Мангъуп – город-легенда

11.05.20160:19

В живописнейшем месте юго-западного Крыма, на вершине горы Баба-Дагъ, в окружении глубоких балок и оврагов, расположился самый большой из "пещерных городов" полуострова Мангъуп-Кале – столица средневекового княжества Феодоро. Здесь на обширном плато площадью в 98 га, усеянном каменными могилами, провалами подвалов исчезнувших домов, фундаментами храмов и величественными руинами княжеских дворцов, время словно остановилось. Но это обманчивое впечатление: Мангъуп продолжает жить своей жизнью, он гипнотизирует и погружает в неповторимую атмосферу прошедших столетий. Спокойный и обыденный на равнине, ближе к обрывам он становится манящим, чарующим и опасным.

Природный бастион


Во все времена живейший интерес у общественности вызывали древние города, цитадели, замки, которые по неизвестным причинам были оставлены своими жителями. Никогда не был обделен вниманием и Мангъуп-Къале. Этот уникальный "пещерный город" расположен в 20 км от Бахчисарая. Последние жители Мангъупа – караимы – покинули его в конце XVIII века. По сей день он бережно хранит свои тайны, которые вот уже около полувека пытаются разгадать крымские археологи.

Сегодня Мангъуп – одно из наиболее посещаемых мест в Крыму, независимо от времени года. Его источенные временем руины производят глубокое впечатление на всех его посетителей. Сюда стремятся попасть не только любопытные туристы, но и люди с неординарными способностями: медиумы, экстрасенсы, контактеры и биоэнергетики. Все они утверждают, что Мангъуп с его многочисленными искусственными пещерами – это место силы. Здесь нередко можно встретить представителей различных субкультур: это и хиппи, распевающие песни на древнем санскрите, и толкиенисты, и менестрели, и даже "черные" археологи, которые нелегально промышляют у подножья горы в поисках еще неоткрытых склепов знати скифо-сарматского периода.

Одним словом, сегодня Мангъуп – настоящая Мекка для любителей приключений. Дорога к нему ведет по живописной Къаралезской долине в небольшое село, не так давно возрожденное коренным населением полуострова – крымскими татарами, Ходжа-Сала, зажатое горными массивами в узкой и красивой котловине у северного подножья Баба-Дагъа. Именно отсюда открывается взору неповторимая панорама самого Мангъупа: четыре неприступных мыса-исполина, с высоты птичьего полета, напоминающие растопыренные пальцы, прорезаны тремя глубокими оврагами. Именно по этим утопающим в буйной растительности ложбинам пролегают крутые тропы, ведущие на плато. Каждый мыс и овраг имеют свое название и свою историю. Западный называется Чамлы-бурун, северо-западный – Чуфут-чеарган-бурун, северо-восточный – Элли-бурун и восточный – Тешикли-бурун.

С севера на Мангъуп возможно подняться по всем трем оврагам: Табан-Дере, Гамам-Дере и Къапу-Дере, а южный отвесный склон представляет собой неприступную природную твердыню. Он возвышается над уровнем окрестных долин на 250-300 м. Подступиться к нему нет ни малейшей возможности.

Эта гора была превращена в крепость самой природой, а человеку оставалось лишь усилить ее в отдельных местах тщательно продуманными оборонительными сооружениями.

От Готии к Феодоро


Согласно археологическим свидетельствам, мангъупское плато, обеспеченное водой и труднодоступное для неприятелей, привлекало людей еще со времен энеолита. Здесь были найдены следы жизни таврских племен (I тыс. до н. э.). А уже в III-IV веках нашей эры предгорье Баба-Дага и все четыре мыса Мангъупа заселили сармато-аланы. Эти племена, которые постепенно проникали в Крым с первых веков нашей эры, отступили сюда под натиском германских племен готского союза. А спустя несколько столетий и сами готы были вытеснены гуннами с крымских равнин в предгорье. Они смешались с местным разноэтничным населением и приняли участие в образовании государства Дори, более известного как крымская Готия с центром на Мангъупе. Молодое государство до прихода на полуостров генуэзцев в XIV веке, занимало территорию западной части горного Крыма и полосу южного берега от современной Балаклавы до Алушты. Первой столицей крымской Готии стал Дорос. Город возник на удобном плато Тешикли-бурун, получившего свое название благодаря большому количеству удобных сквозных пещер. Он был хорошо укреплен в расселинах скалы на участках пологого склона от одного обрыва до другого. По этническому составу население города было весьма пестрым. Здесь жили потомки тавро-скифов, скифо-сарматов, гото-аланов, эллины. Со временем Дорос становится центром Готской епархии в Крыму, подчиненной Византийскому патриарху. А в конце VII века страна Дори попадает под влияние Хазарского каганата.

Во второй половине IX века город был укреплен новыми крепостными стенами. Кроме того, был произведен капитальный ремонт старой оборонительной системы. С этого времени Мангъуп (так отныне стали именовать Дорос исторические источники) на долгие столетия становится неприступной твердыней.

Период с X-го и до середины XIV-го века считается самым темным в истории Мангъупа. Известно, что он окончательно становится провинцией Византийской империи и получает название "княжество Феодоро".

В XIII веке, во времена золотоордынского периода, Мангъуп сумел сохранить определенную самостоятельность. В середине XIV века здесь начинается строительный бум. Возводится великолепный княжеский дворец, руины которого и сегодня можно увидеть на Тешикли-бурун. Восстанавливается соборная базилика, строятся новые усадьбы знати и дома горожан. Укрепляется цитадель и появляется "второй рубеж обороны" – пояс стен и башен, которые перегородили доступ на Мангъуп со стороны оврагов.

Тайны княжеского рода


Говоря о Мангъупе, нельзя обойти вниманием его правителей – знатный род готских князей из династии Гаврасов. Именно под управлением Алексея I Гавраса захолустное княжество Феодоро превратилось в настоящую маленькую империю. Так, он был инициатором строительства дворца и международного торгового порта в Каламите (ныне Инкерман). Князь укрепил дружбу с первым крымским ханом Хаджи Гираем, породнился с помощью династических браков с императорскими домами Константинополя и Трапезунда. После его смерти престол перешел к старшему сыну Алексею II, а затем – к младшему, Иса – бею. Заручившись поддержкой второго крымского хана Менгли Гирая, Иса – бей прекратил вражду с Генуей. Отныне союзники: Готия, Генуэзская Кафа и Крымское ханство – объединились перед общей угрозой со стороны Османской империи. Но весной 1475 года сын Алексея II Александр совершил переворот и занял престол. Однако ему не суждено было править княжеством. В тот же год Мангъуп был осажден турецкими войсками, а спустя полгода пал. Александр был казнен, а его сын Алексей принял ислам. И хотя номинально последний отпрыск Гаврасов и носил титул Мангъупского князя, но реальной власти не имел. Известно, что сын Александра, более известный как Кемаль бей сделал в Османской империи успешную карьеру дипломата.

После падения Феодоро для Мангъупа началась новая эпоха. Отныне дворец становится крепостью: здесь размещаются турецкая администрация и гарнизон. Что касается города, то он продолжает жить. В 1774 году, после подписания Кучук-Кайнарджийского мира турки оставили город, а его жители предпочли переселиться в ближайшие долины, где были лучшие условия для жизни. И только караимская община еще некоторое время оставалась в городе.

Руины княжеского дворца

Радость туриста


Из построек Мангъупа лучше всех сохранилась цитадель и замок на восточном мысу. Когда-то это было большое трехэтажное здание. Верхние этажи были жилыми и служили укрепленной резиденцией князя, а нижний – использовался как арсенал и тюрьма. Архитектура фасада выдержана в дворцовом стиле. Посредине расположен широкий вход, по сторонам и на втором этаже – окна, обрамленные затейливыми резными наличниками. Раскопки последних лет выявили внутри цитадели кварталы жилой застройки. Ближе к северному обрыву находился колодец, снабжавший "внутренней город" водой. Посреди мыса видны остатки небольшой восьмигранной базилики: возможно, это была княжеская капелла. Здесь особенно много вырубленных в скале склепов, часовен и сооружений, которые предназначались для сбора воды и выжимки винограда.

На самом конце мыса находилась дозорная башня, которая в XIV-XV веках соседствовала с монастырем. Он представлял собой целый комплекс пещер, расположенных в несколько ярусов и связанных между собой деревянными лестницами. Самая известная пещера этого комплекса – Давул-Къоба, названная так благодаря хорошей акустике. У археологов нет единого мнения по поводу назначения этой пещеры. Одни предполагают, что здесь находилась княжеская сокровищница, а другие считают, что она использовалась в качестве тюрьмы. Это двухъярусная пещера: ее нижняя часть вырублена в скале, а верхняя сложена из камня. Западная и восточная стены ее разрушились, образовалось сквозное отверстие, хорошо видимое снизу, если подъехать к Мангъупу с севера. Еще две лестницы ведут вниз, в большой зал с подпорной колонной посредине. Если ударить по этой колонне, раздается звук, напоминающий барабанный, отсюда и название этого комплекса.

Гульнара АБДУЛАЕВА