Нур-Султан – ханша Казанская и Крымская

11.05.20160:19

Пасмурным мартовским утром 1484 года тяжелая закрытая колымага, сопровождаемая десятком всадников, въехала в предместье Салачика. Спустя некоторое время она остановилась у дома бывшего правителя Ногайской Орды. Из окошка экипажа выглянула молодая женщина, облаченная в меха и парчу. Один из всадников спешился с коня и поторопился открыть ей дверцу. Гостья неторопливо вышла из экипажа и окинула царственным взглядом новую для нее местность, так не похожую на ее родные ногайские степи. Это была вдовствующая ханша Казани – Нур-Султан, дочь Темира Мангытского.

В Крымское ханство знатную княжну из ногайского рода Мангыт привело не праздное любопытство. После внезапной смерти второго супруга Ибрагима к власти пришел ее пасынок Али (Ильхам), который вынудил Нур-Султан и ее двух малолетних сыновей покинуть Казанское ханство. Оставив старшего сына Мухаммеда-Эмина на попечение московского князя Иоанна III, знатная дама направилась в страну Гираев. Она и подумать не могла о том, что это путешествие станет для нее судьбоносным.

Во второй половине XV века ханша Нур-Султан была довольно известной дамой. Она пользовалась большим уважением и почтением в обществе того времени. К сожалению, точная дата и место рождения Нур-Султан неизвестны. Предположительно, она родилась около 1451 года, так как известно, что в 1466 году, она, в возрасте пятнадцати лет, была выдана замуж за казанского хана Халиля. Но брак длился меньше года. В 1467 году Халиль скоропостижно скончался. Ханский престол в Казани по праву наследования перешел младшему брату усопшего Халиля Ибрагиму. И по древнему тюркскому обычаю гласящему: "А жены твоего брата становятся твоими женами, а его дети – твоими детьми" Нур-Султан становится женой Ибрагима. Правда, детей от Халиля юная султанша родить не успела, но согласно праву левирата* этим браком она укрепила политический союз между родственными династиями и продолжила род умершего супруга.

Несмотря на то, что у Ибрагима уже была жена Фатима-Шах-Султан и трое сыновей, он через пару лет делает Нур-Султан "большой" – главной женой. Молодая ханша сумела покорить мужа своим живым умом, образованностью и умением располагать к себе. Внешне мягкая и покладистая эта женщина обладала независимым и твердым характером. Она хорошо разбиралась в международной обстановке тех лет и всячески старалась поддерживать политический курс мужа в отношениях с соседними государствами. Их брак длился всего двенадцать лет. За это время ханша подарила мужу двух сыновей – будущих казанских ханов Мухаммеда-Эмина и Абдулл-Латифа. А если верить ряду источников – то у Нур-Султан и Ибрагима родилась еще дочь, по имени Гаухаршад или Ковгоршат. Царевна с таким именем была активной участницей общественно-политических событий в Казанском ханстве в 1531 – 1545 годах, и была регентшей при несовершеннолетнем хане Джан-Али.

В 1479 году Ибрагим отошел в лучший мир. И сразу же после его смерти казанская верхушка разделилась на две партии. Первая высказала мнение, что престол должен занять старший сын Ибрагима и Фатимы Али, а вторая видела правопреемником старшего сына Ибрагима и Нур-Султан Мухаммеда-Эмина, которому едва миновало десять лет. В итоге было решено, что казанский престол будет наследовать Али.

И сразу же после того, как хан был избран, Нур-Султан была вынуждена покинуть Казань и искать себе новое пристанище.

Неизвестно, отвезла ли она лично своего старшего сына Мухаммеда-Эмина к московскому князю Иоанну III, или отправила его с письмом в сопровождении верных людей. Она посчитала, что будет лучше, если ее старший сын вырастет у московского князя, с которым ее вот уже десять лет связывали дружеские отношения. Известно, что Иоанн Васильевич обещал оказать покровительство ее сыну Мухаммеду-Эмину, более того, обязывался после его совершеннолетия содействовать ему в возведении на казанский престол. А до того времени дал ему на содержание город Каширу.

Сама же Нур-Султан с младшим сыном Абдулл-Латифом отправилась на юг, в пределы Крымского ханства.

Крым ею был выбран неслучайно. Здесь с некоторых пор жили ее отец и братья, занимавшие высокие посты при крымском дворе. Именно под их покровительством она должна была провести остаток своих дней в женских покоях. Ведь она уже несколько раз была замужем, имела двух сыновей, да и по меркам своего времени в 30 лет молодой уже не считалась. Так что рассчитывать на еще одно удачное замужество не приходилось.

Вскоре о приезде знатной дамы стало известно при дворе. О ней говорили, что она вела дружескую переписку с московским князем, занималась благотворительностью, слыла образованной и мудрой женщиной. Более того, о ее красоте слагались легенды. Сам крымский хан Менгли Гирай не смог скрыть своей заинтересованности. Он пожелал познакомиться с Нур-Султан-ханым.

Интуитивно чувствуя, что ей выпал еще один шанс на счастливую семейную жизнь, да еще с самим потомком великого Чингисхана, вольная дочь степи согласилась встретиться с ханом. И она не ошиблась. Хан был впечатлен ее красотой и умом. Все чаще Менгли стал бывать в доме Темира Мангытского, а в 1486 году сделал ее своей главной женой и возвел в ранг первой женщины ханства. Так началась новая жизнь ногайской княжны в роскошных ханских дворцах Ашлама Сарай и Девлет Сарай.

Новое положение обязывало Нур-Султан принимать активное участие в крымских делах. Супруг доверял ей во всем. Он поддерживал и поощрял ее переписку с османским султаном Баязидом и московским князем. А 1492 году Менгли Гирай одобрил ее решение устроить династический брак одной из его старших дочерей Айше и османского принца Селима, которому в будущем предстояло стать султаном Османской империи, а Айше стать матерью султана Сулеймана Великолепного.

На самом деле участие женщины в дипломатических и международных делах Крымского ханства не вызвало удивлений. Вот как об этом писал в XIX веке ориенталист Василий Григорьев: "Жены и матери властвующих ханов играли всегда значительную роль в правлении, имели огромное влияние на дела государственные, на все милости, исходившие от трона, наконец, на самое избрание государей, ибо видим, что в Великой Орде и Персии они участвовали и по законам Яса должны были участвовать во всех курултаях или государственных сеймах, собиравшихся как для избрания нового императора или хана, так и в случае других каких-либо важных событий. По кончине же императоров или ханов участие их вдов в правлении увеличивалось еще более. До собрания сейма и избрания нового государя правительницею государства всегда оставалась одна из жен покойного".

Как только ее младший сын Абдулл-Латиф возмужал, она отправляет его к старшему брату Мухаммеду-Эмину. Последний при обещанной поддержке князя Василия уже занимал казанский трон. Но из-за возникших разногласий между Казанью и Московией Абдулл-Латифа новый московский князь Василий III в Казань к брату не пустил, а оставил у себя в качестве "заложником", дав ему в управление несколько городов. Нур-Султан этому обстоятельству особо не противилась. Видимо, у нее были свои причины.

Для Нур-Султан не составило большого труда убедить мужа отпустить ее в далекое путешествие к святым местам. В 1494 году она в сопровождении своего родного брата Хусейна, который являлся зятем крымского хана, отправилась в далекое путешествие на Восток. Они посетили Мекку и Медину побывали в Аравии и Египте. Крымский историк XVI века Мустафа Дженнаби сообщает по этому поводу: "В 900 году гиджры Менгли-хан отправил жену свою на поклонение святым местам. Она посетила Египет и была отлично принята тамошним владельцем; при ней находилась свита, состоявшая более чем из 50 человек". После паломничества в Мекку Нур-Султан получила звание "хаджи".

И только после священного хаджа в Мекку Нур-Султан, на этот раз в сопровождении пасынка крымского принца Сагиба Гирая, отправляется в Московию и Казань проведать своих детей. Ее путешествие на север растянулось почти на полтора года.

Ханша Нур-Султан пережила своего третьего мужа всего на четыре года. До последних дней она занимала свое привилегированное положение при дворе своего пасынка хана Мухаммеда Гирая. Еще некоторое время она старалась оставаться мостиком компромисса и понимания между Крымом и Московией, но потом передала свое место невестке – первой жене Мухаммеда, Нурум, и скромно отошла в тень истории.

В стране, где женщины были затворницами, крымские ханши могли принимать участие в государственной жизни и заслужить себе память потомства. Нур-Султан была одной из тех женщин, которая пользовалась глубоким уважением как в Казани и Крыму, так в и Московии, а известность ее простиралась от Ногайских степей до Османской империи, Аравии и Египета.

Нур-Султан, трижды овдовев, счастливо окончила жизнь, окруженная всеобщим почетом и уважением. Предположительно она была погребена рядом со своим последним супругом Менгли Гираем в дюрбе Хаджи Гирая в Салачике.

* Левират – брачный обычай, свойственный многим народам на стадии патриархально-родового строя, по которому вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь, с его братьями.

Гульнара АБДУЛАЕВА