Преддверие разлома __ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

11.05.20160:19

 Балто-Черноморская дуга [Энвер Узунджи]

Гибель президента и представителей политической и духовной элиты Польши, данная катастрофа уже сейчас может обозначиться на геополитической ситуации в Центральной и Восточной Европе, что на прямую затрагивает интересы Украины. Лех Качиньский всегда отличался яркой поддержкой евроатлантического курса Украины, в отличие от своего основного политического визави премьер-министра Польши Дональда Туска, который настаивал на «более прагматичных отношениях с Россией». Польшу при Качиньском считали наиболее последовательным союзником США в Восточной Европе, что не могло не раздражать Берлин и Париж. Последние ни когда не скрывали того факта, что в условиях отсутствия «советской угрозы» им не очень комфортно от американского военного присутствия в «старой» Европе. Кроме того, Париж и Берлин имели давние геополитические связи с Москвой, которые в последнее время активно возрождаются.

Поэтому Польша в своих действиях в рамках ЕС опиралась на балтийские государства, а из государств, не входящих в союз, наиболее близка к ней Украина. С геополитической точки зрения, поляки выстраивали Балто-Черноморскую дугу, которая компенсировала возрастающую мощь РФ. Не думаю, что в Кремле это кому-то нравилось.

При этом в самой Польше понимают, что их вес в ЕС зависит от умения вести самостоятельную дипломатию, без оглядки на Париж и Берлин. Качинский, реализуя эту концепцию в жизнь, поддерживал Украину, выступал в интересах Грузии в ее конфликте с Москвой. Польский премьер Дональд Туск, оппонируя Качиньскому, призывал и призывает к более глубокой интеграции Польши в ЕС, проведению проевропейской политики и, в унисон с Берлином, повторял тезисы о необходимости «конструктивного диалога с Москвой». Данные тезисы выливаются в реальные поступки. Недавно Туск провел переговоры с Путиным, а правительство Польши одобрило трехстороннее соглашение между российским «Газпром-Экспорт», польской государственной Нефтегазовой компанией PGNiG и Europol Gaz и владельцем польского участка газопровода Ямал-Европа.

Данное соглашение предусматривает увеличение объема снабжения газом с 9 млрд. до 11 млрд. кубометров в год. Кроме того, до 2037 года был продолжен контракт на снабжение газа из России в Польшу, а транзит топлива трубопроводом Ямал-Европа в ФРГ был продлен до 2045 года (!). РФ не надо и мечтать о большем. Фактически поляков сажают на российскую энергетическую иглу, причем руками польского правительства. Министр иностранных дел Польши Радислав Сикорский выступил с резкой критикой этого соглашения, намекнув, что оно закрепит зависимость Польши от российского газа.

Британские СМИ, заявили о том, что Польша представляла угрозу газовой монополии России. Причина обеспокоенности российского Газпрома — сланцевый газ. Британская «The Times» написала о том, что технология добычи сланцевого газа, которая оказалась чрезвычайно успешной в США, в ближайшее время будет испытана в Польше. По данным экспертов, в Польше есть значительные ресурсы сланцевого газа, и применение технологии его добычи могло бы лишить или значительно уменьшить зависимость Европы от углеводородов из РФ.

Переговоры с американцами относительно внедрения в Польше данной технологии проходили при участии команды Президента Качиньского. Теперь возникает вопрос — будут ли продолжены такие активные действия Польши в направлении добычи сланцевого газа? Учитывая договоренности Туска и Путина, вряд ли можно вести речь об этом.

 

Геополитические упущения Вашингтона

Геополитическое противостояние в Европе после краха СССР, как некоторые думают, не прекратилось. Тут виной не столько объективные обстоятельства, сколько политический менталитет элит ведущих держав, которые вызрели в горниле советско-американского противостояния и воспринимали мир сквозь призму биполярности.

В 2000-е годы в Париже и Берлине чаще выражали свое недовольство излишней американской опекой, которую при существовании СССР можно было оправдать «ядерной угрозой», но теперь этот фактор отсутствует. В данных условиях фронт «холодной войны» прошел по линии Вашингтон-Лондон-Париж-Берлин. Британцы на западной оконечности ЕС и поляки – на восточной – систематически торпедировали невыгодные для США решения, принимаемые в ЕС.

Теперь же, вполне вероятно, что с приходом к власти новой команды в Варшаве, политика Польши станет согласовываться с Берлином, и приведет к дезактивации польских геополитических усилий на Востоке (прежде всего, в украинском направлении), что устроит, в первую очередь, Кремль. Фактически, Польша дистанцируется от США, что ослабит позиции Вашингтона в регионе.

Тем более, что Барак Обама выступает за «перезагрузку» отношений с РФ, и готов, на первый взгляд, поступится позициями в Украине. При этом американские аналитики «переводят стрелки» на европейцев, мол, это именно они – представители ЕС – не противятся нынешнему «упадку украинской демократии», как пишет американский «Foreign Policy Journal». Складывается впечатление, что американцы еще не определились относительно Украины. Тем более вопрос базирования ЧФ России в Крыму, и это ни для кого не секрет, будет решаться не на украино-российском уровне, а на уровне договоренностей Вашингтона и Москвы. Печально, конечно, но это так – украинцы, в столь важном вопросе не имеют мощного голоса, хотя речь идет именно об украинской территории.

Данные обстоятельства усугубляются тем, что политическая элита в Украине не выработала определенного внешнеполитического курса.

Кроме этого, не может не беспокоить, то, что произошло в Киргизии, где в результате переворота к власти пришло правительство Розы Отунбаевой, которая сразу публично заверила Москву в собственной лояльности и готовности к сотрудничеству. Таким образом, на территории СНГ создан прецендент, который условно можно назвать «демократической контрреволюцией».

При этом Владимир Путин заявил, что события в Киргизии стали для него полной неожиданностью, но скорее всего он просто слукавил. Российская власть давно высказывала недовольство действиями К. Бакиева, который сперва заявил о закрытии американской базы в стране, взял кредит в России, а после согласился на сохранение базы. Еще более раздражали россиян планы Бакиева увеличить арендную плату за размещение в Киргизии российской авиабазы. Ситуация явно напоминает слабые потуги Киева требовать увеличения аренды за пребывание российского флота в Крыму.

Но самое главное, что, по имеющейся информации,  в новом договоре об СНВ между Россией и США, подписанном в Праге 8 апреля, не прописаны гарантии безопасности Украины, как и Беларуси, и Казахстана. Хотя накануне руководитель МИД РФ Сергей Лавров заверял, что «гарантии безопасности будут в полной мере подтверждены». Какую выгоду из этого могут извлечь США – непонятно. Данное обстоятельство ставит украинское руководство в неудобное положение, так как дает Кремлю дополнительные рычаги воздействия на Киев.