Найти свое место в жизни

11.05.20160:19

Великий писатель Михаил Булгаков писал, что глаза — значительная вещь, вроде барометра: все видно, у кого великая сушь в душе, кто ни за что, ни про что может ткнуть носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится.

Через глаза мы получаем 90 % информации из окружающего мира, в связи с чем необходимо постоянно следить за состоянием глаз и проходить профилактические процедуры. Ведь существует множество заболеваний, при которых происходит поражение органа зрения. При некоторых из них патология возникает первично в самом глазу, при других заболеваниях вовлечение в процесс органа зрения происходит как осложнение уже существующих заболеваний. Изучением глазных заболеваний занимаются офтальмологи. В Крыму несколько сот врачей офтальмологов, но имена известны всего нескольких из них. На территории всей Украины и за рубежом имя Исляма Ибраимова, врача-офтальмолога высшей категории, знакомо многим, у кого возникли проблемы с глазами.

Ислям агъа родился в интеллигентной семье: отец – инженер, мама – доктор. Еще в детстве он сделал выбор и решил стать врачом. Учась в медицинском университете на 4 курсе, он сравнил разные специализации и направления в хирургии, и окончательный выбор был сделан в пользу офтальмологии.

Переехав в Крым в 1987 году, он не сразу смог найти работу. Но все-таки в том же году ему удалось устроиться на работу в г. Джанкое. Первый вопрос, который ему задали на собеседовании: «Зачем ты приехал в Крым? Твоя родина Узбекистан». Как отмечает Ислям Ибраимов, этот вопрос был очень характерным для того времени. На работе ему приходилось доказывать, что он хороший специалист. К сожалению, любому обществу присущи стереотипы: в больном обществе – больные стереотипы. По мнению Исляма агъа, попадая в новое общество человеку, ему необходимо адаптироваться к новому окружению, так как сложно даже представить, чтобы само общество адаптировалось к человеку. Следовательно, доказывая свою профессиональную пригодность, Ислям Рустемович демонстрировал обществу, что он достойный его член. «Работа была очень напряженная, когда кто-то не выходил на работу или был в отпуске, то приходилось вообще разрываться на части», — вспоминает Ислям агъа.

Сейчас Ислям агъа отмечает, какое влияние на него оказала работа в районной поликлинике, что она была хорошей школой и практикой: «Это то, что сейчас не хватает молодым специалистам и где они не хотят работать, а зря. Именно работа в районной поликлинике, хотя бы в течение 2-3 лет, многому учит». Поступление в клиническую ординатуру в Симферополе и знакомство с главным окулистом Крыма Любовью Ярышевой сыграли в жизни врача судьбоносную роль. «Она сотворила меня как офтальмолога. Она приняла меня на работу в областную больницу и научила меня всему. Я очень благодарен этому человеку. Без ее помощи я не знаю, как сложилась бы моя дальнейшая профессиональная жизнь. Все-таки начало девяностых и отношение к крымским татарам было не однозначным. Любовь Михайловна практически открыла для меня офтальмологию в Крыму», — рассказывает врач.

Первую операцию Ислям агъа сделал на пятом месяце интернатуры в Ташкентской областной больнице – операция глаукомы (глаукома – нарушение глазного давления). «Если судить по современным меркам, то это была примитивная операция, но тогда было страшно, руки тряслись. Сегодня появились новые методы и оперируют совершенно по-другому. В основном, операции проходят амбулаторно: после операции пациент может идти домой, если никаких осложнений не наблюдается», — рассказывает врач.

Сейчас к нему обращаются пациенты со сложными заболеваниями глаз. Одной из них пациенткой была молодая 25-летняя девушка, которой в конце 90-х гг. сделали уникальную операцию на зрачке – под радужную оболочку глаза на зрачок была помещена контактная линза. У девушки было очень слабое зрение: она носила очки с диоптриями -20. Она пришла к единственному человеку, который мог ей помочь, и доверилась ему. Девушка обратилась к Исляму Ибраимову. Врач рискнул провести операцию, аналогов которой в Крыму не было. Она завершилась успешно.

Каждый год Ислям агъа посещает конгрессы офтальмологов, где может ознакомиться с новыми методиками и оборудованием: «Каждая операция уникальна, приходится ездить по миру и знакомиться с методикой разных врачей. Я должен знать мировые тенденции».

Как профессионал в своем деле Ислям агъа считает, что подобные мероприятия важны и для молодых специалистов, которым необходимо смотреть и учиться, как оперировать – ведь без этого нельзя представить как хирурга, так и терапевта. Врач понимает, что не последнюю роль играет и финансовая сторона (сегодня это стоит денег), однако полученные знания составят хорошую базу новичкам.

Каждый год выпускают 15 интернов-офтальмологов, из которых не все работают по профессии. Сравнивая выпуски разных поколений, Ислям агъа видит контраст. «Помню, когда я проходил интернатуру, нас было четверо офтальмологов и все каждый день ходили дежурить. Не было мысли, чтобы не захотеть прийти, прогулять или не прийти. Мы договаривались друг с другом и выстраивались очередь, кто будет дежурить. Сейчас в общей массе не хотят, им проще и легче прогулять, — размышляет Ислям агъа. — Человек должен сам захотеть учиться, при всем своем желании педагог не может заставить ученика учить материал против его воли. К сожалению, человека нельзя сравнить с флешкой, которую в любой момент можно заполнить необходимой информацией: даже простояв рядом с врачом целый день, он ни чему не научится по той простой причине, что он не хочет».

Жизненное кредо Ислям агъа – человек сам должен найти свой путь. В отношении детей он также проявляет гибкость, так как считает, что жесткость в воспитании может подавить творческие способности ребенка. Старшему сыну он предоставил свободу в выборе профессии, но кровь взяла свое и сын пошел по его стопам — в хирургию. Отец участвовал в подготовке к поступлению, но в университетские дела он не вмешивается. С младшим сыном он разговаривает, как с взрослым человеком, чтобы ребенок научился анализировать свои ошибки и в будущем их не повторял. Как отмечает отец, он за контроль, но против деспотизма.

Может показаться, что у такого занятого человека совсем нет времени на отдых. Но вы ошибаетесь, отдых в его привычном для большинства людей виде – на диване перед телевизором – не для Исляма агъа. Это человек действия, для него лучший отдых это смена деятельности и не важно, что это – спорт, уборка, организационная работа — главное что-то делать, заниматься какой-либо деятельностью. Также без его внимания не остался и чемпионат мира по футболу. «Я болел за Германию, потому что мне импонирует их стиль жизни, их точность, целеустремленность. Даже допустив какие-то ошибки или проигрывая на старте, потом они всегда усиливают свою игру, мобилизируются. В финале же я болел за Голландию, потому что она была слабее Испании. Я всегда болею за слабые команды, потому что сильные могут за себя постоять», — рассказывает врач.

«Человеку надо найти свое место в жизни. Мне повезло, я шел изначально в офтальмологию и остался в ней. Более счастливого человека, чем я, просто нет», — с улыбкой сказал Ислям агъа.