали Субхи. Как вспоминает Февзи-агъа, они жили на улице Субхи рядом с театром. В 1927 году отца перевели в Феодосию. В 1928 году в семье родился второй сын, наш собеседник Февзи-агъа. В 1931 году отца перевели на должность директора МТС Алуштинского района. Через год назначили управляющим домом отдыха в Симеизе. Как видим, послужной список Бейтулла-агъа внушительный.

Мать Февзи-агъа, Гафарова Сюндуз Кубеддин-къызы, родом из деревни Авджикой Бахчисарайского района. Как мы знаем, в этой деревне родился наш выдающийся просветитель Исмаил Гаспринский. Гафар хартбаба, дед мамы, был зажиточным человеком. Он, как вспоминает Февзи-агъа, в свое время приобрел дом у Исмаила Гаспринского. У него было 15-20 гектаров земли, огромный фруктовый сад. Было у него два чаира. Назывались они греческими названиями Пания-чаир и Татка-чаир. В 8 км от деревни находилась греческая деревня Лаки. В его хозяйстве были 4 легкие тележки-линейки на мягких рессорах, арбы для перевоза фруктов. Фрукты везли на станцию «Сюрень» для дальнейшей отправки в Россию. В хозяйстве было 30 буйволов, стада барашек и овец. Для работы в саду к нему приезжали девушки-крестьянки из Мелитополя. Февзи-агъа с интересом рассказывает, как производились некоторые продукты в домашних условиях. Из молока буйволиц готовили пестель-къаймакъ. Кипятили молоко в больших казанах. Къаймакъ, образовавшийся на поверхности молока, был настолько густой, что его наварачивали на охлав (скалку). Далее пестель-къаймакъ разрезали на кубики, упаковывали и везли на продажу в Бахчисарай. Там их уже дожидались клиенты, скупали товар и везли на юг Украины и в Россию. В садах наемные работники занимались сбором фруктов. Они собирали яблоки, груши, кизил и многое другое. Груши были особых сортов, чаирные груши “чатрапля”, “инжирли армут”, “хыяр армут”, “сары кирез-ахлаб”, “ородоз” (зимний сорт, который не срывался с деревьев до декабря), также имелся зимний сорт яблок “хара-синап”.

У Гафара-къартбаба было налажено приготовление старинного национального продукта пекмез. Технология приготовления была следующая. В хозяйстве были эскендже – это большие желоба, в которых толкли особые сорта груш (“чатрапля”, “инжирли армут” и др.). После продавки груш появлялся грушевый сок, который переливался в большие медные сосуды вместимостью 200-250 литров. Далее эту жидкую массу сутками варили. Готовность проверяли следующим образом: наливали жидкость в тарелку. Если с тарелки жидкость стекала быстро, то продукт не был готов. Варили до тех пор, пока жидкая масса не будет течь медленно с тарелки. Пекмез был двух видов: простой и с начинкой. Второй изготавливался путем добавления на конечном этапе сладких фруктов. Заливали готовый пекмез в бардахи, большие гончарные кувшины. В таких бардахах также хранили мед, масло, жиры мясо, холодную воду. Они заменяли современные холодильники. Продукты в них сохранялись длительное время.

В 15 км. от Авджикоя проходила узкоколейка (железная дорога) от Коушской шахты, в которой добывали антрацит, до станции «Сюрень». По этой дороге курсировали кукушки (миниатюрные паровозы) с 4-мя вагонами. После прихода советской власти эти работы были приостановлены и возобновились только в 1939 г. для перевоза угля на станцию. Уголь в те годы также перевозили на газогенераторных машинах ЗИС-5, полуторка. Нагревали газогенераторные котлы деревянными чурками. Шофер сам забрасывал их в два котла и этого ему хватало доехать с шахты до станции. Гафар-къартбаба был образованным человеком. К нему часто в гости приезжали известные люди из Турции.

В 1935 году отца Февзи-агъа, Бейтуллу Асан-огълу, перевели в Ялту управляющим финотдела. В этом же году Февзи-агъа пошел в школу в Дерекое. Он помнит, что в эти годы в школе письменность перевели с латинской графики на кириллицу. Семья жила в доме Советов на набережной напротив клуба моряков.

В июне 1941 года началась война. Отец продолжал работать. Ему часто приходилось встречаться с известным партийным работником Менбариевым. На втором месяце войны он написал заявление, ушел на фронт и был назначен политруком в минометную роту. Вскоре семья получила письмо от отца из Новороссийска, в котором он информировал мать, что в ближайшее время им пришлют пакет документов из военкомата для эвакуации из Крыма в Новороссийск. Семья к этому подготовилась. Вскоре в порт приплыл пароход “Абхазия” из Одессы. На нем планировалось эвакуировать на кавказское побережье мирных жителей и в первую очередь семьи партийных работников. Семья готовилась к посадке на пароход. В это время появился отец матери, Кубедин-агъа. Он проехал через Байдарские ворота по пути из Бахчисарая. Кубедин-агъа не разрешил семье эвакуироваться на пароходе, а посадив их на бричку, увез назад в Авджикой. Спустя некоторое время они узнали, что параход был потоплен немецкими войсками. Начался период оккупации. В дальнейшем их деревню за связь с партизанами немцы сожгли. В один из дней Февзи-агъа ехал на мельницу намолоть муки в село Татар-Осман. По пути он встретился с командиром одного из партизанских отрядов Селимовым (по-видимому, встреча была обговорена). Надо сказать, что до войны они дружили семьями. Селимов сообщил информацию об отце и передал фотографию. Он объяснил, что эти сведения об отце передали десантники, которые присоединились к партизанскому отряду.

После того, как были сожжены деревни Авджикой и Улусала, семья решила двигаться в направлении Ялты. Туда отправились через деревни Стиля и Озенбаш. По пути их арестовали партизаны, но командир отряда узнал маму, как жену партийного работника, и они помогли добраться до Ялты. Двигались через Озенбашский перевал. В детской памяти Февзи-агъа сохранился эпизод, как они завязывали на ноги подковы лошадей, чтобы не скользить на крутых спусках. Спустившись в Ялту, первое время жили у знакомых Зоре-апте и Ибраим-агъа в подвале. Потом перебрались к другой знакомой Айше-апте. 13 апреля советские войска заняли Ялту. А 18 мая семья пережила общую трагедию выселения с родной земли. В пути находились 22 дня. В депортации оказались в Самаркандской области, Ургутском районе, возле Джумабазара.

Отец до 1945 года служил комендантом штрафного батальона. Демобилизовавшись, он нашел семью, благодаря своему брату Хайбулле. Приехал отец и перевез семью в Ургут. Члены семьи получили паспорта и перебрались в Чимкент. Отца назначили директором военторга. Брат стал работать в слесарных мастерских. А Февзи-агъа поступил в ФЗУ на электрослесаря. В дальнейшем судьба сложилась так, что Февзи-агъа перееха в Гулистан. В 1951 году женился. Его супруга Адиле Асан-къызы Кадыева родом из известного рода Кадыевых из деревни Озенбаш. Ее родители Асан-агъа Кадыев и мать Фатиме-апте до войны работали в Ялтинской госфилармонии. Но судьба этого рода – тема для отдельной статьи. У Февзи-агъа и Адиле-апте 4 детей, 9 внуков и 15 правнуков. Вернулись они на родину в 1990 году. Сейчас живут в Бахчисарае. Февзи-агъа 25 лет проработал шофером и награжден медалью «безаварийности». Интересен эпизод в судьбе Февзи-агъа и Адиле-апте. Дело в том, что до войны их семьи жили в Ялте рядом. Семья Февзи-агъа жила на ул. Набережной, а семья Адиле-апте – по ул. Платанов в так называемом ”Доме Крупской”, а это практически рядом. Герои нашего очерка считают себя счастливыми людьми. В этом году исполняется 63 года, как эта благородная чета живет в мире и согласии. Дай Аллах, чтобы каждая семья прожила такую долгую и счастливую совместную жизнь! Воистину достойный пример для подражания!