Мы на правильном пути

11.05.20160:19

Ислам — наша религия

Имам Аъзам Абу Ханифа Ан-Ну`ман — великий ученый, основатель ханафитского мазхаба, приверженцами которого являются крымские татары

Однажды благочестивый юноша-перс сидел на берегу Тигра в Ираке и вдруг увидел яблоко, плывущее по воде.

Почувствовав голод, он выловил его и съел. Однако вскоре он ощутил беспокойство из-за того, что без разрешения съел то, что ему не принадлежало. Тогда он решил найти владельца яблока. Если бы он был сведущим человеком, то знал бы, что ему можно было съесть яблоко без чьего-либо позволения.

Но он отправился вверх по течению реки, осматривая ближайшие дома, пока не увидел великолепный дом с большим садом, в котором росла яблоня, усеянная плодами, а некоторые ее ветви простирались над водой. Юноша постучался в дверь и попросил разрешения войти. Его впустили, и, войдя в дом, он увидел старика с приятным лицом. Судя по его осанке, он был весьма решительным человеком.

Выслушав рассказ юноши, хозяин дома немного поразмыслил, а затем сказал ему, что тот допустил серьезную ошибку и что ему следовало бы знать о последствиях этого поступка, а не просить прощения уже после его совершения. Он сказал, что готов простить его при одном условии. Юноша уже тешил себя надеждой, однако его сердце замерло, когда он услышал, каково это условие. Хозяин дома сказал ему: "У меня есть дочь на выданье, однако она физически и умственно неполноценна, и я беспокоюсь о том, что будет с нею после моей смерти. Глядя на тебя, я считаю, что ты сможешь о ней позаботиться. И если ты готов на ней жениться, я тебя прощу".

Юноша крепко задумался, а затем решил, что провести свою жизнь с такой женой все же предпочтительнее, чем попасть в Ад за свой поступок. И он дал согласие. Однако в первую брачную ночь его ожидал сюрприз: он обнаружил, что его жена красива и хорошо воспитана.

От этого брака и появился на свет имам Абу Ханифа Ан-Ну`ман.

Необходимо следование определенному мазхабу

Имам Аъзам Абу Ханифа (Ханифе) — основатель религиозно правовой школы, или учения, мазхаба (мазхаб), согласно которому крымскотатарский народ исповедует ислам.

Это мазхаб подавляющего большинства мусульман стран бывшего СССР. Эта школа является доминирующей в среднеазиатских странах, а также в Пакистане, Индии, Бангладеш, Афганистане и Турции. У нее есть немало последователей в Ираке, Сирии, Иордании и Палестине. Ханафитская школа получила широкое распространение, потому что ее последователями стали очень многие ученые последующих поколений.

Известны четыре основные религиозно-правовые школы (мазхабы) суннитов: имама Абу Ханифы (ханафиты), имама Малика ибн Анаса (маликиты), Мухаммада ибн Идриса Аш-Шафии (шафииты) и Ахмада ибн Ханбаля (ханбалиты). Все четыре мазхаба истинны.

Сегодня в Крыму существует мнение, что в результате влияния миссионеров в среде наших соотечественников появились приверженцы других школ. В частности, это ханбалиты и шафиты. Как правило, это "новые мусульмане" — молодежь, которая, не имея никаких религиозных знаний, пришла в ислам после возвращения из депортации в Крым. Они выросли во времена советского атеизма, родители не смогли им дать мусульманского воспитания. Они обучались исламу при помощи миссионеров или просто мусульман, проживающих в Крыму, или студентов-иностранцев, исповедующих ислам.

Из бесед с соблюдающими религию мусульманами становится ясным, что, к примеру, согласно ханбалитской школе, способы поклонения Аллаху более упрощены. Например, чтение обязательных молитв (фарз намаз) и игнорирование суннет-молитв, то есть не обязательных, но необходимых намазов; упрощения омовения (абдест) и многое другое. По ханафитскому мазхабу это неприемлемо, ведь суннет намазы это молитвы в честь пророка Мухаммеда (с.а.в.), а мыться, простите, всегда надо хорошо, ведь хадис "Чистота — половина веры" тому подтверждение.

В мечетях иногда возникают разногласия по этому поводу, но, в общем, это большой проблемой назвать нельзя. Потому что многие последователи других школ толком не знакомы с истинными постулатами своей школы. Просто их привлекает эта упрощенность в поклонении и несколько других взглядах на жизнь. Молодежь ведь всегда любит отличаться. А учиться мазхабу предков, то есть мазхабу ханафи, которому подчиняется большинство крымских татар, для них, наверное, очень трудно. Понятно, что учеба дается не всем. Да и у муфтията нет денег на широкое распространение литературы, книг, брошюр, дисков. Хотя кто ищет, тот всегда найдет. Имеющий в сердце иман (веру) рано или поздно пойдет правильным путем.

Многие молодые люди, исполненные благими намерениями и искренними желаниями, полагают, что следование определенному мазхабу не является обязательным. Однако это мнение ошибочно. Ведь указания к совершению актов поклонения (ибадет) рассредоточены по всему тексту Корана и сборникам хадисов, и лишь человек, обладающий достаточными знаниями в этом вопросе может разъяснить, как правильно совершать ибадет. Поэтому как ранние, так и современные исламские ученые утверждают, что каждому недостаточно осведомленному мусульманину нужно следовать одному определенному мазхабу. Следование определенному мазхабу является предпосылкой для правильного поклонения Всевышнему Аллаху.

Ханафиты и безмазхабные

Вот как оценивает ситуацию относительно приверженности к мазхабам в Крыму заместитель муфтия мусульман Крыма, кандидат исламских наук Айдер ИСМАИЛОВ:

— Крымские татары, будучи тюркским народом, в силу менталитета, сложившихся традиций и среды проживания приняли к практическому руководству Ханефитский мазхаб. Как известно, мазхаб – это правовая школа в Исламе, которая направлена на систематизацию и обучение практическим предписаниям Ислама. Другими словами, мазхаб обучает мусульман, как нужно жить по Исламу.

Исламское право — фикх, куда входят все сферы человеческих взаимоотношений, поступков. В классическом Исламском праве весь огромный спектр вопросов подразделяется на 4 области:

1) поклонения,

2) гражданские взаимоотношения между людьми (коммерческие сделки, женитьба-развод и т.д.)

3) наказания за преступления (уголовное право)

4) наследственное право (раздел имущества покойного).

Именно эти области регулирует мазхаб, т.е. учит людей как им поступать в той или иной ситуации "по Шариату", чтобы действия мусульман соответствовали Корану и Сунне.

Крымские татары, как и другие тюркские народы из-за ряда объективных причин отдали предпочтение Ханефитскому мазхабу. Подавляющее большинство мусульман Крыма следовало данной правовой школе и в повседневной жизни руководствовалось правовыми заключениями на практике. Судопроизводство также велось на основании правовых норм, выработанных ханафитскими учеными-правоведами.

Небольшое количество мусульман следовало Шафитскому мазхабу. Поэтому главный судья назначался из ханафитской школы, но при нем также были судьи остальных правовых школ для рассмотрения дел лиц, придерживающихся других мазхабов, а также для вынесения объективного решения по спорным вопросам.

На данный момент осознание, теоретическое обоснование той или иной практики с точки зрения принадлежности к Ханефитскому мазхабу среди крымскотатарского (мусульманского) населения отсутствует, т.к. многие годы народ был лишен возможности получать элементарное религиозное образование, не говоря уже о правовых и методологических аспектах.

Однако так как ханафитская правовая школа превалировала в Крыму это вошло в привычную практику и отразилось на обычаях и традициях. Никто не задумывался, почему так. В наши дни это проявляется во многих сферах общественной жизни, уже под названием "урф адет", но если выделить и изучить именно формы претворения в жизнь исламских предписаний, то они соответствуют Ханафитскому мазхабу. Это и поклонения (абдест, намаз, ораза, къурбан, зекят, фитир), женитьба, развод, семейное право и в целом подход к иным религиям, к национальным традициям и т.д.

Так как Абу Ханифа был не только правоведом, но также изложил и основы вероучения (акъида) в своей книге "аль-Фикхуль Экбер", то уместно также говорить и о вероучении, объяснениях постулатов веры, что есть вера и неверие, во что нужно верить, как нужно понимать те или иные понятия и т.д. Согласно трактату Абу Ханифы (который является базовым для всех мусульман — Эхлю Сунна вель-Джемаат) основы вероубеждения объяснил и систематизировал другой великий Ханафитский ученый Эбу Мансур Эль Матуриди.

Параллельно правовой школе сформировалась богословская школа Матуриди, в виде теологического крыла Ханефитского мазхаба. Таким образом, на практике придерживающиеся Ханафитского мазхаба, в понимании вероученческих аспектов придерживаются Матуридитского мазхаба. Следовательно, имамами крымских татар в религии являются Абу Ханифа и Матуриди.

Знание, к какой школе вероучения мы принадлежим, поможет нам не впасть в сектантские воззрения, потому что основное разногласие среди ортодоксального, традиционного понимания и сектантского кроется в области вероубеждений (акъида или итикъад).

На сегодня среди крымскотатарского народа практически нет людей осознанно следующих какому-то другому мазхабу кроме Ханефитского (если не считать нескольких людей обучающихся в ВУЗах арабских стран). Следовательно, в Крыму с точки зрения следования мазхабам можно подразделить на 2 категории людей Ханефиты и безмазхабные. Ханафиты — это те, которые автоматически практикует данный мазхаб, когда касается религиозных вопросов, согласно сложившейся традиции.

Безмазхабные – это последователи различного рода религиозных течений, партий, сект. Так как они не признают мазхабы и обязательным следование одной из четырех правовых школ. Данный контингент в большинстве своем молодые люди, не имеющие базовых знаний, берут на себя смелость делать выводы напрямую из аятов Корана и хадисов, не нуждаясь в объяснениях компетентных специалистов — ученых мазхабов.

Если кто-то думает, что кричать в мечети "Амин" или махать руками на намазе, широко ставить ноги или же протирать носки вместо мытья ног на намазе означает придерживаться Шафиитского или Ханбалитского мазхаба, то он ошибается. Придерживаться мазхаба это не значит выполнять несколько отдельных предписаний в области поклонения, правила выработанные в том или ином мазхабе касаются всех сторон жизни мусульманина. Следовательно, если человек что-то делает оттуда, а что-то отсюда, то это значит, что человек выбирает, что ему нравится или больше подходит, а это недопустимо. Данные действия расцениваются как потакание своему нефису, то есть желанию.

— Можно ли менять мазхаб?

— В соответствии с вышеизложенным мазхаб можно менять, если для этого есть важные объективные причины, научное обоснование или этому обязывают условия жизни, среда проживания. Однако в Крыму, где испокон веков придерживались ханафитского мазхаба в этом нет необходимости. Данный мазхаб полностью удовлетворяет нужды мусульман и соответствует сложившимся традициям. Следовательно, мусульманам Крыма кроме ханафитского придерживаться другого мазхаба вообще нецелесообразно, так как это будет провоцировать непонимание, споры, конфликты, противоречия.

Следует также отметить, что в Крыму распространены всевозможные религиозные идеологические течения, не традиционные для Крыма и нашего народа, которые по сути безмазхабные. Поэтому в большинстве случаев происходит отход от Ханафитского мазхаба, а не переход в другой, так как человек становится просто безмазхабным.

Вообще, данная тема для крымских татар не актуальна, ее искусственно навязывают нашему народу.

Кто же такой имам Аъзам Абу Ханифа и в чем заключается его мазхаб?

Обратимся к достоверным источникам. Согласно сведениям, изложенным в книге "Фикх. Необходимое упрощение вопросов Аль-Кудурия. По фикху имама Абу Ханифы" (Мухаммад Ашик Иляхий Аль-Бараний, Киев "Ансар Фаундейшн", 2004 г.), имам Аль-Хаммам Абу Ханифа Ан-Ну`ман родился в 80 г. от хиджры (700 г. н.э.) в г. Куфе на юге Ирака. Его полное имя Ан-Ну`ман ибн Сабит Аль-Куфий. Его семья занималась торговлей. Абу Ханифа рос богобоязненным юношей, выучившим Коран наизусть в очень раннем возрасте. Он также изучал хадисы и знал, как жить и вести торговые дела в соответствии с исламскими нормами.

Он изучал фикх у Хаммада ибн Абу Суляймана, а также у многих других ученых. Он получил знания от 4000 шейхов из числа табиун. Он сам принадлежал к поколению табиун — статус, следующий за сподвижниками пророка, то есть те, кто общался со сподвижниками пророка Мухаммеда (с.а.в.).

Его принадлежность к табиун возвышает его, ведь этого нельзя сказать ни об одном ученом из числа его современников.

Число его учеников невероятно велико. Количество его преемников было таковым, каковым оно не было ни у одного имама после него. О них также сказано: "И они — семь тысяч тридцать человек из числа шейхов того времени, которые были выходцами из разных стран, почерпнули у него знания и брагодаря их стараниям и усердию эти знания дошли до нас".

Имам Абу Ханифа передал четыре тысячи хадисов: две тысячи — от Хаммада, а две оставшиеся — от других шейхов.

Абу Ханифа был первым, кто записал фикх и распределил его по разделам, а после него это дело продолжил Малик ибн Анас при упорядочении по разделам своей книги "Аль-муууатта", однако Абу Ханифа был первопроходцем в этом деле.

Имам Абу Ханифа установил свой мазхаб по принципу "совет меж ними", при этом он не действовал по своему произвольному усмотрению, избегая подобного в своих умозаключениях (иджтихад) по религиозным делам и будучи безмерным в проявлении искренности к Аллаху и Его Посланнику (с.а.в.) и к мусульманам вообще. Он выносил на всеобщее рассмотрение тот или иной вопрос, затем спрашивал, что у них имеется по этому поводу, затем высказывал свое мнение и дискутировал с ними по каждому вопросу месяц или дольше. Он приводил доводы более яркие, нежели горящее светило, затем имам Абу Юсуф закреплял их в основах (аль-усуль), и после этого они принимались авторитетными людьми. Коль это так, то в таком случае мазхаб, который установлен по принципу совета между имамами, более совершенен и правомерен, более близок к полноте, прямоте и здравости; он более располагает, успокаивает и очищает сердца, нежели мазхаб того, кто установил его только лично для себя и при этом прислушивается только к своему мнению. (См. Аль-Кярдарий. "Манакыб Абу Ханифа", с. 57).

Абу Ханифой, да пребудет над ним милость и угода Аллаха, записывались тысячи вопросов, и переписчики разошлись во мнениях относительно их точного количества. Оно как минимум равно восьмидесяти трем тысячам: из них тридцать восемь тысяч вопросов касаются ибадат (актов поклонения), а остальные относятся к разделу о муамалят (гражданских отношениях). (См. Аль-Кярдарий. "Манакыб Абу Ханифа", с. 162).

Абу Ханифа был крайне непопулярен в кругу приверженцев различных отступлений от веры, поскольку он разработал четкую методику построения логических умозаключений в исламской юриспруденции.

Свой метод работы с религиозными текстами он ясно изложил в следующих словах: "Я ссылаюсь на Книгу Аллаха, а если не нахожу в ней подходящего текста, то ссылаюсь на хадисы Пророка (с.а.в.). А если я и в них не нахожу ничего подходящего, то принимаю слова сподвижников Пророка (с.а.в.). Но я принимаю любую их точку зрения, если располагаю не менее чем двумя ее подтверждениями. Я не отказываюсь от их слов ради того, чтобы принять точку зрения кого-либо другого. Когда Ибрахиму, Аш-Шааби и Аль-Хасану (ученым табиун) задают вопросы, они стараются найти правило, которое они выводят на основе собственных умозаключений (иджтихад), поскольку они — обычные люди. И я тоже поступаю подобным образом".

Эта его методика наряду с его подходом к текстам, в которых отсутствовали прямые доказательства, положила начало системе ученых исследований, состоящей из семи основных элементов:

– Коран — основа всех религиозных взглядов и норм и источник всех религиозных предписаний.

– Сунна (хадисы) является истолкованием Книги Аллаха. В ней отображены усилия Пророка (с.а.в.), которые он прилагал, чтобы передать людям Послание Аллаха.

– Свидетельства сподвижников Пророка (с.а.в.), поскольку у них были точные сведения о событиях, предшествовавших Откровению, и о том, как это Откровение осуществлялось Пророком (с.а.в.) на практике. Этими-то сведениями они и поделились с последующими поколениями.

– Аналогия, или кияс, — это использование конкретных текстов применительно к иным случаям, нежели те, что в них описаны, поскольку обоим этим случаям в основном присуще общее причинное сходство.

– Обратная аналогия, или истихсан, которая означает отказ от прямой аналогии с целью установления нормы, которая, расходится с общими правилами. Это делают потому, что при использовании принципа кияс возможны погрешности в некоторых деталях. В этом случае ученым необходимо найти иное причинное сходство (ильля), не имеющее прямого сходства с рассматриваемым вопросом. Применение подобного метода называют "скрытой аналогией". Обратная аналогия применяется также в том случае, когда кияс расходится с конкретным текстом, единодушным решением ученых или наследием (асор).

– Единогласие ученых, или иджма.

– Общественная традиция, имеющая отношение к практическим действиям мусульманской общины, правомочна в тех случаях, когда не применим ни один текст из Корана, хадисов или устных изречений Пророка (с.а.в.). Если же традиция расходится с ясным текстом, то она не имеет никакой ценности.

Абу Ханифа не оставил после себя книг, но все же ему приписывают авторство некоторых трактатов. Его мысли были записаны и собраны в нескольких книгах его учениками Абу Юсуфом, Мухаммад ибн Аль-Хасаном и другими.

Халиф Аль-Мансур из династии Аббасидов вызвал Абу Ханифу из Куфы в Багдад и предложил ему должность главного судьи. Но имам Абу Ханифа отказался, так как богобоязненный человек не мог выносить смертные приговоры и заточать людей в темницу. Кроме того, он осуждал политику правления халифа. И тогда Аль-Мансур велел посадить его в тюрьму, истязать на площади ударами кнута и ограничивать в еде и питье. После этого он скончался.

Это был благочестивый, богобоязненный, щедрый к нуждающимся, образованный, молчаливый и терпеливый, чистый и искренний человек.

Великий ученый имам Абу Ханифа умер в 150 году от хиджры в возрасте семидесяти лет. Да вознаградит и помилует Аллах Абу Ханифу.

Севиль АБДУРАХМАНОВА