Земельный вопрос

11.05.20160:19

При Совете Министров АРК в феврале 2011 года была создана земельная комиссия по разрешению земельных вопросов на территории города Симферополя и Симферопольского района, целью которой является решение проблем земельных полян протеста. Председателем комиссии является Юрий Псарев (вице-премьер правительства), в числе прочих в состав комиссии вошли и представители Меджлиса: Рефат Чубаров и Зевджет Куртумеров.

С момента создания комиссии до нас всего несколько раз доносились отголоски ее работы. Наверняка, в связи с уходом из жизни Василия Георгиевича будем слышать о работе еще меньше. Поэтому мы решили освежить память наших читателей и представителей власти беседой с членом земельной комиссии Зевджетом Куртумеровым.

Зевджет-агъа прокомментировал работу комиссии.

«Работа комиссии сейчас продвигается действительно очень медленно. Мы, члены Меджлиса, состоящие в комиссии при Совмине, не раз предлагали работать одновременно по нескольким массивам. Однако остальные члены комиссии придерживаются другого мнения: они считают разумным освободить сначала один массив (в данном случае Абдал), а потом переходить к другим. Правда, уже на последнем заседании комиссии было принято решение начать работу по всем массивам, находящимся в городе».

Те члены комиссии, которые настаивают на освобождении земельных участков, аргументируют это нахождением их в охранных зонах: кладбище (Абдал), санитарные зоны, массивы в местах прохождения важных коммуникаций.

«К примеру, на ул.Куйбышева уже давно планируется строительство насосной станции и резервуара чистой воды для того, чтобы улучшить водоснабжение этой части города. Она нужна всем: и крымским татарам, и русским, и украинцам, поэтому мы считаем необходимым освободить этот участок. Освобождая эти участки, крымские татары получают участки на территории Добровского сельского совета. А те, кто имеют капитальные сооружения, а также законченные дома, получат земельные участки недалеко, на улицах Гастелла и Молдавской. Государство не может им компенсировать эти затраты, но может предоставить на льготных условиях участки в черте города. Дома должны быть добровольно снесены самими хозяевами. Все остальные, не имеющие капитального строительства, состоящие в списках участников полян протеста, получают участки на территории Добровского сельского совета. Если где-то еще возникнет необходимость отселения, то Совмин готовит участки на территории Перовского сельского совета, в районе села Украинка, и на территории Трудовского сельского совета. А отселения еще будут: я уже упоминал о насосной станции (54 семьи)», – сообщил З.Куртумеров.

Торможение многих земельных вопросов во многом связывалось с отсутствием генерального плана города Симферополя. То, что план принят, вряд ли сдвинет дело с мертвой точки, ведь уже сейчас наблюдаются его первые неточности и недоработки. А именно. Генеральный план города абсолютно не учитывает реалии последних 4-5 лет на территории Симферополя, все статистические данные (население, количество учащихся, работающих в транспортной сфере и т.д.) плана за 2003-2004 гг., в то время как генеральный план рассчитан до 2016 г. Что касается ситуации с полянами протеста, то и здесь генплан станет, по-видимому, очередным порогом, о который споткнутся крымские татары. Вот реальный пример, который привел «Авдету» Зевджет Куртумеров.

«Часть массивов (Луговое-2, ул. Балаклавская, Симеизская, массив «Крымавтогаз»), которые были заняты полянами протеста, еще в старом генеральном плане предусматривались для индивидуального жилищного строительства. В недавно принятом новом генплане эти массивы определены для жилой многоэтажной застройки. Мы придерживаемся того мнения, что эти массивы должны быть выделены для индивидуальной приусадебной застройки». З.Куртумеров привел несколько аргументов, определяющие позицию членов земельной комиссии Меджлиса:

«На территории некоторых массивов, занятых акциями протеста, например Петровских высот, Залесья, подвержены карстовым явлениям, имеются даже пещеры (Алимова пещера на Петровских высотах – памятник национального значения), кроме этого еще несколько карстовых полостей, поэтому строить на такой поверхности высотные дома является крайне недальновидным и нецелесообразным. Не менее важным аргументом является то, что многоэтажки на территории Залесья и Петровских высот могут стать вполне реальной преградой для доступа чистого воздуха в город, который, как известно, находится в котловине, из Добровской долины».

Первые результаты работы комиссии имеют место в Симферопольском районе. По информации Куртумерова, все желающие получили участки в Трудовском, Урожайненском сельских советах, заканчивается процесс в Добровском сельском совете (получено около 1800-1900 участков). А вот в черте города никто из участников протеста земельных наделов еще не получил.

На определенных массивах уже выделены участки для репатриантов, гарантируется ли это официальной документацией и может ли человек без опасок начинать строительство? Наверняка, этот вопрос интересует многих, оказавшихся в ситуации, когда непонятно, что делать дальше. З.Куртумеров внес ясность в этот вопрос.

«Сейчас процедура получения документов на право собственности на земельный участок очень затратна в финансовом плане и продолжительна во времени. Раньше советы бесплатно и сразу выдавали решения на земельные участки. Сейчас все иначе. Перед процедурой получения решения ввели еще одну: сначала необходимо получить разрешение на проект отвода земельного участка, что само по себе является сложным процессом. Для того, чтобы завершить оформление документации по проекту отвода необходимо согласование с различными инстанциями, что предусматривает немалые расходы. Хотя большинство людей так и поступают, ведь у многих нет иного жилья, не прекращается инфляция, поэтому необходимо как можно быстро вкладывать деньги в строительство и параллельно оформлять необходимую документацию».

Кто получает участки по результатам работы земельной комиссии?

В первую очередь, получают земельные наделы участники полян протеста. Здесь стоит еще раз отметить, что не во всех случаях этими участниками являются крымские татары. По информации земельной комиссии, из 11 тыс зарегистрированных на полянах протеста в Симферополе и Симферопольском районе 3 тыс являются представителями других национальностей. Благодаря существованию полян протеста имеют возможность получить решение на владение земельным участком и те, которые не смогли участвовать в земельных акциях протеста

«В Чистеньском сельском совете выделено 196га земли, это примерно 1,5 земельных участков, участников полян протеста – 858 человек. Оставшиеся 600 участков сельский совет будет распределять и среди тех, кто не участвовал в акциях протеста, но имеют право на земельный участок и написали заявление в сельский совет. Аналогичная ситуация в Мирновском сельском совете. Там готовится массив в 67га, оставшиеся участки будут распределяться среди работников бывшего птицеводческого предприятия. Участки другого массива (38га) в этом же сельском совете будет распределяться среди депортированных уроженцев этого села. Поэтому рассматривать деятельность земельной комиссии исключительно в интересах крымских татар неверно».

В Чистеньском и Мирновском сельских советах генпланы, которые разрабатывались в 2007 году, до сих пор не были завершены поэтому они требуют незначительных корректировок, стоимость которых составляет порядка 50 тыс грн, государство эти деньги только сумело изыскать. На эти средства будет сделана корректировка генплана. Только после этого совет получит возможность выдавать решения на эти земельные участки.

Много толков и разночтений вызвала ситуация в Добровском сельском совете, которая заключалась в том, что участникам полян протеста предложили заплатить в сельский совет 5 тыс гривен на развитие инженерно-транспортной инфраструктуры, чтобы получить решение на земельный участок. Мы попросили прокомментировать эту ситуацию З.Куртумерова.

«Начну с предыстории этого вопроса. В старом законодательстве (закон о планировке, застройке территории) указано, что местные органы власти могут привлекать средства застройщиков для развития инженерно-транспортной инфраструктуры. Могут, но не обязаны. И нужно обратить внимание на слово застройщик. Не тот, кто получает участок, а тот, кто приступает к строительству: то есть уже сделан план, проект дома и получено разрешение на строительство. В Добровском сельском совете, немного опережая ситуацию, требовали участия в инженерно-транспортной инфраструктуре на стадии получения решений. Это было ненормально. Мы много беседовали с головой сельского совета, ныне покойным Калужиным. Он аргументировал позицию сельского совета следующим образом: на территории Добровского сельского совета будут выданы 2,5 тыс участков. Если сейчас люди не заплатят эти средства в местный бюджет, потом сельскому голове придется добиваться их через судебные инстанции».

Некоторые участники полян протеста согласились на это условие местной власти и внесли необходимую сумму. Получив участки, приступили к строительству. Другие решили повременить, дождаться каких-либо изменений в земельном законодательстве. И изменения-таки нагрянули. С февраля этого года закон обязывает каждого застройщика участвовать в развитии инженерно-транспортной инфраструктуры. «В Добровской долине есть массив Монетный двор. Там уже проведен газопровод, на каждой улице оставлены отводы для газификации, то есть самый тяжелорешаемый даже в старых массивах вопрос с газом здесь уже решен. Поэтому заплатить эти 5 тыс гривен, конечно, было целесообразно. Все, кто заплатили раньше, выгадали. Люди упустили время, надеясь на то, что что-то изменится» – сказал Зевджет-агъа.

Напомним, что формированием списков земельная комиссия занималась с февраля по апрель этого года. Графики выездов комиссии на поляны протеста анонсировалось в сми, чтобы люди знали и присутствовали на регистрации в списках.

«Мы регистрировали тех, кто приходил на встречу с комиссией, показывал свой участок, домик, фундамент и т.д. для регистрации должны были быть предоставлены паспортные данные, идентификационные номера. Были зарегистрированы также и те, кто занимал участок на поле, но по каким-то причинам не смог прийти на регистрацию или выпал из списков на какой-то стадии. Дальше списки сдавались в рескомнац, который сводил их в реестр, подписываемый старшими полей, членами комиссии, затем их визировал председатель республиканского комитета по делам национальностей. И в таком порядке они отправлялись в комитет по земельным ресурсам для того, чтобы кадастровый центр проверил наличие права у каждого на земельный участок. После этого списки возвращались в совмин. На заседании комиссии они утверждаются, а потом направляются в те советы, на территории которых находятся массивы» – рассказал З.Куртумеров.

Зевджет Куртумеров напомнил, что списки кандидатов на получение земельных участков находятся в Меджлисе. Любой желающий может прийти и проверить себя в списках.

Беседовала Азизе АБЛА