Религиозное возрождение

11.05.20160:19

Базовые стратегии национального развития

Массовые технологии, как технологии реализации стратегии национального развития, которые с одной стороны, воздействуют на максимальное количество людей, а с другой, соответственно, осуществляются с привлечением как можно большего числа представителей нации, сегодня крайне необходимы национальному движению. Они позволяют решить ряд задач, стоящих, как перед национальным движением в целом, так и перед структурами национального самоуправления.

Во-первых, массовые технологии, при должном их применении, позволят сдвинуть с мертвой точки решение ряда актуальных проблем, например, развития образования на родном языке или духовного возрождения, так как при отсутствии национальных государственных институтов и необходимых ресурсов эти проблемы будут оставаться нерешенными.

На сегодняшний день, можно констатировать, что, несмотря на неимоверные усилия органов национального самоуправления, ряда общественных организаций и представителей науки, возрождение национального образования происходит очень медленно, а процесс исчезновения крымскотатарского языка вошел в активную фазу. И все более очевидным становится тот факт, что в существующих условиях лишь широкое участие народа может позволить форсировать решение этой проблемы, а для этого необходимы технологии массового привлечения крымских татар к решению подобных проблем.

Во-вторых, массовые технологии в приведенном выше их понимании, позволяют консолидировать усилия людей на достижение какой-либо цели и проявиться чувству единства, через соучастие представителей нации в формировании и реализации стратегии национального развития.

В-третьих, широкое участие народа в решении поставленных задач, с одной стороны, ведет к распределению ответственности за осуществляемые действия, что позволит снизить уровень внутренней конфронтации по линии народ-элита, а, с другой – ослабить угрозу ассимиляции, силу внешнего воздействия и вмешательства.

Одной из базовых стратегий национального развития является религиозное возрождение, а также формирование и сохранение духовного единства крымскотатарского народа. Ислам еще в период средневековья выступил важнейшим фактором формирования национального государства крымских татар – Крымского Ханства. И сегодня ислам остается одним из критериев национальной самоидентификации. Именно поэтому религиозное возрождение является важнейшей составляющей национального возрождения и развития, а, соответственно, духовное единство одной из основ консолидации народа.

Способствование религиозному возрождению крымскотатарского народа является приоритетной задачей органов национального самоуправления, реализация которой наталкивается на ряд существенных препятствий. Во-первых, долгое пребывание под давлением атеистической коммунистической идеологии и разрушение религиозной системы крымскотатарского общества, в частности, отсутствие духовенства, духовных учреждений, привели к значительной утрате религиозных традиций, выработанных за столетия с момента принятия крымскими татарами ислама. Во-вторых, деятельность различного рода религиозных и псевдорелигиозных сект, существование распространение которых уже составляют угрозу духовному единению крымских татар. И наконец, в-третьих, отсутствие необходимых для полноценной деятельности полномочий и ресурсов, в результате чего эффективность осуществляемых в этом направлении действий оставляет желать лучшего.

Государство же, которое как раз обладает достаточными полномочиями и ресурсами, на законодательном уровне закрепило свободу вероисповедания и достаточно демократичные условия для религиозной деятельности, не стремиться взять на себя какие-либо дополнительные обязательства, руководствуясь принципом "спасение утопающих, дело самих утопающих".

Возможно, пассивность государства в деле возрождения традиционного для Крыма ислама ханафитского мазхаба и не вызывала бы столько нареканий со стороны самих крымских мусульман, если бы она, пассивность, не приводила к распространению в Крыму, а, соответственно, и на территории Украины, религиозных и псевдорелигиозных сект, деятельность которых в условиях слабой религиозной грамотности мусульманского населения Крыма и одновременно возрастающей востребованности религиозных знаний, особенно среди молодежи, несет деструктивные последствия для национального развития, приводит к искажению религиозных представлений самих крымских татар, разрушению семей, бытовым трагедиям.

Получается, что основными задачами национального движения в религиозной сфере является, во-первых, содействие духовному просвещению крымских татар, путем возрождения и распространения традиционного для народа ханафитского мазхаба; во-вторых, противодействие деятельности и влиянию различных сект, препятствующих достижению первой задачи. Как вы понимаете, эти задачи тесно взаимосвязаны и технологии, создаваемые с целью их осуществления также должны быть также взаимосвязаны.

Между тем, усилий органов национального самоуправления и, в первую очередь, Духовного управления мусульман Крыма, явно недостаточно, по причине, как говорилось выше, отсутствия материальных и финансовых ресурсов. В итоге проблема не только сохраняется, но и усугубляется. Представители тех или иных сект ведут свободную пропаганду, завлекая в свои ряды новых сторонников, регистрируют на законных основаниях религиозные организации, ставящие себя в альтернативу ДУМК, осуществляют "захват" должностей имамов в мечетях Крыма, тем самым внося раскол в крымскотатарскую мусульманскую общину.

С целью решения описанной проблемы в январе 2010 года Миллий Меджлис утвердил окончательную редакцию Положения Курултая крымскотатарского народа "О задачах органов национального самоуправления по укреплению духовного единства крымскотатарского народа". В постановлении, в частности, ставятся конкретные обязанности для органов национального самоуправления. обеспечение прав крымских татар на обучение и воспитание своих детей в дошкольных и школьных учреждениях на родном языке; организация подписки на крымскотатарские издания; обеспечение организационных основ для объединения мусульман, проживающих на соответствующей территории: создание и регистрация мусульманских общин в составе Духовного управления мусульман Крыма, оформление земельных участков для строительства и обслуживания мечетей и иных культовых объектов, приобретение зданий для организации молельных домов; проведение торжественных, праздничных и обрядовых мероприятий в полном соответствии с обычаями и традициями крымских татар; обустройство и содержание почитаемых мест (азизлер) и мусульманских кладбищ.

Большинство поставленных Курултаем перед местными и региональными меджлисами задач, явно демонстрируют необходимость задействовать в их реализации главный ресурс национального движения – широкое участие самого народа в деле собственного развития. Очевидно, что в существующих условиях только активное противодействие самих крымских татар деятельности различных сект способно предотвратить духовный раскол. Безразличие же или выжидание того, что кто-либо еще решит данную проблему, ведет лишь к ее усугублению.

Что же необходимо делать? В первую очередь, просвещаться самим и давать начальные религиозные знания детям. Кстати, отсутствие традиционных мусульманских ценностей во многих крымскотатарских семьях и приводит к тому, что дети в поисках возможности реализовать свои религиозные потребности, становятся членами различных сект. К этой же опасности ведет и разница между поведением родителей и нормами поведения, предписанных исламом. Молодой человек, жаждущий религиозного познания, в скором времени обнаруживает эту разницу и принимает решение не в пользу семьи, что приводит к семейным конфликтам и трагедиям, и негативно сказывается на народе в целом.

Понятно, что многие из перечисленных действий сложно осуществить самостоятельно, не каждый склонен к самообразованию и образованию других. В этом деле первая роль принадлежит имамам и религиозным учителям, которые должны создать условия для духовного просвещения мусульман. Органы национального самоуправления должны максимально содействовать им в этом деле. Однако такая идиллическая картина нарушается опять-таки отсутствием необходимых ресурсов. В итоге мы вынуждены обратиться к вопросу формирования местного национального бюджета.

Накопление средств, путем ежемесячных или ежегодных взносов каждой семьи в общий бюджет конкретного населенного пункта, может решить и проблему наличия образованного имама в мечети, и проблему организации религиозного образования, проведения на достойном уровне религиозных праздников и иных мероприятий и т.п. Сегодня в Крыму лишь немногие меджлисы и мусульманские общины решились на такой шаг. Однако развитие ситуации говорит о том, что иного пути на данный момент нет.

Нариман ДЖЕЛЯЛ