К юбилею Крымской Автономной Советской Социалистической республики

11.05.20160:19

[Айдын Шемьи-заде]

Крымские татары, осознавая свою историческую ответственность перед всеми крымчанами, предпринимали после крушения Российской Империи неоднократные попытки преодолеть разброд и анархию и создать коалиционное правительство Крыма.

В революционном 1917-м году Али Боданинский и Номан Челебиджихан выдвинули идею "Крым для крымцев", предполагавшую, как писал Али Боданинский, недопущение на полуострове политической гегемонии какого-нибудь народа.

На торжественном открытии 3-го ноября Национального татарского музея в Ханском дворце в Бахчисарае Номан Челебиджихан сказал в своей речи: "На Крымском полуострове произрастают многокрасочные восхитительные цветы. Эти цветы – обитающий в Крыму народ: мусульмане, русские, евреи, немцы и другие. Цель Курултая – собрать их в великолепный букет, создать в Крыму подобие цивилизованной Швейцарии. Наша нация выступает не в начальствующей роли, а только берет на себя обязанность проявить инициативу в этом деле".

В 1918-м году, желая противостоять хаосу в условиях германской оккупации, Курултай попытался создать общекраевую власть и краевой парламент до созыва Крымского учредительного собрания. 18-го мая Курултай объявил себя временным общим Крымским Государственным парламентом. Одновременно этот парламент объявил об образовании общего Крымского правительства и назначил председателем Совета Министров Джафера Сейдамета. Постановление подписано сопредседателями Парламента А. Ильми и А. С. Айвазовым, а также государственными секретарями А. Боданинским и С. Таракчи. Однако состав правительства, сформированного Дж. Сейдаметом, несколько раз отвергался "новыми хозяевами" Крыма – немецкими оккупантами. На руку немецкому властителю Крыма генералу Кошу сыграла делегация бывших царских чиновников, явившаяся с протестом против попыток Курултая создать властный орган.

Вслед за тем пережил Крым коллаборационистское правительство генерала Матфея Сулькевича, пережил открыто враждебное к крымским татарам правительство Соломона Крыма. Во время двухмесячного возвращения большевиков на полуостров 6-го мая 1919-го года официально провозглашается Крымская Советская Социалистическая Республика в составе России. Крымскотатарский язык признается государственным наряду с русским. В правительство вошло пятеро крымских татар. Но в тот раз большевики закрепиться в Крыму не смогли, и полуостров вновь оказался во власти деникинцев.

Советская власть вернулась в Крым 11-го ноября 1920-го года, и через несколько дней был создан Крымский ревком в составе 6 человек во главе с председателем Бела Куном и заместителем председателя Ю. Гавеном. Членами Крымревкома были назначены Меметов, Идрисов, Давыдов, Лидэ. Позже в состав Крымревкома был введен Исмаил Фирдевс.

15-го мая 1921-го года по инициативе Ю. Гавена было принято решение направить в Москву, в Наркомнац телеграмму следующего содержания: "Большинство Крымревкома в составе членов Гавена, Фирдевса, Меметова, Идрисова стоят на точке зрения необходимости провозглашения Крыма Автономной республикой в границах Крымского полуострова, включая Чонгарский полуостров и город Геническ".

8-го октября 1921-го года ВЦИК утвердил положение "О Крымской Советской Социалистической Республике". 18-го октября появилось постановление об образовании Крымской АССР.

10-го ноября 1921-го года I Всекрымский Учредительный съезд советов принимает Конституцию Крымской АССР составе РСФСР. Государственными языками объявлялись русский и татарский, надписи на них имелись на гербе и флаге автономии. Крымская АССР стала национально-терроториальной формой государственности крымскотатарского народа. Газета "Жизнь национальностей" в номере от 25 октября 1921-го года писала: "Крымская республика – это должное возмещение за все обиды, за долгую насильническую и колонизаторскую политику царского режима".

Против того, чтобы Крымская АССР получила, подобно всем другим автономиям, национальный характер, выступали шовинистически настроенные крымские партийные чиновники, которые искали поддержки в Москве. Однако возобладала позиция В. И. Ленина, который еще в феврале 1919 года заявил: "Национальный вопрос требует наиболее вдумчивого и осторожного отношения. Имейте в виду, что именно в этом вопросе многие из нас, большевиков, чаще всего сбиваются с правильного пути… Пусть маленькая Крымская республика станет одним из факелов, распространяющих свет пролетарской революции в России".

Любопытно, что в наши дни в стараниях отрицать национальный характер Крымской АССР, некоторые авторы исторических писаний опускаются до анекдотического уровня.

Оцените такой текст: "Кремль СОЗДАВАЛ ВИДИМОСТЬ того, что Крымская АССР имеет, подобно всем другим автономиям, национальный характер". Ну конечно, чтобы создать видимость, Кремль укреплял и расширял национальный характер республики!

Очень смешно! Оказывается, чтобы территориальной автономии придать "внешний вид крымскотатарской" ввели в Конституцию Крымской АССР понятие государственного языка. Автор этого текста пишет далее: "Как правило, большевики уклонялись от практики предоставления какому-либо языку статуса государственного, чтобы не создавать конкуренцию реально господствующему русскому языку. По Конституции Крымской АССР, государственными языками провозглашались русский и крымскотатарский".

Лично у меня сложилось впечатление, что автор этой статьи хочет довести до читателей неоспоримость того, что Крымская АССР создавалась в 1921-м году как крымскотатарская государственность, но кого-то боится и прибегает к таким уловкам. Что ж, если так, то жму руку!

В высшем руководстве страны не было никаких сомнений о национальном статусе Крымской республики. Например, Наркоминдел Г. Чичерин, заявил, что Крым есть национальная республика в пределах федерации, как Карелия и Башкирия.

На ведущие должности в республике выдвигались национальные деятели. Председателем КрымЦИК был избран латыш Ю. П. Гавен (Дауман), сотрудничавший с крымскотатарскими политиками с 1917-го года. Из 50 членов КрымЦИКа 18 были татарами. Среди них – лидеры Милли Фирка Бекир Чобан-заде, Амет Озенбашлы, Халил Чапчакчи, а также Усеин Боданинский – директор Бахчисарайского дворца-музея. Сеит-Джелиль Хаттат был избран кандидатом в члены КрымЦИКа. Председателем Крымского правительства (Совета народных комиссаров) был С. Саид-Галиев. Членами правительства стали Х. Чапчакчи – Наркомздрав, И. Мухиддинов – Наркомпрос, Р. Ногаев – Наркомюст.

Несомненно, что создание Крымской АССР стало результатом нелегкой политической борьбы крымскотатарского народа под руководством деятелей Курултая-Меджлиса в годы с 1917-го по 1921-й. Такие крымскотатарские члены партии большевиков, как Фирдевс, Меметов, Идрисов, Дерен-Айырлы, Усеин Балич были из тех, кто восприняли идеи Гаспринского и Курултая и воспитали на них свое мировоззрение.

Крымская АССР как национально-территориальная форма государственности крымскотатарского народа существовала в трудных условиях, на грани потери национального составляющей и обезличения. Те же силы, которые в дореволюционные годы боролись с национальной самобытностью крымских татар и теперь, советизировавшись, препятствовали в 1921-м году признанию республики в качестве крымскотатарской государственности, и в дальнейшем на всех этапах стремились выхолостить национальное содержание Крымской АССР.

5-го мая 1929-го года VI съездом советов Крымской АССР принимается новая редакция Конституции автономии. После проведенных "чисток" в среде культурной и политической элиты коренного населения, шовинисты надеялись уничтожить национальное наполнение автономии. Однако это им не удалось, и Крымская АССР сохранила свой государственный герб и флаг с надписями на русском и татарском языках – "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".

В 1936-м году разрабатывается очередная Конституция Крымской АССР, она утверждается Чрезвычайным съездом Советов Крымской АССР 4-го июня 1937-го года. Всегдашним противникам коренного этноса Крыма удается не включить в эту конституцию понятие "государственного языка" (как это было зафиксировано относительно крымскотатарского языка в Конституции 1921-го года), но все же не удалось изъять статью о публикация законов Крымской АССР на русском и крымскотатарском языках, сохранялись и надписи на гербе и флаге автономии на этих двух языках. Это обстоятельство де факто означало сохранение сущности Крымской АССР как национально-территориальной формы государственности крымских татар. Законом РСФСР эти обстоятельства были закреплены только три года спустя, что позволяет предполагать, что в центральных властных структурах Советского Союза существовало лобби крымских шовинистов, но официально провозглашенный интернационализм препятствовал до поры до времени их торжеству.

У Сталина не было, надо полагать, личных предубеждений против крымских татар. Дело Вели Ибраимова было для него одним из рядовых эпизодов наказания непокорных "друзей". Репрессии конца 20-х годов и почти тотальное уничтожение национальных элит в 30-х годах проходили повсеместно, а не только в Крыму. Целью Сталина было создание полностью покорных ему политических элит, для чего надо было уничтожить национальную интеллигенцию как носителей исторической памяти.

Мирсаид Султан-Галиев (член Коллегии Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР) писал 14-го апреля 1921-го года в своем докладе "О положении в Крыму" наркомнацу И. Сталину и ЦК РКП(б): "В общем отношении советских работников к татарам, за некоторым лишь исключением, чувствуется какая-то отчужденность и недоверие, чувствуется боязнь проявления у них широкой самоинициативности в активном участии в государственной жизни".